Почему падает или растет давление в газовом котле: причины нестабильности напора + способы предупреждения проблем

Как решить проблему падения давления

Если вам никогда раньше не приходилось восстанавливать котловое оборудование своими руками, не стоит заниматься самостоятельным ремонтом. Не зная схем и принципов работы агрегатов, можно допустить ошибки и вывести из строя всю систему.

Чтобы отремонтировать оборудование, нужно провести ряд комплексных мероприятий

В первую очередь, важно определить из-за чего в котле падает давление в двухконтурной установке

В устройствах с принудительной циркуляцией к неполадкам приводит утечка жидкости. Для определения места протечки нужно провести комплексный осмотр мест соединения.

Нередко к протечкам приводит неправильно выполненный монтаж. Чтобы предотвратить такие последствия, лучше заранее доверить задачу по установке специалисту.

При первичном осмотре бывает проблематично найти место утечки. При появлении лужицы под трубопроводом, к ремонту нужно приступить как можно быстрее. В противном случае поломка приведет к плачевным последствиям. В большинстве случаев ремонт подразумевает замену старых труб, которые были подвергнуты коррозийным процессам.

При наличии сложной разводки процесс поиска места утечки может вызвать ряд трудностей. При нестабильном давлении и отсутствии возможности найти причину поломки понадобится вызвать специалиста, который задействует специальные приборы для быстрого и эффективного определения ошибки.

Перед выполнением ремонта нужно отсоединить радиаторы и котел от системы и найти поврежденный участок. В случае деформации трубы ее следует заменить новой. Если протечка образовалась в месте соединения труб, выполняется повторная герметизация. В качестве герметизирующего состава используется специальная лента или герметик.

Выход из строя муфты требует ее замены.

Если проблема связана с неисправностями в расширительном баке, значит, на был выбран неподходящий объем или произошло повреждение мембраны. Ремонт будет требовать проведения повторных расчетов или замены бачка.

При сбрасывании давления после первого запуска беспокоиться по поводу выхода из строя отопительной системы не стоит. Это нормальная реакция, связанная с тем, что в контуре присутствует большое количество воздуха. При нормальной работе оборудования пузырьки выйдут из трубопровода, а характеристики контура стабилизируются. Чтобы быстрее вывести пузырьки, понадобится задействовать ручной механизм для стравливания воздуха.

Если произошло повреждение теплообменника из-за интенсивной эксплуатации и износа, найти источник проблемы без специализированного оборудования будет сложно.

Для предотвращения многочисленных проблем в работе системы отопления, включая снижение давления, важно выполнять комплексную профилактику и соблюдать ряд правил использования. Стоит следить за правильностью подключения трубопровода и обогревательных элементов, поскольку многие ошибки допускаются еще на этапе монтажа. Чтобы избежать образования воздушных пробок в обогревательном контуре, важно грамотно закрепить рабочие узлы, убедиться в работоспособности клапанов и соединений, а также провести диагностику

Давление подается с помощью компрессора на ¼ больше стандартного значения

Чтобы избежать образования воздушных пробок в обогревательном контуре, важно грамотно закрепить рабочие узлы, убедиться в работоспособности клапанов и соединений, а также провести диагностику. Давление подается с помощью компрессора на ¼ больше стандартного значения. Если через 30 минут показатели не упадут, это будет свидетельствовать о том, что ошибка устранена и можно приступать к эксплуатации котла в прежнем режиме

Если замечаются резкие скачки давления, понадобится повторная проверка системы на наличие протечек

Если через 30 минут показатели не упадут, это будет свидетельствовать о том, что ошибка устранена и можно приступать к эксплуатации котла в прежнем режиме. Если замечаются резкие скачки давления, понадобится повторная проверка системы на наличие протечек.

Первый запуск котла и его тестирование

Первый пуск и наладка производится специалистами сервисной службы. Перед пуском следует проверить герметичность стыков и узлов на утечку газа при помощи специального прибора, проверить наличие заземления. Если у вас открытая камера сгорания — наличие притока воздуха.

Проверка напряжения в сети

Проверяем напряжение, которое подается на котел, если оно выше 220 В, необходимо установить сетевой фильтр или стабилизатор. Проверяется давление газа на входе в теплогенератор и в расширительном баке. Перед первым включением необходимо промыть трубы отопления, независимо от того, старые они или новые.

Краном подпитки медленно заполните систему жидкостью. В моделях, где допускается применение антифриза, добавьте его. При заполнении следите за манометром, как только достигните показания, указанного в инструкции, закройте подпитку.

Удалите воздух из радиаторов  при помощи устройства удаления воздуха, если оно есть. Если нет, открывайте и закрывайте кран Маевского на батареях до тех пор, пока  из них не польется жидкость.

Если не хватает давления, добавьте воды в систему еще раз, так как после удаления воздуха снизится напор. Затем удалите воздух из циркуляционного насоса. Делается это следующим образом. После включения прибора запустится циркуляционный насос, издавая при этом бульканье и другие неровные звуки.

С помощью отвертки несколько раз открутите и закрутите болт по центру насоса, из-под него будет вытекать вода. Когда выйдет весь воздух, насос будет работать ровно, не издавая непонятных звуков.

Затем срабатывает поджиг и котел запускается, если показатели на манометре снижаются, добавляйте время от времени жидкость в систему. Выпускать воздух и добавлять воду придется в течение нескольких дней, пока агрегат не заработает стабильно.

Тестируется работа теплогенератора в режиме отопления и режиме нагрева горячей воды,  регулируется температура при необходимости. Далее устанавливается минимальное и максимальное значение модуляции газового клапана при помощи переключателей на плате управления.

Такая регулировка позволит более эффективно и экономично использовать ваш теплогенератор. После регулировки переключатели возвращают в исходное положение.

В заключение предлагаем видео об одной из причин плохого давления в котле отопления:

Основная информация

Современный дом представляет собой сложную систему коммуникаций, автоматизация агрегатов позволяет свести вмешательство в их работу к минимуму. Несмотря на это владельцы отопительных систем сталкиваются с рядом проблем. Специалистами выделяются пять основных причин падения давления в закрытой отопительной системе:

  • выход из строя радиатора,
  • ошибки при установке,
  • несоответствие мощности котла «родному» трубопроводу,
  • разгерметизация и появление течи,
  • перебои/скачки при подаче газа.

Разновидности давления

Для выполнения работы рекомендуется изучить инструкцию к отопительному прибору и принцип работы системы. Исходя из полученных теоретических знаний, вам будет легко разобраться в причинах падения давления в настенном или напольном котле.

  • статическое — при повышении давления и увеличиваются показатели на 0,1 бар,
  • динамическое — принудительное нагнетание насосом создает номинальный напор в закрытой отопительной системе,
  • рабочее — функционирует в рамках техинструкции и контролирует два вышеуказанных давления,
  • избыточное — определяется с помощью манометра из расчета разницы между атмосферным и зафиксированным показателем,
  • номинальное — указывается производителем в техдокументации к конкретной модели котла,
  • максимальное — допустимое давление, при котором может работать агрегат без поломок и аварийных ситуаций.

Производители указывают в инструкции, что показатели в контуре отопления могут различаться, поэтому важно учитывать допустимые максимальные и минимальные границы для работы выбранной модели. Низкое значение возможно только при закачке в контур теплоносителя, в иных случаях давление должно быть в пределах указанной в инструкции нормы

Осуществление контроля

Согласно современным стандартам, модели отопительных приборов снабжаются контрольными датчиками. Их задача — следить за уровнем давления и при скачках временно или полностью блокировать работу агрегата и системы. Благодаря выводу кода ошибки на информационный дисплей котла пользователь может ознакомиться с информацией в инструкции или найти ответ на официальном сайте производителя.

Наиболее известные модели газовых котлов поддерживают работу в пределах 1,5–2 атм. Агрегаты брендов «Bosch», «Ariston», «Baxi», котел фирмы Навьен — все они выпускаются с системой принудительного движения жидкости и насосом, падение давления контролируется программой.

Принцип работы

Как работает давление в газовых котлах? Рассмотрим подробно процесс функционирования оборудования.

