Как правильно организовать освещение комнат в квартире или частном доме

Виды освещения в гостиной

Освещение в комнате принято подразделять на общее, локальное и декоративное. Также выделяют так называемое «умное», или интеллектуальное освещение.

Общее

Применяется как основной источник света. Покрывает всю площадь помещения. Обычно в этом качестве используется люстра по центру комнаты. Однако в последние годы возросла популярность точечных светильников, трековых систем и светодиодных лент.

Помимо люстр и других вышеперечисленных приборов освещения, в качестве источника света предлагаются накладные модели светильников. Они особенно актуальны в помещениях с низкими потолками.

Локальное

Местное освещение в зале предназначено для подсветки отдельных участков комнаты. Сюда относятся напольные торшеры, настенные бра, настольные лампы. Рекомендуется соблюдать меру, устанавливая локальные источники света — их не должно быть чрезмерно много. Как правило, для комнаты средних размеров достаточно одно торшера или настенного светильника над диваном или письменным столом. Точечные споты предлагаются не только в статичном варианте, но и в виде поворотных систем, которые можно направлять в разные стороны.

Декоративное

Используется для акцентирования того или иного участка комнаты. Благодаря декоративной подсветке, помещение обретает изюминку, становится более интересным. С помощью декоративного освещения акцентируют ниши в стене, статуэтки, картины, аквариумы и т.п. В качестве светильников для декоративной подсветки чаще всего используют неоновые лампочки, светодиодные ленты.

Интеллектуальное

Если в комнате множество источников света, управление ими может стать хлопотной задачей. В этом случае на помощь приходят системы «умного» освещения. Они позволяют запрограммировать управление светом в зависимости от потребностей жильцов. Например, освещение может включаться, как только в определенной зоне появится человек и отключаться после его ухода.

Виды освещения

Видов искусственного освещения квартиры всего 4, но, как правило, в жилых помещениях устанавливаются 3 из них, а четвертое встречается редко. Впрочем, это уже выбор каждого.

Общее освещение

В этом случае свет в помещении падает равномерно на всю площадь. Светильники располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга и свет от них равномерно рассеян. Если источник света локализован в одной точке, то в какой-то части будет ярче, но в любом случае вся комната освещена без резких перепадов. Самый распространенный пример такого искусственного освещения, когда посередине потолка располагается люстра.

Местное освещение

При таком виде источники света могут локализоваться на определенном участке — рабочем столе, кухонной плите, куске стены и т. д. Пример — настольная лампа с отражателем.

Аварийное освещение

Располагается в жилых помещениях далеко не всегда (и зря). При отключении основного источника освещения автоматически включаются дополнительные слабые лампы, питаемые от аккумуляторов. Аварийное освещение очень к месту в домах, в которых есть лестницы. При отключении света очень легко упасть в темноте с крутой лестницы. Аварийные светильники предохраняют от такой неприятности.

Светильник с коническим рефлектором отбрасывает направленный свет

Сколько нужно светить, чтобы правильно жить

Недостаток света не только портит зрение, но и провоцирует усталость. Незнание элементарных азов по части освещённости создаёт нам неудобства. То, что наше зрение адаптируется и не особо ощущает разницу в лк, доходящую порой до тысячи единиц, часто приводит к ощущению дискомфорта, вызванного непонятно чем.

Чисто вымытая комната воспринимается как мрачная и грязная, если использовать ЛН в 25 ватт. И в то же время, применяя в грязном помещении очень яркую ЛЛ, мы добьёмся противоположного эффекта.

Часто в домах встречаются двух- и трёхрожковые люстры по 60–75 ватт на каждую лампочку.  Между тем, потребность человеческого глаза примерно в 4 раза выше. Многие из нас даже не подозревают, что живут при недостаточном освещении, причиняя тем самым вред своему здоровью.

Существуют официальные нормы освещения, указанные в лк для различных помещений. Но следовать им буквально, во-первых, технически сложно, во-вторых, не обязательно — по нескольким причинам:

  • разница в 100–200 лк не воспринимается на глаз;
  • параметры рассчитаны на среднестатистическое зрение без учёта индивидуальности;
  • нормы указаны минимальные по причине необходимости экономии электроэнергии.

Следовательно, нормы должны служить лишь ориентиром, а подбирать ИО стоит под свои личные нужды, подразделяя потребности и учитывая нюансы — методом проб и ошибок. Главное правило — со светом переборщить невозможно. Это особенно актуально для людей, занимающихся точной работой, которая требует постоянного напряжения глаз (ювелиры, швеи, часовщики). Даже покупая, на ваш взгляд, слишком яркий светильник, вы не достигнете уровня излучения, эквивалентного по мощности солнечному.

Типы распределения светового потока

Светодизайн интерьера невозможно представить без продуманного распределения освещения. Световой поток формирует визуальное восприятие обстановки. Сочетая световые потоки разной направленности, вы сможете зрительно «раздвинуть» стены, приподнять потолок, создать дополнительный объем. Существует три типа светораспределения:

  • 1. Прямой свет. Световой поток исходит из одной точки и направлен строго на необходимый участок. Чаще всего прямой свет — верхний. Например, люстра на потолке или подвесной светильник. Направленное освещение характерно для спотов, бра, торшеров. Главное, чтобы их можно было повернуть в определенную сторону.
  • 2. Рассеянный свет. Это мягкая и равномерная подсветка. Такой свет неяркий, часто даже приглушенный, поэтому помогает расслабиться и создает в интерьере атмосферу умиротворенности. В качестве осветительных приборов используются люстры, потолочные встроенные светильники, настенные бра. В проектах дизайнеры нередко используют подсветку навесной мебели, плинтусов, карнизов, светодиодные ленты. Рассеянный свет в интерьере расширяет пространство, а усилить этот эффект помогают зеркальные и глянцевые поверхности.
  • 3. Отраженный свет. Еще один мягкий и комфортный для глаз вариант освещения. Он не направлен на конкретные объекты или зоны, равномерно распределяется в комнате. Отраженное освещение создают при помощи сочетания настенных, потолочных и напольных осветительных приборов. Световые лучи меняются в зависимости от цвета и структуры поверхности, на которую попадают.

История развития искусственных источников света

Первым искусственным средством освещения был огонь костра. В древности люди располагались около огня в темное время, чтобы обеспечить нормальную видимость и обезопасить себя от диких животных. Но у этого варианта был существенный минус – его нельзя было переносить с собой, поэтому со временем стали появляться более мобильные решения.

Лучины, лампады и свечи

С течением времени люди заметили, что некоторые смолистые породы дерева горят намного лучше и дольше, чем другие. Поэтому они стали использовать их для освещения, которое можно было переносить на небольшие расстояния. Потом для улучшения эффекта стали использоваться различные природные смолы и масла. В них вымачивали дерево или сухую растительность, чтобы потом обеспечить освещение.

Первым автономным вариантом света стали факелы, чаще всего их обматывали тканью или волокнами, пропитанными жиром животных, маслом либо нефтью. Технологии различались в зависимости от региона, поэтому время горения было разным, все зависело от качества пропитки.

Первые лампады были примитивными – в небольшую глиняную емкость наливали немного жира, смолы, масла или нефти и помещали фитиль. Этот вариант горел намного дольше, поэтому подходил для освещения жилищ лучше всего. Со временем конструкцию усовершенствовали, чтобы ее было удобно переносить и при передвижении по улице.


Длительное время факел был основным источником искусственного света.

Следующим этапом эволюции осветительных приспособлений стали свечи. Для них использовался воск или парафин. Этот вариант превосходил все предыдущие, но тоже имел ряд недостатков.

Газовые фонари

С развитием таких наук как физика и материаловедение люди открыли интересные свойства некоторых газов. Оказалось, что при сгорании они дают яркий свет, поэтому можно освещать большие пространства. Газ подавался либо из баллонов, заменяемых по мере необходимости, либо по трубопроводам.


Газовые фонари позволили организовать уличное освещение.

Также совершенствовались и фитили. Вместо быстро сгорающих пеньковых стали использовать другие варианты со специальными пропитками. А система регулировки подачи газа позволила экономить горючее и настраивать яркость.

Электрические источники света

После открытия электричества искусственный свет сделал качественный скачок в своем развитии. Ученые подбирали материалы, которые могут излучать свет при нагревании до высоких температур. Первоначально использовались графит, вольфрам, рений, молибден и платина. Из-за нагрева нити и спирали быстро перегорали, поэтому их стали помещать в колбу из стекла, из которой откачивали воздух или заполняли ее инертным газом.


Первые лампочки накаливания выглядели именно так.

Чаще всего в лампах накаливания используется сплав из вольфрама и рения. Также широко применяются лампы, работающие за счет электродугового и тлеющего разрядов, которые были открыты в период изобретения обычных лампочек.

Количество источников света

По возможности избегайте использования только одного источника света. Всем известный классический способ — это освещение комнаты при помощи большой люстры.

С одной стороны конечно здорово, когда можно осветить большое пространство всего одним мощным светильником. Никаких проблем с кучей проводов, выбором точек крепежа.

Однако с точки зрения хорошего светодизайна, лучше освещать пространство несколькими локальными источниками света. Например торшерами, одиночными подвесами, настенными светильниками.

Самый распространенный вариант – это точечные светильники.

Все это многообразие дает вам возможность комбинировать световую среду, делать ее независимой и вариативной. Использовать свет только там и только тогда, когда это необходимо.

Более того, это здорово экономит расход электроэнергии, позволяет сформировать среду более равномерно. У вас не будет большого контраста между громоздкой люстрой, которая висит в центре зала и темными углами комнаты.

В таком пространстве одинаково хорошо себя чувствует и тот, кто ест за обеденным столом, и тот кто читает книгу возле торшера.

Виды и типы освещения помещений

Видов освещения собственно 2:

  1. Естественное освещение. То есть дневной, солнечный свет. 
    Плюсы. Благоприятен для глаз, полезен для здоровья, идеально подходит для зрительного восприятия. 
    Внутреннее деление естественного освещения зависит от того как именно свет проникает в помещение:

    • боковое – через окно;

    • верхнее – через крышу;

    • комбинированное – оба способа одновременно;

    • “тотальное” – это стеклянные атриумы в виде полусфер, пирамид или иных конструкций. В этом случае свет не имеет преград и поступает отовсюду.

    Минусы. Неравномерность освещенности в течение суток. 

    Решения. Широкие окна, застекленные фрагменты крыши, стеклянные входные двери, порталы – стена, дверь и окно в одном. Все эти архитектурные приемы позволяют максимально использовать солнечный или просто дневной свет. 

  2. Искусственное освещение. Группа поддержки естественного освещения. Ведь вечером, например, его явно недостаточно для работы и жизнедеятельности в целом. 

Типы освещения

Такое деление используется только для искусственного освещения и обусловлено:

Направлением источника света: 

основное освещение = общее = базовое: объединяет всё пространство в единое целое. Свет рассеянный, отражается от потолка и стен. Должен быть нейтральным, близким к естественному по яркости. Встроенные или подвесные потолочные светильники размещают равномерно по всей площади;

местное или локальное – это дополнительное освещение, оно концентрирует поток света на конкретном объекте или месте. Ярче основного освещения;

комбинированное = общее + местное;

Назначением: 

охранное – очерчивает границу территории, например дачного участка; 

дежурное – более тусклое по сравнению с основным

Используют в помещениях дома или квартиры, где вы сейчас не находитесь, чтобы не терять визуальный контроль и чувствовать себя увереннее, когда один в большом доме;

декоративное освещение:

точечное или акцентное освещение – направленные лучи выделяют зоны и элементы интерьера комнаты, на которые нужно обратить внимание: арт-объект, картина, ваза, фотография, архитектурный изыск, скульптура, ниша; 

фасадное – вечерний и праздничный вариант для украшения домов, как в любом американском фильме на новогоднюю тематику;

ландшафтное – художественный прием, чтобы выделить на дачном участке фонтаны, бассейны, клумбы и всё живописное, заслуживающее внимания;

парковое – чтобы не потеряться в живописных закоулках садово-паркового ансамбля и украсить аллеи.

Каждый прием – самостоятельный элемент декора, который создает нужное настроение, интересную историю. 

Видов освещения по назначению конечно больше, но они не относятся к жилым помещениям и дачным угодьям.

По освещаемой зоне

Системы освещения различаются по освещаемой зоне. Выделяют общее и местное освещение.

Местное

Местное освещение применяется в качестве дополнительного для выделения небольшого участка или зоны. Например, удобнее установить направленный светильник на станке, чем полностью его освещать. При выборе светильника нужно учитывать, что резкий перепад яркости провоцирует повышенную усталость глаз.

Местное освещение может быть направленным, если требуемая освещенность поверхности достигается направлением на него светового потока от светильника, или рассеянным, когда свет проходит через полупрозрачный плафон. Для организации такого освещения используют направленные светильники, светильники с абажурами и настольные лампы. Можно организовать освещение отраженным светом, когда световой луч направляется на стену или потолок.

Общее

Системы общего освещения применяются как внутри, так и снаружи помещения. Это наиболее распространенный тип для обеспечения нормальных условий труда или отдыха.

При организации общего освещения нужно помнить о равномерности распределения световых потоков и соответствии уровня освещенности принятым нормативам. Как правило, светильники располагают на потолке, но допускается их размещение на стенах.

Освещение смешанного типа объединяет все вышеописанные виды. Свет может исходить из светильников с полупрозрачными плафонами, направленными вверх или вниз.

Как выбрать светильники

Самая трудоемкая часть планирования схемы освещения – подбор конкретной модели. Мало выбрать светильник в современном стиле, нужно еще спланировать схему расположения в каждой комнате квартиры. Идей много, поэтому правильнее изложить на чертеже. Так будет проще, особенно если учесть, что источники света выбираются с учетом видов освещения.

Освещение в гостиной

Зал квартиры нередко называют главной комнатой не потому что это самое большое жилое помещение, а потому что в гостиной проводят большую часть свободного времени. Поэтому для него используют два вида освещения – общее и местное. Светильники первой группы обеспечивают санитарную норму освещенности в жилом помещении, второй – подсветку самых важных зон, например, журнального столика, рабочего места за компьютером или даже пространства сзади телевизора.

Для гостиных больших квартир под общее освещение лучше использовать современные светодиодные источники света. Чаще всего это светодиодная лента, уложенная в потолочную нишу. В качестве местного освещения используют настольную лампу или, еще лучше, более удобный и стильный торшер, чтобы переставлять его поближе к месту отдыха.

В небольших квартирах в гостиной освещение может быть построено исключительно на использовании точечных светильников и светодиодной ленты.

В современных проектах гостиной все чаще предпочтение отдается дневному свету. В новой планировке зала в современном английском стиле повышено число оконных проемов. Вместо светодиодной ленты и точечной подсветки используется традиционная люстра с увеличенным количеством плафонов.

В современных интерьерах часто отказываются от использования раздражающей яркой подсветки светодиодной лентой и точечных светильников. Очень мягкое, теплое освещение получается благодаря использованию современных подвесных светильников со светодиодными ретролампами желтого света.

Кухня

Дневной свет, проникающий в гостиную через оконный проем, всегда считался второстепенным дополнительным фактором. Для современной кухни окно остается одним из главных источников света. Поэтому в отличие от гостиной там почти всегда используется комбинированное освещение.

Классическая схема планировки освещения кухни представлена тремя видами современных светильников:

  • Светодиодная лента.
  • Точечные источники света или светодиодные панели.
  • Подвесной потолочный светильник.

Лента обеспечивает общее освещение, панели и точки – местную подсветку в зоне приготовления пищи. Современный подвесной светильник в абажуре выполняет функции местного источника света над обеденным столом.

Схему можно усовершенствовать. Например, отказаться от светодиодной ленты, а вместо традиционного светильника с абажуром использовать более современную модель, специально разработанную для эксплуатации в непростых условиях кухни.

От подвесных источников света можно полностью отказаться и обеспечить освещение (как основное, так и местное) с помощью современных настенных светильников.

Для квартиры, оформленной в скандинавском стиле с использованием традиционной древесины и современных отделочных материалов, подойдет трековая система освещения.

Для обеденного стола нужно добавить несколько подвесных светильников.

Современное освещение в спальне

Выбор светильников и их места в комнате для отдыха зависит от дизайна помещения. В качестве общего освещения традиционно используется светодиодная лента или современная многорожковая люстра.

Основной акцент делается на местном освещении. Это может быть несколько подвесных светильников, парочка бра или более традиционные настольные лампы с абажурами.

Еще один вариант – использование ленточной подсветки потолка совместно с подвесными светильниками. В этом случае от настольных ламп можно отказаться.

В современных интерьерах квартир часто используется отделка панелями «под дерево». Если установить у изголовья дивана парочку настенных бра и несколько точек над платяным шкафом, то этого достаточно, чтобы обеспечить комфортный уровень освещенности, не прибегая к использованию люстры или светодиодной ленты.

Санузел, ванная комната, коридор, прихожая

Вход в квартиру обычно оформляется в едином стиле. Так как особых требований нет, уровень освещенности составляет всего 50-100 лк. Для этого достаточно использовать один современный светильник и подсветку лентой или точечными источниками света вдоль коридора.

В прихожей преобладает местная подсветка

Примерно такую же схему можно использовать для ванной комнаты. Устанавливается подсветка у зеркала и шкафчиков для хранения предметов гигиены. Основное освещение выполняется точечными светильниками.

Экономия на освещении

Итак, первое, на чем можно существенно сэкономить – освещение. Вначале нужно правильно научиться использовать природное и искусственное освещение.

Если в течение светового дня пользоваться только дневным светом, то это сократит затраты. Поэтому все окна в доме нужно содержать в чистоте и в меньшей степени днем закрывать свет шторами.

Но не всегда дневной свет способен в полной мере обеспечить освещение жилого помещения, даже в светлое время суток, поэтому без ламп не обойтись.

Самые распространенные и дешевы лампы накаливания являются и самыми затратными. Поэтому для экономии в дальнейшем нужно все их заменить на энергосберегающие.

Хорошим вариантом будут люминесцентные и светодиодные лампы, которые совместно с диммерами могут значительно уменьшить расход электричества.

Хоть они стоят значительно дороже, чем лампы накаливания, но за счет экономии потребления и длительного срока службы эти лампы быстро окупятся.

Еще один способ сэкономить на освещении – оснащение самых востребованных мест в жилье локальным освещением.

Светильники и бра, оснащенные энергосберегающими лампами небольшой мощности, а также светодиодные ленты снизят затраты энергии, хотя они тоже требуют начальных затрат на приобретение.

Периодически очищайте плафоны светильников и люстры от пыли, что обеспечит большую светоотдачу их, поэтому не потребуется включения дополнительных осветительных приборов.

Что касается частных домов, где иногда требуется освещение тех или иных участков двора, то можно воспользоваться лампами, оснащенными датчиками движения и таймерами работы.

Но здесь стоит учитывать, что в зоне контроля датчиков не должны находиться или попадать в эту зону животные, иначе датчик будет на них реагировать, так что никакой экономии не будет.

Последнее время появились фонари для освещения дорожек, использующих солнечную энергию.

Такие фонари могут оказаться полезными владельцам частных домов. Специального монтажа они не требуют, достаточно их разместить по бокам дорожки. Пусть ярко освещать дорожку они не смогут, зато отлично покажут направление, что часто бывает вполне достаточно.

Лампой с датчиком движения можно также оснастить прихожую в квартире. Зачастую небольшого установленного таймера работы такой лампы будет достаточно.

С чего начать?

Прежде чем приступать к организации общего уровня подсветки, следует провести ее расчет. Он основывается на том, какой уровень светового потока необходим для каждого жилого помещения. Определить нормы можно в зависимости от предназначения комнат. Все эти нормы прописаны в СНиП.

Нормы освещенности комнат (СНиП)

Все нормы определены как для естественного, так и для искусственного типа освещения.
Для того чтобы расчет был верным, для искусственного типа подсветки нужно учитывать такие параметры:

  • габариты помещения;
  • высота потолков;
  • количество светильников;
  • тип источника света. Освещение может быть светодиодное, люминесцентное и прочее. Определить тип лампочки нужно еще до того, как будет проведен расчет;
  • число лампочек, которые будут вкручиваться в светильник.

Помимо этого расчет будет завесить от того, в каком интерьере монтируется система. Если в интерьере преобладают светлые тона, то расчет будет простым. А вот если в интерьере превалируют темные оттенки, тогда нужно делать поправку на низкую светоотражающую способность. Поэтому определить тип интерьера так же нужно до того, как будет сделан расчет необходимого уровня светового потока.

Важная информация

Одно из непреложных требований к ИО любого типа — безопасность: наличие заземляющего эффекта, изоляции, отсутствия доступа для детей к источнику электроэнергии.

Эффект заземления достигается с помощью плотного контакта с почвой токопроводящего объекта. Бывают естественные и искусственные заземлители: первые созданы природой (деревья), вторые человеком (громоотвод, резина). В условиях грозы, сопровождающейся молниями, искусственное заземление не раз уберегало человека от электротравм.

ИО незаменимы для создания селфи, ставших за последнее время ультрамодным веянием. При естественном освещении создать качественное селфи возможно, но это технически сложнее — нужно учитывать, где находится солнце, чтобы лицо не оказалось в контражуре, что для селфи недопустимо. ИО позволяет контролировать и регулировать степень освещённости, поэтому сделать селфи при искусственном освещении намного проще. Данное явление настолько популярно в наше время, что не исключён вариант, что в недалёком будущем в гигиенические требования к искусственному освещению включат пригодность к качественным селфи.

Невозможно полностью отказаться от естественного освещения. Но и обойтись им одним тоже нереально для современного человека. Найденный оптимальный баланс естественного и искусственного освещения помещений создаст комфортную обстановку дома, способствующую продуктивному труду, настроение на работе и благоприятную для отдыха атмосферу в местах развлечений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий