Искусственное освещение

Общее искусственное освещение

Общее освещение привлекает для своей реализации стандартные осветительные приборы и оборудование. Характерной особенностью общепринятого взаимного расположения осветительных приборов в этом случае является стремление полномасштабно охватить пространство для жилья и работы. Для выполнения этой цели используются приборы одного типа. Рельефно это прослеживается, рассматривая освещение домашней конфигурации.

Как правило, основную роль здесь выполняют лампы накаливания. Но заметна все увеличивающаяся тенденция применения ламп с энергосбережением и приборов на светодиодной базе. Воплощение в жизнь этого вида освещения происходит благодаря размещению осветительных приборов сверху, но бывают и отклонения от принятого порядка.

Что такое естественное освещение

Естественный свет — лучи солнца, проникающие в помещение. Такие потоки комфортны для глаз и наполняют комнаты атмосферой уюта.

Чтобы «впустить» в помещения побольше света, профессионалы изучают конструктивные особенности зданий и стараются учесть все факторы

Важно знать, как подразделяются системы естественного освещения. Условно можно выделить три типа:

  • Верхнее: солнечные лучи струятся в комнаты из проемов в крыше. Однако такой вариант возможен только для одноэтажных строений.
  • Боковое: потоки попадают в помещения через проемы в стенах здания, то есть через окна. Это самый распространенный способ осветить комнаты.
  • Комбинированное: лучи падают и сверху, и сбоку. Оптимальный вариант освещения, но реализуемый только в одноэтажных зданиях или на верхних этажах многоэтажных строений.

Уровень естественного освещения может существенно меняться даже в течение светового дня. Идеально, если в окна в комнате расположены на двух противоположных стенах. В этом случае есть шанс уловить побольше солнечных лучей, даже если вмешиваются внешние факторы.

Верхнее естественное освещение комнаты

Вариант комбинированного естественного освещения в квартире

Боковое естественное освещение через мансардное окно

Вариант бокового естественного освещения через длинные узкие окна

Важно! Если перед домом расположены деревья или высокие здания, солнечные лучи будут с трудом проникать в помещения. В таком случае проблему придется решать с помощью искусственного освещения

Виды искусственного освещения. Классификация

Основные виды искусственного освещения, различаемые по расположению и предназначению источников света:

1) Общее. В помещениях любого типа (жилые, офисные, производственные) этот вид освещения предполагает наличие светильников в верхней зоне или на потолке. При организации общего вида свет должен равномерно распределяться по всей площади помещения. Для небольшой жилой комнаты это может быть люстра или потолочный светильник. В офисе или производственном помещении обычно используется система светильников.

2) Местное. Этот вид освещения предназначен для выделения определенных зон путем расположения источников света непосредственно на выделенном участке помещения. Для местного освещения жилья применяют следующие виды светильников: напольные, настенные, подвесные, настольные, встраиваемые. В производственных или офисных помещениях используют специальные светильники, направляющие свет непосредственно на рабочее место.

3) Комбинированное. Предполагает одновременное использование общего и местного видов искусственного освещения. Эффективно для всех типов помещений: жилых, офисных, общественных и производственных.

Как определяются нормы естественного и искусственного освещения

Нельзя планировать схему освещения «на глазок». Работа требует предварительных расчетов и соотношения с ключевыми факторами: климатом, типом здания, высотой потолков, габаритами комнат. Предлагаем изучить, чем нормируется естественное и искусственное освещение.

Методы правильного планирования естественного освещения

При расчетах следует руководствоваться нормами СНиП 23-05-95. Сначала нужно разобраться, что такое коэффициент естественного освещения КЕО. Это процентное соотношение световых потоков, создавае­мых в определенной точке заданной плоскости внутри комнаты к горизонтальной освещенности за счет полностью открытого небосвода. Существует специальная форма для расчета показателей.

Важно оценить размер оконных проемов, тип остекления, способность оконных стекол пропускать солнечные лучи. Также играет роль климатический район, где расположено строение

Как нормируется естественное освещение с учетом этих факторов:

eN = ен*m

Расшифровываем:

  • ен — показатель КЕО, определенный по формуле.
  • m — коэффициент светового климата в районе расположения дома.

Можно определить показатели с помощью профессионального прибора — люксометра. Этот способ позволяет получить наиболее точный результат, поэтому специалисты чаще выбирают именно его.

Как измеряется освещенность

Для этого используют специальный прибор — люксметр. Его главным элементом является полупроводниковая фотопластина, генерирующая при облучении электрический ток. Количество протекающего в цепи заряда прямо пропорционально освещенности.

Существует 2 разновидности люксметров:

  1. Аналоговые. Отображают показания при помощи стрелки, перемещающейся вдоль шкалы. Она отклоняется под действием магнитного поля, создаваемого катушкой при протекании тока.
  2. Цифровые. Сигнал обрабатывается процессором, результаты отображаются на дисплее.

Цифровые люксметры превосходят аналоговые по удобочитаемости и точности показаний. Есть модели с выносным фотоэлементом, подключенным к основному устройству проводами.

Искусственный свет

Природный свет не всегда способен обеспечить необходимую для человеческой деятельности освещенность. Для большинства видов работ естественной освещенности оказывается недостаточно. Дождь, снег, наружные и внутренние загрязнения окон снижают интенсивность поступления света. Люди с древнейших времен не могли существовать без использования дополнительных приспособлений, увеличивающих освещенность.

В зависимости от направления действия искусственного источника света освещение бывает общим, местным и комбинированным. Виды искусственного освещения определяет их назначение:

Рабочее используется для создания хорошей видимости на транспортных и пешеходных путях, в любых помещениях, необходимо для бесперебойного течения рабочих процессов;

  • Аварийное — используется для обеспечения светом мест, где при отключении основного может возникнуть аварийная ситуация. Оно применяется для предотвращения опасных ситуаций, технологических катастроф. Остановленный на продолжительное время производственный процесс также считается аварийной ситуацией;
  • Вынужденная эвакуация людей обеспечивается эвакуационным освещением. Оно должно дать возможность различать направление хода эвакуационных путей (пол помещения, лестница);
  • Границы территорий, подлежащих охране, снабжают источниками света, это охранный вид освещения;
  • Более низкое по сравнению с основным освещение, применяемое в нерабочий период времени для визуального контроля территорий и помещений, называют дежурным;
  • Фасадное используется в дизайне городского пейзажа;
  • Парковое служит для обеспечения видимости на путях движения в зеленых зонах и является элементом дизайнерского оформления.

Эвакуационное и аварийное освещение могут делиться на 2 варианта: функционировать, когда горит рабочий свет, либо включаться в момент отключения основного света.

Естественное освещение для комфортной жизни

Человеческое здоровье и настроение напрямую зависит от качества освещенности. Роль играет все: направление света, цветопередача, количество световых потоков. Поэтому профессионалы предусмотрели несколько правил, на которые которые опираются строители современных зданий. Основные требования:

  • Расстояние между окнами не должно превышать полутора метров.
  • Помещения необходимо проектировать так, чтобы во все комнаты попадали прямые солнечные лучи как минимум в течение 2,5 часов в сутки.
  • Оптимальный размер одного окна — 1/5 от площади комнаты.
  • Чем выше потолки в здании, тем выше от пола необходимо располагать окна.

Если в доме или квартире несколько комнат, как минимум 60% из них должны быть хорошо освещены. В зависимости от уровня естественного освещения необходимо продумать предназначение помещений. Чем больше посещаемость, тем больше должно быть света.

Естественное освещение в квартире

Виды искусственного освещения. Классификация

Основные виды искусственного освещения, различаемые по расположению и предназначению источников света:

1) Общее. В помещениях любого типа (жилые, офисные, производственные) этот вид освещения предполагает наличие светильников в верхней зоне или на потолке. При организации общего вида свет должен равномерно распределяться по всей площади помещения. Для небольшой жилой комнаты это может быть люстра или потолочный светильник. В офисе или производственном помещении обычно используется система светильников.

2) Местное. Этот вид освещения предназначен для выделения определенных зон путем расположения источников света непосредственно на выделенном участке помещения. Для местного освещения жилья применяют следующие виды светильников: напольные, настенные, подвесные, настольные, встраиваемые. В производственных или офисных помещениях используют специальные светильники, направляющие свет непосредственно на рабочее место.

3) Комбинированное. Предполагает одновременное использование общего и местного видов искусственного освещения. Эффективно для всех типов помещений: жилых, офисных, общественных и производственных.

Специфика искусственного освещения офисных помещений

Искусственное освещение офиса

Искусственное освещение необходимо большую часть года. Только летом в солнечную погоду достаточно будет естественного света. Освещение влияет на следующие факторы:

  • работоспособность;
  • настроение;
  • продуктивность;
  • концентрация внимания.

Выделяют несколько уровней подсветки: общий, локальный, декоративный.

Общее освещение создает основной световой поток. Оно должно быть равномерным, без темноты в углах или иных зонах. Также не стоит делать общий свет излишне ярким – это способствует быстрой утомляемости глаз. Общая подсветка организуется при помощи потолочных светильников.

Локальный свет нужен для отдельного рабочего места. Он создается при помощи настольных ламп или подвесных светильников с непросвечивающими плафонами прямо над столом. Особенно важна локальная подсветка для рабочих мест, связанных с постоянным зрительным трудом: чертежники, проектировщики, дизайнеры.

К локальному освещению много требований:

  • отсутствие резкого контраста между яркостью настольной лампы и общего освещения;
  • нужный уровень яркости: не слишком малая, но не слепящая (мощность источника света примерно 60 Вт лампы накаливания или 8-10 Вт для светодиодной);
  • настольная лампа должна располагаться с левой стороны от человека, пишущего правой рукой;
  • свет должен выделять рабочие инструменты конкретного работника: клавиатуру, чертежную доску.

Декоративная подсветка служит для выделения интерьерных объектов: дипломов, наград, сувениров, картин. Ее создают направленными источниками света малой мощности.

Какую цветовую температуру лучше выбрать для офиса

Правильный рабочий настрой легко задать при помощи цветовой температуры.

Цветовая температура разделяется на три большие группы:

  • теплую (2700-3300 К);
  • нейтральную (3300-5000 К);
  • холодную (свыше 5000 К).

В зависимости от теплоты свет может способствовать расслаблению или, наоборот, бодрости. Например, холодные тона бодрят, заставляют концентрироваться на задании, но при долгом использовании вызывают расстройство глаз, нервной системы. Теплые цвета способствуют расслаблению. Они хороши для зон отдыха, столовых.

Для рабочих, учебных комнат, офисов больше всего подходит нейтральное освещение. Оно создает рабочую продуктивную атмосферу, помогает сосредоточиться.

Нейтральный диапазон цветовой температуры делят на:

  • естественный белый (3300-4000 К);
  • холодный белый (4000-5000 К).

Оба варианта хороши для офисов, рабочих пространств. Однако холодный белый не подойдет для маленьких комнат – атмосфера будет слишком тревожной.

Хорошим вариантом станет цветовая температура равная 4000 К.

Холодный белый

Естественный белый

Нормы и стандарты освещения офиса

Уровень освещенности и другие требования к свету приводятся в нескольких нормативных документах: СНиП 23-05-2010 «Естественное и искусственное освещение» (взамен СНиП 23-05-95), СП  52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», СаНПиН 2.2.1-2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Нормы освещенности определяются назначением помещения.

Вид помещения, работы в немОсвещенность, лк
Работы с чертежами500
Работы с компьютером, техникой400
Офисные помещения, приемные, серверные200-300
Коридоры, холлы, санузлы, кладовые50-100
Конференц-залы, переговорные, комнаты приема пищи200
Комната отдыха150
Кладовые50

Нормы приводятся для горизонтальной поверхности высотой 0,8-1 м над уровнем пола. Обычно, это рабочий стол и 0,5 м в радиусе от сотрудника, работающего за эти столом.

Высокоточные или связанные с высоким цветоопределением работы требуют увеличенной нормы освещенности.

Нормируется не только освещенность, но и коэффициенты отражения от поверхностей (мебели, стен, потолка).

ПоверхностьКоэффициент отражения
Стены0,3-0,5
Пол0,1-0,4
Потолок0,6-0,8
Рабочие поверхности0,2-0,7

Также помните, что светлые тона увеличивают общую освещенность, а темные снижают. Для отделки лучше использовать светлые краски, материалы.

 Также СаНПиН 2.2.1-2.1.1.1278-03 нормирует коэффициент пульсации света: не более 15%, для особо точных работ – не более 10%.

Помните, что закладывать освещенность необходимо с некоторым запасом (10-30%). Это связано с тем, что лампы перегорают по одной, а заменять их удобнее группой. Оставшееся рабочее количество ламп должно также обеспечивать необходимые нормативы. К тому же у некоторых типов источников света (например, у светодиодных) с течением времени падает яркость из-за физической деградации светодиодов. Заложенный запас освещенности поможет справиться с этим недостатком.

Плюсы и минусы

Каждый из видов обладает своими достоинствами и недостатками. Разберем основные из них.

Естественный свет

Среди преимуществ можно отметить:

  • Доступность. Фотограф получает его совершенно бесплатно, не расходуя средства на аренду студии и покупку дорогого осветительного оборудования. При этом результат может быть просто потрясающим. При необходимости можно использовать, кроме фотокамеры, рассеиватели и отражатели, что еще расширит диапазон возможностей по работе с естественным светом;
  • Простота освоения. Работая с солнечным световым потоком даже новичкам легко усвоить и отточить на практике несложные правила. Не снимать при жестком солнце в полдень, выбирать утренние и вечерние часы, когда свет более мягкий и дает красивый светотеневой рисунок;
  • Красота. Такое освещение, особенно на закате и рассвете, дает фотографу возможность создавать шедевры. При этом эффектно смотрятся фотографии как с фронтальным, так и с контровым освещением.

Есть у естественного освещения и недостатки:

  • Переменчивость. Даже снимая в одном месте, фотограф может столкнуться с постоянным изменением освещенности сцены. Солнце может заходить и появляться. При этом придется постоянно менять настройки фотоаппарата и перемещать модель. Также естественный свет отличается в зависимости от погоды и времени года;
  • Ограничение по времени. С естественным освещением можно работать только в определенные часы. Если съемку нужно провести, например, в сумерки, света будет уже недостаточно.

Искусственный свет

С искусственным освещением работать сложнее, он требует определенных навыков, зато обладает рядом преимуществ:

  • Контроль и независимость. При хорошем наборе осветительного оборудования фотограф может полностью контролировать искусственный свет. Например, такая возможность есть при работе в фотостудии. Нет привязки к времени суток или переменчивости погоды. Набравшись опыта, фотограф вполне может имитировать естественный свет, если этого требует идея съемки. При этом можно выбрать удобное время;
  • Возможность значительно улучшить картинку при недостаточном освещении. Даже простая накамерная вспышка может выручить фотографа, если света не хватает. В итоге получатся не шумные некачественные кадры (из-за чрезмерного поднятия ISO), а профессиональные фотографии.

Среди недостатков искусственного света:

  • Дополнительные затраты. При покупке минимального набора оборудования, например, внешней вспышки и синхронизатора, они небольшие. Но для решения глобальных задач по управлению искусственным освещением придется раскошелиться;
  • Трата времени на настройку и установку. Если речь о работе в студии или создании сложных световых схем на улице, придется потратить немало времени на установку, настройку, корректировку оборудования. При работе с естественным освещением достаточно правильно настроить фотоаппарат. На это уходит гораздо меньше времени;
  • Снижение мобильности. Если съемка проходит на улице, оборудование придется перевозить. Также на месте работы модель уже не сможет свободно перемещаться по локации, потому что это каждый раз будет требовать изменения настроек оборудования;
  • Необходимость больше практиковать и изучать теорию. Со сложными световыми схемами не так просто разобраться.

Искусственное освещение

Искусственное освещение – это световой поток, создаваемый различными осветительными приборами. Его источниками могут быть как обычные лампы и светильники, которые есть в каждом доме, так и профессиональные приборы для фотографии. Среди них можно выделить оборудование постоянного освещения, которые различаются по цветовой температуре:

  • Галогенные лампы;
  • Натриевые лампы;
  • Лампы дневного или холодного света;
  • Лампы накаливания.

Также существует оборудование для импульсивного искусственного освещения, которое часто используется в качестве вспомогательного светового источника. Они создают световой импульс, который освещает фотографию исключительно в момент спуска затвора, оптимально выстраивая положение светлых и затененных участков на фотографии, чего с естественным световым источником добиться невозможно.

Такими приборами являются:

  • Вспышки (встроенные в фотоаппарат и внешние);
  • Моноблоки;
  • Генераторные системы.

В отличие от естественного, искусственное позволяет полностью контролировать такие световые параметры, как:

  1. Расположение;
  2. Мощность;
  3. Угол падения;
  4. Количество;
  5. Мягкость;
  6. Цветовую температуру.

Может показаться, что искусственное освещение по всем параметрам превосходит естественное, однако наравне со всеми его плюсами стоят и минусы использования.

Преимущества:

  • Возможность контролировать все параметры светового потока;
  • Возможность построения самых разнообразных световых рисунков;
  • Помощь в получении различных интересных эффектов.

Недостатки:

  • Затраты как на саму технику, так и на электроэнергию или аккумуляторы;
  • Приборы могут нагреваться при длительном использовании, тем самым поднимая температуру в помещении;
  • В некоторых случаях необходимо работать с длинной выдержкой;
  • Импульсивные источники требуют подключения к фотоаппарату, что может создавать трудности в определенных ситуациях.

Что такое СанПиН?

С°Ã½ÃÂøàâ ÃÂÃÂþ ÃÂòþô ÃÂðýøÃÂðÃÂýÃÂàÿÃÂðòøû ø ÃÂÃÂðýôðÃÂÃÂþò, úþÃÂþÃÂÃÂõ ýðÿÃÂðòûõýàýð ÃÂþÃÂÃÂðýõýøõ òÃÂÃÂþúþóþ ÃÂÃÂþòýàÃÂðýøÃÂðÃÂýþ-ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúþóþ ñûðóþÃÂþÃÂÃÂþÃÂýøàýðÃÂõûõýøÃÂ. àð÷ôõûàáðýÃÂøàÃÂþ÷ôðýàýð þÃÂýþòõ ôðýýÃÂàÿþ ø÷ÃÂÃÂõýøàúþüÿûõúÃÂð ÃÂðúÃÂþÃÂþò, òûøÃÂÃÂÃÂøàýð ÃÂÃÂõÃÂàöø÷ýø ÃÂõûþòõúð. áðýÃÂøàÿþ þÃÂòõÃÂõýøàÃÂÃÂÃÂðýðòûøòðõàÿÃÂøýÃÂøÿàÿÃÂøüõýõýøàõÃÂÃÂõÃÂÃÂòõýýþóþ ø øÃÂúÃÂÃÂÃÂÃÂòõýýþóþ ÃÂòõÃÂð ôûà÷ôðýøù ø ÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøù öøûþóþ ø þñÃÂõÃÂÃÂòõýýþóþ ýð÷ýðÃÂõýøÃÂ.

ÃÂýøüðýøõ! ÃÂÃÂûø àòðàòþ÷ýøúýÃÂàòþÿÃÂþÃÂÃÂ, üþöõÃÂõ ñõÃÂÿûðÃÂýþ ÿÃÂþúþýÃÂÃÂûÃÂÃÂøÃÂþòðÃÂÃÂÃÂàò ÃÂðÃÂõ àÃÂÃÂøÃÂÃÂþü òýø÷àÃÂúÃÂðýð øûø ÿþ÷òþýøÃÂàÿþ ÃÂõûõÃÂþýðü: +7 (499) 938-45-06 ÃÂþÃÂúòð; +7 (812) 467-35-49 áðýúÃÂ-ÃÂõÃÂõÃÂñÃÂÃÂó; +7 (800) 350-10-92 ÃÂõÃÂÿûðÃÂýÃÂù ÷òþýþú ôûàòÃÂõù àþÃÂÃÂøø.

ÃÂÃÂýþòðýøõ ôûàòòõôõýøàò ôõùÃÂÃÂòøõ áðýÃÂøà1.2.3685-21:

  • ÃÂÃÂ.39 äõôõÃÂðûÃÂýþóþ ÷ðúþýð â 52-äàþà30.03.1999 ó. ëàÃÂðýøÃÂðÃÂýþ-ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúþü ñûðóþÿþûÃÂÃÂøø ýðÃÂõûõýøÃÂû .
  • ÿ.2 ÃÂþûþöõýøàþ óþÃÂÃÂôðÃÂÃÂÃÂòõýýþü ÃÂðýøÃÂðÃÂýþ-ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúþü ýþÃÂüøÃÂþòðýøø , ÃÂðýúÃÂøþýøÃÂþòðýýþóþ ÿþÃÂÃÂðýþòûõýøõü ÃÂÃÂðòøÃÂõûÃÂÃÂÃÂòð àþÃÂÃÂøùÃÂúþù äõôõÃÂðÃÂøø þà24.07.2000 N 554.
  • ÃÂþÃÂÃÂðýþòûõýøõ ÃÂûðòýþóþ óþÃÂÃÂôðÃÂÃÂÃÂòõýýþóþ ÃÂðýøÃÂðÃÂýþóþ òÃÂðÃÂð àä þà28 ÃÂýòðÃÂà2021 ó. N 2.

ÃÂýÃÂþÃÂüðÃÂøàþÃÂýþÃÂøÃÂõûÃÂýþ ÃÂÃÂõñþòðýøù ú þÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø ÃÂþôõÃÂöøÃÂÃÂàò ÃÂð÷ôõûõ V áðýÃÂøà1.2.3685-21. äø÷øÃÂõÃÂúøõ ÃÂðúÃÂþÃÂà(÷ð øÃÂúûÃÂÃÂõýøõü øþýø÷øÃÂÃÂÃÂÃÂõóþ ø÷ûÃÂÃÂõýøÃÂ).

Виды светильников

Выбор лампы начинается с самого начала отделки или ремонта, когда определяется, для чего предназначена комната и что в ней будет располагаться. Ассортимент светильников настолько велик, что одно только перечисление видов займет не одну книгу. Имеет смысл рассказать о них по принципу расположения и монтажа.

Встроенный потолочный точечный светильник с галогенной лампой и поворотной частью

Потолочные

Различают потолочные встраиваемые и накладные светильники. Первый вид предназначен для подвесных и натяжных потолков. Второй — для потолков из монолитного материала без пустот за ним.

Люминесцентный потолочный встраиваемый светильник на 4 лампы по 18 Вт

Подвесные

Располагаются на потолке. Отличаются от потолочных способом крепления — они подвешиваются к потолку при помощи штанги или гибкого тросика.

Подвесной светильник — люстра

Переносные

К ним относятся напольные (торшеры) и настольные лампы.

Настольный светильник с шарнирами создает зону освещения на рабочем столе

Напольный торшер

Настенные

Это различного вида бра и люминесцентные светильники линейного типа.

Настенный светильник — бра

Настенный пылевлагозащищенный светильник с решеткой, обычно устанавливается в технических помещениях

Достоинства и недостатки искусственного освещения

К преимуществам искусственного света относят:

  1. Стабильность. Сила светового потока и качество остаются постоянными и не зависят от времени суток. Это немного снижает нагрузку на глаза и расширяет спектр человеческих возможностей. Например, яркие точечные лучи облегчают работу с мелкими деталями, чего невозможно добиться при естественном свете.
  2. Возможность использования в любом помещении. Уровень естественного освещения зависим от расположения окон. Если речь идет, например, о подвале или гараже, то в большинстве случаев солнечные лучи туда не попадают. Искусственные источники остаются единственной альтернативой.
  3. Гибкость. Человек не может повлиять на природное освещение, в отличие от искусственного. Последнее можно подобрать в зависимости от своих предпочтений и задач. Например, в жилых комнатах наиболее предпочтительно рассеянный свет, т. к. он меньше нагружает органы зрения.

Дополнительное достоинство искусственных источников – щадящее воздействие на глаза по сравнению с солнечными лучами. Последние ослепляют и могут вызвать ожог. Однако искусственный свет опаснее для зрительного аппарата, чем рассеянные природные лучи. Связано это с микропульсацией потоков, создающей повышенную нагрузку на глаза. К этому следует добавить немного искаженное цветовое восприятие.

Недостатки искусственного освещения немного компенсируются грамотным выбором источников лучей и их расположения. В результате удается снизить нагрузку на глаза. Мягкий свет переносится зрительным аппаратом более щадяще.

Нормирование производственного освещения

Искусственное освещение регламентируется нормами СНиП 23-05-95. В действующих нормах проектирования производственного освещения задаются как количественные, так и качественные характеристики искусственного освещения.

Нормируемый показатель для искусственного освещения – величина минимальной освещенности Ен(лк).

Освещенность нормируется в зависимости от системы освещения и характеристики зрительной работы по точности, которая, определяется наименьшим размером объекта различения, соотношением контраста и фона и характеристиками фона. Различают восемь разрядов и четыре подразряда работ в зависимости от степени зрительной напряженности (например, работа средней точности – разряд IV подразряд б – малый контраст, средний фон).

Система комбинированного освещения имеет нормы освещенности выше, чем для общего освещения. Для исключения частой переадаптации зрения из-за неравномерной освещенности в помещении при системе комбинированного освещения необходимо, чтобы светильники общего освещения создавали не менее 10 % нормированной освещенности, т.е. доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 %.

В некоторых случаях нормативные значения повышаются на одну ступень:

— при выполнении точных работ в течение всего рабочего дня.

— при повышенной опасности травматизма,

— при работе подростков.

Для оценки достаточности искусственного освещения необходимо провести измерение освещенности на рабочем месте и сравнить полученное значение с нормативным.

Естественное освещение характеризуется тем, что создаваемая освещенность изменяется в чрезвычайно широких пределах. Эти изменения обусловливаются временем дня, года и метеорологическими факторами: характером облачности и отражающими свойствами земного покрова. Поэтому естественное освещение нельзя количественно задавать величиной освещенности. В качестве нормируемой величины для естественного освещения принята относительная величина – коэффициент естественной освещенности КЕО, который представляет собой выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке внутри помещения Ев к одновременному значению наружной освещенности Ен, создаваемой светом полностью открытого небосвода.

е = 100Ев/Ен %

Т.о., КЕО оценивает размеры оконных проемов, вид остекления и переплетов, их загрязнение, т.е. способность системы естественного освещения пропускать свет. Естественное освещение регламентируется нормами СНиП 23-05-95. Нормируемое значение КЕО с учетом района расположения здания на территории РФ следует рассчитывать по формуле:

eN = ен*m

где ен – значение КЕО, определенное по СНиПу 23-05-95 с учетом характеристики зрительной работы и системы освещения,

m – коэффициент светового климата, определяемый в зависимости от района расположения здания на территории РФ и ориентации световых проемов относительно сторон света.

Для каждого производственного помещения строится кривая значений КЕО в характерном сечении (поперечный разрез посередине помещения перпендикулярно плоскости световых проемов), которая характеризует светотехнические качества помещения.

а) б) в) г)

Рис.11.1. Схема распределения КЕО по разрезу помещения

а) одностороннее боковое освещение, б) двустороннее боковое освещение,

в) верхнее освещение, г) комбинированное освещение

При одностороннем боковом освещении нормируется минимальное значение КЕО в точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов, а при двустороннем освещении – в точке посередине помещения. При верхнем и комбинированном освещении нормируется среднее значение КЕО на уровне рабочей поверхности.

Виды искусственного освещения

Искусственное освещение бывает общим, местным, комбинированным и аварийным. Общее освещение

Этот вид освещения характеризуется равномерным распределением света на территории заданного пространства. Для его осуществления источники света располагают равноудалено друг от друга.

Местное освещение является дополнением к общему, помогает создать дополнительную видимость в определенных зонах: освещение письменного стола или зоны готовки на кухне, подсветка картины в музее или зеркала у туалетного столика.

Чаще всего освещение помещений подразумевает одновременное использование общего и местного видов, поскольку решает абсолютно все функциональные задачи.

Используется этот тип освещения в качестве подстраховки других в местах, где временное отсутствие света способно привести к травмам у человека.

Аварийное освещение в свою очередь подразделяется на освещение безопасности и эвакуационное.

  • Дежурное освещение включают во внерабочее время для незначительного освещения помещения.
  • Охранное освещение является частью системы безопасности, освещает ночью периметр охраняемого объекта.

Существует несколько видов освещения домов и квартир, которые применяются, в том числе для выделения зон в интерьере.

Электрическое специальное освещение зрелищных учреждений

Остановимся боле подробно на освещении зрелищных учреждений. Если брать все учреждения данного типа, то придётся говорить про освещение:

  • Цирков;
  • Кинотеатров;
  • Театров;
  • Стадионов;
  • Плавательных бассейнов;
  • Теннисных кортов;
  • Ипподромов;
  • Боксёрских рингов;
  • Борцовских арен;
  • Музеев;
  • Зоопарков;
  • Террариумов;
  • Дельфинариев;
  • Океанариумов;
  • Концертных залов;
  • Дискотек и ночных клубов.

Согласитесь, слишком большой, хотя и не полный, список для одной статьи. Однако освещение всех подобных освещений объединят одно: они нормируются разделом 7, ПУЭ, главой 7.2. В главе 60 пунктов с объяснениями, которые касаются:

  • Областям применения специального освещения;
  • Электроснабжению;
  • Нормам и правилам освещения;
  • Силовому оборудованию;
  • Прокладке кабелей;
  • Защитным мерам безопасности.

Классификация

По функциональному назначению освещение делят на:

  • рабочее;
  • бытовое;
  • дежурное;
  • аварийное;
  • сигнальное;
  • бактерицидное;
  • эритемное.

Рабочее применяется при создании условий для труда находящихся в нем людей. Распространенный тип потолочных осветительных приборов – ЛПО.


Пример проекта для организации рабочего освещения

Дежурное необходимо во вне рабочее время. Иногда выделяют в отдельный тип охранное освещение, устанавливаемое по краям охраняемой зоны и включаемое в темноте.

Аварийное предназначено для экстремальных ситуаций, взамен основного. Его делят на:

  • эвакуационное;
  • безопасности.

Первое устанавливается на пожарных лестницах и в проходах. Служит для обеспечения минимальной видимости при аварийной эвакуации из здания.

Второе включается для поддержания функционирования аварийного объекта, если полное отключение света угрожает жизни людей, способно нарушить течение важного технологического процесса и пр. Определение и расчет эвакуационного вида освещения


Определение и расчет эвакуационного вида освещения

Сигнальное применяется для обозначения зон повышенной опасности. Пример: маяк.

Бактерицидное — это ультрафиолетовое облучение, способное убивать микроорганизмы.

Эритемное — ультрафиолетовое облучение с оптимальной длиной волны 297 нм. Применяется в помещениях, где мало или нет дневного света. В небольших дозах способно стимулировать важные физиологические процессы в организме человека и животных.

По виду выделяют:

  • общее;
  • местное;
  • комбинированное.


Классификация искусственного света

Общее предназначено для равномерного распределения света по всей территории установленной зоны. Как правило, оно создается лампами, которые крепятся под потолком. Его делят на:

  • равномерное;
  • локализованное.

Местное применяется для создания светового поля в узкой области рабочей поверхности.

Комбинированное сочетает в себе описанные выше два типа и используется чаще всего.

Чтобы грамотно спланировать свет больших (например, цеховых) помещений – важно разобраться во всех промышленных видах освещения

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий