Этапы строительства своими руками
Сделать яму для дома, бани или дачи достаточно просто. Из множества литературы и видео мы вывели самый легкий способ выполнения монтажных работ. Его схема включает в себя несколько этапов, первый из которых подготовка котлована. Более детально мы рассмотрим каждый процесс.
Изготовление крышки на скважину своими руками
Земельные работы
Для того чтобы сделать яму, необходимо положить покрышку и начать копать в середине нее. Стоит учесть, что дно нужно делать наклонным по направлению к люку, а снятый слой земли можно распределить на участке дома или дачи.
Строительные работы
После того как вы вырыли нужную вам глубину, нужно буром сделать отверстие для дренажного механизма, которое проткнет водоупорные слои земли. Далее выполняет такой порядок действий:
- Опускаем трубу дренажа так, чтоб метр находился на поверхности – это позволить защитить от различных засорений трубы;
- На дне выстилаем слой щебня 10 см;
- Приступаем к установке шин;
- Электронным лобзиком снимаем внутренний ободок покрышки – это даст возможность для воды не задерживаться, а стекать по стенкам;
- Лобзиком нужно сделать промежность для трубы;
- Укладываем шины так, чтоб в итоге верхний круг имел дистанцию от почвы в 1 метр;
- Засыпаем промежуток между колесами и стенами котлована землей;
- Все стыки герметизируем;
- Делаем своими руками крышку из не гниющего материала и накрываем конструкцию сверху;
- Засыпаем устройство снаружи землей, так, чтоб сохранялась вентиляция;
- Используйте люк с двумя крышками – это облегчит доступ при очистке.
Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек
На самом деле выгребная яма из покрышек — достаточно удобная часть канализационной системы, которую очень легко создать. Итак, как сделать выгребную яму из покрышек своими руками :
для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки
Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;
Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы
Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней. Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри
как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;
Нужно сделать «дырку» в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт
в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;
Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину
после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;
Выгребная яма из покрышек
теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;
Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы
укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;
Выгребная яма фото
яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.
Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!
Особенность эта заключается в том, что яма не имеет дна, что вносит некоторые коррективы в ее месторасположение. То есть, она должна находиться на некотором расстоянии от дома – не менее 5 метров, от проезжей части — на 4 метра, от соседнего участка — на 2 метра, от колодца — на 25 метров.
Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.
Целесообразность сливного сборника из автопокрышек
Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.
Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:
Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.
«Кустарная» канализация имеет ряд негативных факторов, ограничивающих ее применение:
Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек. Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации. Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой. Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% — этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы. Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.
Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы. Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.
Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:
- объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
- уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
- выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.
Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.
Монтажные работы
Рассмотрим, как должны проходить монтажные работы по строительству ям из старых автопокрышек. Для этого следует запастись необходимым количеством одинаковых по размеру автошин, а также приготовить инструмент – лопаты.
Земельные работы
- На место строительства ямы укладывается покрышка и обрисовывается ее контур.
- От полученной линии делают отступ в 10 см и очерчивают контур будущей ямы. Так определяется диаметр котлована, а вот глубина сливной ямы зависит от того, какой объем резервуара требуется получить. Как правило, для дачной канализации используется 5-7 покрышек, уложенных друг на друга. Высотой этой стопки и определяется глубина котлована, который следует подготовить.
- Начинают работу, используя самые обычные штыковые лопаты. А вот, когда глубина ямы станет такой, что работать будет неудобно, потребуется воспользоваться инструментом на длинных черенках.
- Сначала используется штыковая лопата. Ею производят обработку вертикальных стенок котлована и рыхление грунта на глубине. Затем при помощи совковой лопаты грунт извлекается на поверхность.
Сооружение дренажной скважины
После того, как копка сливных ям завершена, следует в ее центре сделать дренажную скважину. Эта деталь необходима для повышения степени дренирования. Выполняется работа так:
- При помощи садового бура выполняется скважина, ее глубина может достигать 5 метров.
- В скважину опускают дренажную трубу (трубу из пластика с отверстиями для прохождения воды).
- При этом верхняя часть трубы должна выступать над уровнем дна ямы примерно на метр. Это необходимо для того, чтобы твердые отходы не попадали в дренажную скважину. С этой же целью верх трубы накрывают полимерной сеткой.
- На дно ямы насыпают десятисантиметровый слой щебня.
Подготовка покрышек и их укладка
Выбор покрышек зависит от требуемого объема сливной ямы. Если расход воды небольшой, то можно использовать покрышки от легкового автомобиля. Для изготовления более объемного резервуара нужна резина от грузовика или спецтехники.
Разумеется, не требуется покупать новую резину, в этом случае, строительство сливной ямы влетело бы в копеечку. Профиль протектора для строительства этого очистного сооружения не имеет значения.
Резина может быть полностью изношенной, но на ней не должно быть повреждений – порезов:
- Чтобы исключить накапливание отходов во внутренних частях покрышек, с одной стороны шин следует срезать внутреннюю часть обода. Делается это при помощи электролобзика.
- В покрышке, к которой будет подведена впускная канализационная труба, выполняют отверстие для ее подключения. Для разрезания металлокорда в покрышке следует использовать ножовку по металлу.
- Покрышки укладывают в колодец, при этом, верхняя должна быть несколько выше уровня грунта.
- Пространство между стенками ямы и покрышек засыпают щебнем или грунтом.
- Сверху яму прикрывают крышкой из пластика. В крышке следует предусмотреть отверстие для осуществления контроля наполнения ямы.
- Поверх крышки рекомендуется насыпать холмик, чтобы исключить попадание в яму дождевой воды.
Из вышесказанного должно быть понятно, как выкопать сливную яму и оборудовать ее, используя обычные старые автопокрышки. Чтобы облагородить эту часть участка, холмик, насыпанный над крышкой ямы, можно засеять газонной травой или устроить там клумбу. Такое оформление замаскирует неприглядный объект оборудования участка.
Специфика конструкции
Этот вариант обустройства слива стоков самый доступный. Даже если нет собственных автомобильных покрышек, то купить их по минимальной цене (б/у) несложно. Канализация из покрышек имеет такие преимущества:
- Простота монтажа. Сделать все работы собственноручно легко. Более того, не нужна спец.техника для погружения колес в яму, даже если они тяжелые, то перекатить и поместить на отведенное для них место получится самостоятельно.
- Для создания ямы подойдут шины любого размера и диаметра, желательно чтобы они по габаритам были приблизительно одинаковые.
- Доступность материалов.
- Срок эксплуатации – до 15 лет.
Недостатков конструкция также не лишена и их перед монтажом стоит изучить. А именно:
- В сравнении с фабричными установками срок эксплуатации в разы меньше.
- Герметичность конструкции под сомнением.
- Яму нужно максимально отдалять от источника питьевой воды.
- Часто возникает неприятный запах.
- Ремонтировать покрышки сложно, точнее бессмысленно.
- Специфическая конфигурация вызывает сложности при чистке ямы.
- Резина не рассчитана на использование в качестве хранилища агрессивных химических отходов, также она часто страдает от давления почвы.
- Такие ямы нельзя строить на местности с высоким залеганием грунтовых вод.
Планирование
На первом этапе сооружения местной канализации, следует выбрать место расположения будущего канализационного отстойника, а также определить его объем. Объем зависит от расхода воды, чем он больше, тем более вместительной должна быть сливная яма.
Выбор места расположения
Перед тем, как начать строить сливную яму из покрышек своими руками, следует грамотно определить место ее расположения
При этом нужно принять во внимание следующее:
Расстояние до жилых объектов. Понятно, что при использовании данного варианта канализации, полностью избежать возникновения неприятного запаха невозможно, поэтому для строительства выбирают место на удалении от жилья. Кроме того, яма из покрышек негерметична, а это значит, что вода будет проникать в грунт. Если яма будет близко от дома, то существенно повысится риск подмывания фундамента.
- Характеристики участка. Яма не должна располагаться на склоне. Кроме того, придется учесть и геологические характеристики – состав грунта и УГВ. Например, при высоком залегании почвенных вод такая яма не будет работать.
- Нельзя располагать яму и в самом низком месте участка. В противном случае, дождевая вода будет стекать сюда и наполнять яму.
- Расположение точек водозабора. Расстояние от этих объектов до сливных ям должно быть максимальным.
Определение объема резервуара
Этот параметр зависит от количества воды, которая будет попадать в яму, а также от способности грунта пропускать воду. Если не учесть эти обстоятельства и сделать резервуар недостаточного объема, то придется столкнуться с ситуацией, когда быстро наполняется сливная яма. В этом случае, придется куда-то откачивать воду, используя фекальные насосы, либо заказывая откачку при помощи ассенизаторской техники.
Пошаговая инструкция по изготовлению выгребной ямы своими руками
Для начала выбирается и подготавливается участок под строительство. Минимальное расстояние от жилых помещений должно быть не менее 30 метров. От водоёма – 50 метров. Почва сверху очищается от сора и растений – это поможет при копке. Размер отверстия в земле должен несколько превышать размеры планируемой выгребной ямы (это нужно для уплотнения стен септика щебнем). При этом, её глубина должна быть, как минимум, в два раза больше, чем диаметр, плюс один метр для защиты от замерзания стоков. Исходя из глубины, рассчитывается нужное количество покрышек.
Подготовка отверстия
К максимальной глубине добавляют 30 сантиметров – это будущая подушка из песка и щебня. Специалисты рекомендуют использовать с такими целями речной просеянный песок и мелкий гравий – он хорошо фильтрует стоки.
Видео по теме:
При копке обязательно учтите также то, что днище должно быть наклонным. Это нужно для эффективного отвода стоков. После подготовки дна в его центре при помощи ручного бура сверлится отверстие. Оно не должно быть слишком большим. В него вставляется дренажная труба, способствующая прохождению подземных вод. Её конец внутри септика покрывается фильтром, капроном, сеткой, марлей и т. д. для защиты от крупных сорных частиц.
Вариант дна
Установка покрышек в выгребную яму:
- Верхняя часть шин подрезается – это позволит облегчить процесс монтажа. Стыки между отдельными элементами конструкции тщательно обрабатываются герметиком;
- После установки покрышки на днище, оно засыпается слоем крупного щебня. Это обеспечит первичную фильтрацию стоков открытого септика;
- Каждая последующая покрышка устанавливается аналогично первой;
- Когда уровень стенки дойдет до сливной трубы, то в шине проделывается отверстие на уровне стока, соответствующее входящему диаметру. В боковые части септика подводятся сливные трубы. Их защищают сеткой от засорения стоками. Они располагаются в верхней части сливной конструкции;
- Место стыка трубы и септика также дополнительно прорабатывается герметиком;
- Установка покрышек производится до момента, пока одна из них не выйдет за пределы ямы. После этого нужно начинать уплотнять стенки. В качестве уплотнителя можно использовать практически любые подручные материалы: песок, гравий, даже остатки покрышек. Главное – это должно придавать жесткости стенкам;
- После окончания работы, наверх септика устанавливается рама с крышкой. Место выступа покрышки над поверхностью земли дополнительно присыпается с внешней стороны грунтом. Помните, если применяется герметичная крышка для септика, то нужно дополнительно соорудить вентиляцию, иначе в яме будет происходить скопление газов, опасное её переполнением.
При желании можно усовершенствовать конструкцию. Например, в земляном отверстии соорудить бетонный кожух, а уже в него устанавливать покрышки. Это позволит увеличить герметичность и продлить срок службы септика.
Для чего нужна дренажная скважина в баню и дом
Как только котлован обретает нужные очертания, особенно в глубину, следует приступить к бурению дренажной скважины. Бур внедряется в почву по центру ямы. Это необходимо для увеличения площади всасывания жидких отходов в грунт.
Эта затея выполняется следующим образом:
- садовым буром пробивается скважина как можно большей глубины;
- далее в скважину вставляется пластиковая труба с отверстиями для спуска воды;
- верх трубы на уровне около метра от донной поверхности накрывается полимерной сеткой для предохранения колодца от попадания в него твердых предметов;
- выгребная яма не должна заиливать грунт, а потому дно посыпается небольшим слоем щебенки (10 см).
Особенности сооружения выгребной ямы с переливом
Из автомобильных покрышек можно своими руками соорудить и более сложное канализационное устройство – сливную яму с переливом. Такой септик способен перерабатывать небольшие объёмы нечистот, тем самым уменьшая периодичность проведения очистки резервуара. Такое устройство подойдёт для домостроений, где не регулярно пользуются водой: дачи или загородные постройки, где люди находятся не постоянно. При этом сам процесс возведения сточной конструкции с переливом из покрышек выполняется строго в соответствии с определёнными этапами.
- Вырывается яма в соответствии с предполагаемыми объёмами среднесуточных сточных вод.
- На дне котлована под покрышками насыпается 20-30 см слой щебня.
- Для увеличения объёма септика срезается внутренний обод покрышек.
- В образованный из автомобильных скатов колодец устанавливается вертикальная бетонная труба с диаметром в 2 раза меньше основного резервуара. Высота такой трубы должна быть ниже ямы минимум на 15 см.
- Нижний край трубы заполняют при помощи бетонной смеси, а в верхней части просверливается множество отверстий так, чтобы получилась сетка, через которую излишки стоков будут переливаться в основной резервуар.
- В верхнем краю бетонного изделия также выполняется подключение канализационной трубы.
После завершения всех работ выгребную яму накрывают крышкой, после чего её можно использовать по прямому назначению.
Какие материалы используются?
Для обустройства ямы с отходами применяются различные материалы:
- Кирпич, бетонные блоки и камень. Выгребная яма из кирпича своими руками строится относительно редко. Это связано с тем, что сама по себе укладка кирпича – очень длительный и трудоёмкий процесс. Да и не каждый человек обладает хотя бы минимальными навыками каменщика.
- Железобетонные кольца. Достаточно распространённый вариант строительства.
- Бочки из металла, пластика. С одной стороны, они легко и быстро устанавливаются, но с другой – имеют относительно небольшой объём порядка 200 литров. Для 1-2 человек его может и хватит, для большой семьи уже маловато. Пластиковый вариант востребован больше, потому что он не боится ржавчины.
Яма выложенная кирпичом
Яма из бетонных колец – подробная схема, устройство
Преимущества выгребных ям из бетонных колец очевидны:
- Долговечность. Конструкция может простоять до 100 лет.
- Устойчивость. Под воздействием процессов брожения и гниения бетон не разрушается.
- Простота установки. Существенно сокращает временные затраты.
- Эффективность. Загрязнения никогда не попадут в находящуюся по соседству почву и грунтовые воды.
Благодаря тому, что бетонные кольца так популярны и обладают множеством полезных качеств, мы рассмотрим их применение в обустройстве канализации. Внутри бетона находится армированная сетка, повышающая прочность конструкции. Вода сквозь бетон никогда не проникнет – разве что в районе стыка бетонных колец. Эти места рекомендуется обработать цементом с водоотталкивающими свойствами.
- Перед установкой колец дно ямы засыпается щебнем и песком. Затем устанавливается каркас из арматуры, выполняется заливка бетона минимум на 20 см. Это необходимо, чтобы исключить попадание нечистот в грунтовые воды.
- Процесс можно ускорить, купив готовое днище. Обычно они продаются на тех же заводах, что и бетонные кольца. Стоимость вырастет, зато время существенно сократится.
- Кольца опускаются с помощью крана из-за непомерного веса изделий. Как только первое кольцо было опущено в яму, нужно тут же сделать герметизацию на стыке с дном. Например, с помощью жидкого стекла, небольшое количество которого добавляется в цементный раствор. Не поленитесь обработать швы внутри и снаружи. Это укрепит вашу уверенность в том, что стоки не окажутся за пределами бетонного кольца.
- После опускания второго элемента стыки обрабатываются таким же образом. На завершающем этапе вы устанавливаете крышку, оснащённую люком, металлическими крючками и вентиляционными отверстиями.
Яма из бетонных колец
Герметичная яма – подробная схема, устройство
- Небольшой вес.
- Простой монтаж.
- 100% герметичность.
Широкий ассортимент пластиковых емкостей для канализации. Их можно приобрести в строительном магазине
Выгребная яма из пластика требует минимальных трудовых затрат. Достаточно вырыть яму нужной формы и объёма, а затем поместить в неё бак. Бетонная подушка засыпается песком, пластиковая ёмкость опускается в ямы. После подсоединения сточных труб яма засыпается смесью бетона и песка в соотношении 1:5, а затем обычной почвой. Она полностью готова к эксплуатации.
Слой дёрна, который был снят с земли в процессе подготовки к работе, не выбрасывают, а снова укладывают на место. Через какое-то время он быстро зарастёт, и следы проведения каких-то действий останутся почти незаметными.
Резиновые покрышки для выгребной ямы – дешево и сердито
Выгребная яма из покрышек – достойная альтернатива первым двум вариантам, описанным выше. Практически в каждом хозяйстве есть ненужные покрышки, которые давно отжили своё. Не спешите их выбрасывать – вы можете соорудить великолепную выгребную яму.
Резиновые колеса используются как основа. Вы укладываете их по такому же принципу, как бетонные кольца. Для фиксации используются хомуты, а для герметизации – специальный водостойкий клей. Легкость, быстрый монтаж, невысокая стоимость (а иногда вообще бесплатно) – именно такими «козырями» обладает выгребная яма из покрышек. Единственный недостаток заключается в том, что дно в такой яме в большинстве случаев не делается. Следовательно, грунтовые воды все-таки подвержены риску загрязнения.
Яма из покрышек б/у
Подготовка и укладка покрышек
Перед тем, как правильно выложить сливную яму автомобильными скатами, их сначала подготавливают надлежащим образом.
Итак:
- На одной стороне ската срезают внутреннюю часть обода при помощи электрического лобзика. Это делают для того, чтобы избежать задержки воды во внутренних карманах покрышек. Пилят резину при низких оборотах движения пилы лобзика.
- Опять же при помощи электролобзика производят отверстие требуемого диаметра для подвода вводной трубы. Металлокорд, который наверняка попадется в процессе проделывания отверстия, лучше пилить ножовкой по металлу.
- Укладывают покрышки таким образом, чтобы верхняя слегка выступала над уровнем земли.
- Засыпают промежуток между покрышками и стенками ямы землей.
- Сверху закрывают септик крышкой из пластика и формируют холмик, чтобы дождевая вода не проникала в емкость.
- Засевают холм газонной травой.
- В крышке сливной ямы предусматривают отверстие для контроля уровня наполненности емкости.
Статья о том, как правильно построить сливную яму из автомобильных покрышек, окончена. А для лучшего отвода дренируемой воды, примерно в трех метрах от ямы можно посадить водолюбивые деревья – ивы, березы и другие.
Устройство выгребной ямы из старых покрышек
Для строительства подобной конструкции необходимо найти несколько использованных покрышек большегрузных автомобилей или тракторов. Затем на определенную глубину выкопать яму, которая должна быть немного шире диаметра покрышек.
Далее, рекомендуется снаружи и внутри обработать стыки покрышек гидроизоляционным составом. Лучше всего для этого подойдут материалы на битумной основе. Замазывать швы раствором из цемента и песка не следует, так как устройство не будет иметь жесткой формы, и смесь выпадет из щелей.
Котлован под выгребную яму из покрышек
Снаружи, желательно, полученную емкость обмотать рубероидом и приклеить его с помощью горячего битума. Затем, яму нужно засыпать землей или смесью песка и гравия. Если есть возможность, то такую же смесь нужно уложить на дно ямы толщиной около одного метра. Это будет естественный своеобразный фильтр, который немного уменьшит загрязнение почвы. Для верхней покрышки нужно изготовить и установить люк.
Перед засыпкой грунтом ямы следует установить в нее вводную трубу из дома диаметром 100 миллиметров. Для того чтобы сделать отверстие в покрышке для трубы, необходимо будет проявить смекалку и сообразительность. Для этого можно использовать болгарку и большой острый нож. Покрышки, особенно тракторов очень прочны.
Подвод трубы в выгребную яму
Требования по размещению выгребной ямы на участке
Выгребная яма должна располагаться от жилого дома на расстоянии не меньше 5 метров. А расстояние от водопровода до выгребной ямы должно составлять не менее 30 метров. Иначе источники питьевой воды могут быть отравлены. До границы участка это расстояние составляет не меньше 2 метров.
В этом случае необходимо для канализации строить септик с изолированным дном и дополнительным фильтром.
Выгребная яма должна иметь удобный проезд для ассенизаторской машины, потому что периодически, по мере заполнения, нужно будет удалять из нее отходы. С каждым годом эту процедуру нужно будет делать все чаще.
Для того чтобы неприятные запахи от ямы не распространялись по участку загородного дома следует сделать вентиляцию с помощью трубы и расположить ее как можно выше. По правилам высота вентиляционной трубы должна находиться в пределах 4 метров.
Выгребная яма с переливом
Для уменьшения частоты откачки стоков и отходов используется выгребная яма с переливом. Она состоит из двух частей. Из первой емкости должна выходить труба во вторую часть ямы, или нужно сделать отверстия в стене первой. Когда первая часть выгребной ямы заполнится, то сточные воды пойдут в следующую часть устройства.
Вторую часть ямы лучше делать из старого кирпича, который обойдется намного дешевле новых изделий. А вместо отверстий для слива воды в стене можно в определенных местах кирпич не ставить, то есть расположить в шахматном порядке. Дно второй емкости следует сделать из слоя песка и щебня, которые будут дополнительным фильтром.
Для постоянного проживания в частном доме или на даче такую яму делать не стоит. Если пребывание людей в доме будет временным или сезонным, то подобный вариант выгребной ямы из покрышек справится с задачей вывода сточных вод и отходов. Стоимость такого устройства значительно меньше, чем строительство септика из бетонных колец и кирпича.
Выгребная яма из старых покрышек автотранспорта имеет много недостатков:
- небольшой срок эксплуатации вследствие быстрого наполнения, не более 10 лет;
- неприятные запахи на участке загородного дома или дачи;
- герметичность резервуара из покрышек будет служить недолго, в результате произойдет заражение участка вредными веществами, которые попадут в почву;
- трудности в ремонте и невозможность демонтажа приведут к тому, что с течением времени подобную систему канализации или новое, более совершенное устройство, придется делать на другом месте.
Выгребная яма из покрышек относительно дешева по сравнению с другими системами канализации. Это ее единственное достоинство, а недостатки не создадут комфортные условия для проживания людям. Лучше один раз потратить деньги на современный септик с биологической очисткой стоков, чем переделывать в будущем выгребную яму.
Преимущества и недостатки ямы из автопокрышек
Преимущества системы
Преимущества. Выгребная яма из автопокрышек является наилучшим решением в том случае, если объемы сточных вод невелики, то есть если Вы приезжаете на дачу лишь по выходным.
К плюсам конструкции относятся:
- простота монтажных работ;
- материальная выгода – серьезных вложений не потребуется, в отличие от, например, кирпичной выгребной ямы или ямы из бетонных колец.
Стоит отметить, что разрешено использование любых шин: от легковых автомобилей (R 12-13) или от грузовых с диаметром более метра.
Для ямы большого объема можно использовать покрышки более метра в диаметра
Недостатки системы
- срок службы ямы из автомобильных шин не превышает 10-15 лет;
- герметизация ямы может быстро нарушиться;
- минимальное расстояние от колодцев и скважин – 30 метров;
- возможно появления неприятных запахов;
- сложность ремонта и демонтажа.
Яма для септика
Когда место для септика выбрано, можно переходить к копке котлована. Можно выкопать яму самостоятельно или с помощью экскаватора. Первый способ дешевле, но очень трудозатратен и отнимает много времени. Экскаватором выкопать яму быстрее, но придется оплачивать работу. Так что то, какой вариант предпочтительнее, каждый выбирает самостоятельно.
Если решено копать яму самостоятельно, можно последовать советам профессионалов.
Копаем своими руками котлован для канализации из шин.
Для работы нужно взять 2 лопаты с разной длиной черенка:
- Штыковая. Длина черенка — 2 м, можно больше. Ручка черенкообразная. С помощью этой лопаты предстоит рыхлить землю.
- Совковая. Будет использоваться в качестве черпака. Края лопаты можно заострить бортиками, чтобы земля меньше рассыпалась.
Длина ямы должна составлять около 2 м. Размер ямы равен диаметру покрышки + 8 см.
Яма для колодца выкапывается глубиной 2,5-3 метра. Если собираетесь работать своими руками, то продумайте систему для забора грунта из котлована. На дне сложно будет выбрасывать землю из ямы лопатой. Пригодятся ведро или другая емкость, не лишними окажутся несколько помощников, которые будут поднимать грунт со дна котлована.
Начинать копку нужно обычной лопатой. Когда ее длины не будет хватать, взять штыковую, а землю убирать землю совковой лопатой. Когда яма готова, можно проверить по покрышке ее диаметр, подходит ли он.
Как правильно рыть котлован?
Вырыть котлован для сливного сборника под силу и одному человеку, без помощи спецтехники. Ширина ямы не должна быть намного больше диаметра покрышки, в противном случае может потребоваться большее количество щебня для засыпки.
- При работе необходимо работать с двумя лопатами разной конфигурации. Штыковой лопатой легко разрыхлять землю, а лопата-черпак упростит задачу с выбиранием земли. Второй тип лопаты можно сделать своими руками, для этого необходимо взять совковую лопату и загнуть ее относительно черенка на 80о. Черенок подобной лопаты должен быть не менее 2,5 метров, для того чтобы можно было доставать землю с достаточно большой глубины.
- В начале потребуется обозначить контур будущей ямы. Это делается следующим образом, на землю кладется покрышка и обводится колышком, делая небольшой отступ, равняющийся примерно ширине спичечного коробка.
- Зазор необходим для того чтобы облегчить ввод покрышек в готовую яму. На перовом этапе можно использовать и обычные короткие лопаты, но при заглублении, потребуется использовать длинночеренковые.
Во время копания ямы может возникнуть соблазн спустится в яму для того, чтобы упростить работу, в этом случае необходимо предпринять все меры безопасности, так как очень велика вероятность обвала грунта. При копке диаметр котлована может постепенно сузится. Для предотвращения этого, необходимо время от времени делать замеры диаметра сливного сборника.