  1. Включение агрегата запускает работу датчиков, и с первых секунд начинается фиксация температуры теплоносителя.
  2. Наружный термостат, если он предусмотрен комплектацией модели, автоматически срабатывает, и вы видите, как зажигается стрелка и выполняется нагрев.
  3. По мере температурного роста поднимаются показатели давления, происходит нагрев воды и ее расширение. Периодически включается предохранительный клапан, который сбрасывает излишки в канализацию.
  4. В работе может произойти сбой, если слишком много воды уходит в слив — это приводит к падению напора.
  5. Котел автоматически отключается в результате достижения назначенной программой температуры.

Что происходит внутри расширительного бака? Он состоит из двух частей, разделенных диафрагмой. В одной части скапливается лишняя жидкость, а во второй — азот. Теплоноситель заполняет бак настолько, насколько велика разница показателей азота и значения системы. Достигнув установленной программой температуры, азот выталкивает воду из бака путем деформации мембраны — нагрев прекращается.

Растет давление в системе отопления в настенном котле

Наличие стабильного рабочего давления в системе отопления (1 — 2 бара) — залог безопасной работы двухконтурного газового котла. Котел не запустится, если системное давление будет менее 0,6 бар, при более 3 бар происходит аварийный сброс воды.

  1. Причины по которым давление в двухконтурном газовом котле может постепенно, но постоянно расти две:
  2. не держит кран подпитки (вероятнее всего);
  3. неисправен вторичный теплообменник.

Обычно это происходит так: давление медленно растет (иногда вы можете этого не заметить и уехать на несколько дней) до срабатывания предохранительного клапана (обычно на уровне 3 бара). И так несколько раз, по циклу. В результате залит пол в кухне, испорчена мебель и настроение.

Система отопления автономна (не соединена с водопроводом). Это по сути замкнутый контур который может подогреваться газовой горелкой. Но для заполнения этого контура отопления водой есть кран подпитки, и если он пропускает, то вода из водопровода будет подтекать в систему отопления (повышая там давление).

Ну и второй (маловероятный) вариант — во вторичном теплообменнике трубы водоснабжения и отопления расположены рядом, буквально через тонкую стенку. И если там образовался свищ, то возможно подтекание из системы водоснабжения в систему отопления (до выравнивания давлении). И если в водопроводе холодной воды давление больше 3 бар, такое же давление со временем будет в системе отопления. Что приведет к срабатыванию аварийного клапана (и сбросу части воды).

Как заполнить систему отопления двухконтурного котла

  • Система отопления двухконтурного газового котла заполняется через кран подпитки, который есть в базовой комплектации любого котла:
  • открываем все воздухоотводчики;
  • открываем кран подпитки и заполняем систему;
  • по мере заполнения контура закрываем воздухоотводчики;
  • добиваемся давления (указанного в паспорте котла);
  • после того как давление в системе отопления достигло необходимого уровня кран подпитки закрывается.

Для чего нужен кран подпитки на газовом котле

Кран подпитки служит для первичного заполнения теплоносителем (водой) контура отопления и компенсации убыли теплоносителя.

  1. А вот сама убыль теплоносителя возможна по нескольким причинам:
  2. банальные протечки теплоносителя на стыках труб и радиаторов;
  3. при критических превышениях режимов может произойти повышение давления в системе отопления, что приводит к срабатыванию аварийного клапана, который сбрасывает часть теплоносителя;
  4. автоматические воздухоотводчики выпускают воздух, но и немного теплоносителя выходит все равно в виде пара.

Кран подпитки котла как работает

Кран заполнения и подпитки компактных котлов обычно находится снизу корпуса, рядом с трубой подвода холодного водоснабжения. И представляет собой ручной вентиль, соединяющий эту магистраль с обратной линией отопления.

Котел газовый двухконтурный не держит кран подпитки

  1. Причины по которой кран подпитки может не держать (подтравливать), всего две:
  2. от времени задубела уплотнительная резинка на штоке;
  3. резинка порвалась, например от чрезмерного затягивания крана подпитки.

Как правильно затягивать кран подпитки: выберите свободный ход штока (кран при этом крутится практически без усилия) и как почувствуете что резинка уперлась в конус — доверните еще на полоборота.

Ремонт крана подпитки котла

В большинстве случаев менять подпиточный кран вовсе не обязательно, достаточно сбросить давление воды в котле через клапан, вывернуть вертушок из крана и заменить на нем маленькое резиновое колечко.

Каковы причины?

Наиболее распространенной причиной того, что падает давление в системе отопления, является банальное отключение электричества. То есть, система попросту не работает – и датчики давления ничего выше 0 показать просто не могут. Выход и ситуации весьма прост – использовать альтернативные источники электропитания. Или же в случае если отключения электричества бывают крайне редки и весьма непродолжительны – просто дождаться, пока питание вновь появится.

Что делать, чтобы такого не случилось? Есть несколько довольно простых и, в то же время, весьма действенных рекомендаций, которые помогут своевременно восстановить работу двухконтурной системы.

Прежде всего, следует тщательно проверить ее – нет ли протечек. Ведь во многом падение давления в системе отопления сигнализирует именно о том, что появилась именно такая незначительная поломка. В большинстве случаев устранить протечку любой хозяин сможет своими руками, не прибегая к услугам мастера. Наиболее простой способ определения протечки – просто протереть стык (соединение, сгон) обычной бумажной салфеткой. Порой протечка незначительна, и под  поврежденным местом не образуется лужа – а, вместе с тем, давление существенно падает. К счастью, устранить протечку не составит труда.

Протечка системы отопления

Еще одной причиной, почему упало давление в системе отопления, может являться сбой настроек расширительного бака

Поэтому если проверка системы на наличие протечек не дала результата, обратите внимание на работу бака

Дело в том, что при нагревании вода незначительно увеличивается в размерах (на 3,7%), создавая, тем самым, дополнительное давление в системе. Излишек, появившийся в результате нагревания, поднимается в бак, и спускается из него в случае понижения температуры теплоносителя.

Показания манометра при разном состоянии расширительного бачка

Как понять, что причиной, почему не продавливает систему отопления, является именно расширительный бачок? Это довольно просто. При нагреве воды давление может подниматься, в результате чего происходит аварийное снижение давления в баке посредством специального клапана. Соответственно, после охлаждения теплоносителя давление оказывается на уровне, который ниже необходимого

Для того чтобы отрегулировать расширительный бачок, следует обратить внимание на его технические характеристики – там указан необходимый уровень давления. А далее регулировка давления в системе отопления производится по простой инструкции:

  • полностью перекрываем краны системы и на контуре подачи, и на контуре обрата.
  • при помощи сливного штуцера котла полностью спускаем воду.
  • посредством ниппеля выпускаем весь воздух из расширительного бака.
  • при помощи подсоединенного автомобильного насоса поднимаем давление в расширительном баке до 1,5 бар. При этом не следует переживать, если из штуцера будет наблюдаться вытекание воды.

Закачка воздуха в систему отопления с помощью автомобильного насоса

  • повторно спускаем воздух.
  • если к баку подходит шланг от котла – отсоедините его. Это позволит слить остаток воды. После полного удаления теплоносителя шланг следует подсоединить обратно.
  • при помощи автомобильного насоса вновь поднимаем давление в баке до уровня, рекомендованного инструкцией.
  • закрываем штуцер, через который проводился слив воды.
  • открываем краны и заполняем системы водой.

После всех указанных манипуляций можно включать котел. В случае если все сделано правильно, стрелка манометра будет находиться в пределах зоны, которая окрашена зеленым – давление в системе нормальное и о том, как это, когда скачет давление в системе отопления – вы уже не должны знать.

Повышение давления в отопительном контуре

Что делать, если давление в системе отопления чрезмерно повышается?

Прежде всего нужно установить причину, а их может быть несколько:

  • Неправильное заполнение контура, его завоздушивание. Из-за быстрого наполнения отопительной магистрали в ней могут образоваться воздушные пробки. Чтобы избежать этого явления, при запуске отопления наполнять его нужно медленно.
  • Температура в контуре слишком высокая. Любое повышение температуры и теплоносителя приводит к его расширению и увеличению давления в системе. Нужно не допускать слишком сильного повышения, чтобы уберечь отопительное оборудование от критических нагрузок.
  • Прекращение движения теплоносителя. Причиной может стать перекрытая запорная арматура, закупорка фильтра-грязевика, воздушные пробки.

Чтобы выявить проблемный участок, необходимо шаг за шагом обследовать весь контур.

Контролировать и чистить фильтр необходимо сразу после первого запуска котла, а затем еще раз через неделю. Далее проводят плановые проверки и чистки 1 раз в месяц или сезон, в зависимости от степени загрязненности теплоносителя

К утечкам может привести поломка крана подпитки — износ прокладки вентиля, механические повреждения деталей, попавшая между седлом и прокладкой окалина. Если кран пропускает, то лишняя вода, поступая из системы водоснабжения в отопительную магистраль, увеличивает напор в ней, ведь давление в трубопроводе ХВС всегда выше. Нужно подкрутить кран или заменить его, если он вышел из строя.

Воздушные пробки — распространенная причина проблем в работе отопительной системы. К ним могут привести как неисправности самого газового котла, так и проблемы в контуре или неправильный запуск отопления.

Устранить неполадки поможет перезапуск системы — ее медленное заполнение теплоносителем, начиная с самой нижней точки, пока из верхней точки контура не пойдет вода. Все краны для стравливания воздуха при этом должны быть открыты. Завоздушивание системы могут привести как к росту, так и к понижению давления.

Проверка герметичности

Чтобы отопление было надежным, после установки его проверяют на герметичность (испытывают давлением).

Провести это можно сразу на всей конструкции или ее отдельных элементах. Если проводится частичное испытание давлением, то после его окончания нужно проверить всю систему в целом на наличие протечек. Вне зависимости от того, какая (открытая или закрытая), последовательность работ будет практически одинаковой.

Подготовка

Пробным считается давление, в 1,5 раза превышающее рабочее. Но этого недостаточно, чтобы полностью обнаружить утечку теплоносителя. Трубы и муфты могут выдержать до 25 атмосфер, поэтому и проверку системы отопления лучше проводить под таким давлением.

Соответствующие показатели создают ручным насосом. Воздуха в трубах быть не должно: даже малое его количество исказит показатели герметичности трубопровода.

Наивысшее давление будет в самом низком месте системы, там устанавливают монометр (точность отсчета 0,01 МПа).

1 этап — испытание в холодном виде

В продолжение получаса в заполненной водой системе увеличивают давление до начальных показателей. Делают это два раза, через каждые 10-15 минут. Еще полчаса падение продолжится, но без превышения отметки 0,06 МПа, а по прошествии двух часов – 0,02 МПа.

В конце проверки трубопровод осматривают на наличие протечек.

2 этап — горячая проверка

Первый этап успешно завершен, можно приступать к проверке герметичности в горячем виде. Для этого подключают прибор отопления, чаще всего это котел. Устанавливают максимальные рабочие показатели, они не должны быть больше расчетных значений.

Дома предварительно прогревают не меньше 72 часов. Испытание пройдено, если не обнаружено утечки воды.

Трубопровод из пластика

Пластиковая отопительная система проверяется при одинаковой температуре теплоносителя в трубопроводе и окружения. Изменение этих значений приведет к росту напора, но на самом деле в системе есть утечка воды. Полчаса давление выдерживают в значении, в полтора раза превышающем нормативное. Если необходимо, его слегка подкачивают.

Через 30 минут резко понижают давление до показаний, равных половине рабочего, и удерживают их полтора часа. Если показатели начали расти, значит, трубы расширяются, конструкция герметична.

Часто мастера при проверке системы несколько раз делают перепад давления, то повышая, то снижая его, чтобы это напоминало обычные, повседневные условия работы. Такой способ поможет выявить негерметичные соединения.

Проверка воздухом

Многоэтажные дома проходят испытание герметичности осенью. Вместо жидкости в таких случаях могут применять воздух. Результаты проверки отличаются небольшой неточностью из-за того, что происходит сначала нагрев воздуха при сжатии, затем его охлаждение, что способствует падению давления. Увеличить этот параметр помогут компрессоры.

Последовательность проверки системы отопления проводят следующим образом:

  1. Конструкцию заполняют воздухом (пробные показатели — 1,5 атмосферы).
  2. Если слышится шипение, значит, есть дефекты, давление снижают до атмосферного и ликвидируют недостатки (для этого используют пенящееся вещество, его наносят на места соединений).
  3. Трубопровод опять заполняют воздухом (давление – 1 атмосфера), держат 5 минут.

Как работа гидроаккумулятора влияет на давление

Проблемы с расширительным баком, которые влияют на напор в отопительном контуре, очень распространенные. Неверно рассчитанный объем экспанзомата – одна из самых характерных предпосылок.

Нарушения в работе может повлечь неправильный монтаж, низкое или высокое давление в воздушной камере бака, поврежденная мембрана — каждая из причин может привести к нарушению циркуляции теплоносителя в системе.

Расширительный бак: особенности устройства и объем

Если в отопительной системе установлен бачок маленького объема, он не может компенсировать расширение отопительной воды при нагревании. При температуре 85—95 °C вода расширяется примерно на 4% и ее лишний объем выходит через предохранительно-сбросной клапан.

Чтобы экспанзомат полноценно выполнял свою компенсаторную функцию, его вместительность для систем с газовым котлом должна составлять не менее 10 процентов от общего объема воды в контуре.


Если установить бак с объемом больше нормы, то колебания давления будут еще меньше. Уменьшение перепадов в напоре положительно влияет на работу системы и срок эксплуатации отопительного оборудования

Повреждение мембраны бачка приводит к тому, что вода полностью заполняет его объем и напор в контуре падает. Если заполнить объем контура, открыв подпиточный кран, это создаст новую проблему — при нагревании теплоносителя ему не будет куда расширяться и давление в системе увеличится больше нормы. Исправить ситуацию можно только с помощью замены резиновой перегородки.

Устанавливать бак следует только на трубе обратки, перед отопительным котлом. Так бачок будет минимально влиять на работу циркуляционного насоса, который устанавливается после газового котла. Кроме того, тут температура воды ниже и негативное влияние на давление в системе и на мембрану бака будет меньше.

Настройка давления в воздушной камере

Формируемое в воздушной камере экспанзомата давление также может привести к росту или падению напора внутри отопительной системы. Проверить и подкачать воздух в бачке можно только при отсутствии теплоносителя в баке.

Для этого нужно перекрыть с помощью запорной арматуры доступ к общему контуру и спустить воду через дренажный слив. Затем давление в воздушной камере замеряют и накачивают/спускают до необходимых значений.


Проверить показатели давления в расширительном баке можно с помощью автомобильного манометра, подкачать его — с помощью автомобильного насоса

Для настройки давления расширительного бака в воздушной камере должно быть на 0,5 бар выше, чем предполагаемое предельное давление в системе. После того, как давление в выравнивающей части бака настроено, проводят залив контура холодной водой до предполагаемой величины давления.

Затем воздух из воздушной камеры спускают до тех пор, пока напор в отопительном контуре и баке не начнет одновременно понижаться — тут необходимо одновременно следить за давлением в системе и в расширительном баке.

В этой фазе изменения показателей мало заметны, поэтому необходимо быть готовым к немедленному прекращению стравливания воздуха из расширительного бачка, как только обнаружится одновременное снижение.

Какие показатели считаются нормальными?

Норматив для автономных систем частных домов – 1,5-2 атмосферы. Более этого уже критичный показатель. Давление в системе отопления в 3 атмосферы приведет к аварии: отопительная конструкция может разгерметизироваться, оборудование выйдет из строя.

Многоэтажные строения в нашей стране обогреваются по закрытой схеме и принудительной подаче энергоносителя. Если условия эксплуатации системы идеальны, то давление в ней около 8-9 атмосфер. Но в старых слабых домах могут быть потери давления, что приводит к его снижению до 5 атмосфер.

Расширительные баки поддерживают напор, не позволяют ему сильно увеличиваться. Их работа начинается при давлении в 2 атмосферы.

Баки отбирают излишки жидкости из трубопровода, за счет этого нормализуется давление. Если объема этих емкостей не хватает, то оно поднимается до 3 атмосфер. Для снижения этого критичного порога используются специальные клапаны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий