Требования и размещение заземления для пожарных машин и стволов

Виды основного и дополнительного оборудования

Именно с целью повышения эффективности и надежности и применяется специальное электрооборудование пожарных автомобилей, устанавливаемое дополнительно к базовому. В этот список входят устройства сигнализации и дополнительного освещения, а также различные индикаторы работы механизмов, приводимых в действие электрическими двигателями, такие как:

  • внешние осветительные приборы отсеков и рабочих мест, в ночное время обеспечивающие работу боевых расчетов;
  • приборы сигнализаций, оповещающих о движении спецтехники;
  • дублирующие системы и приборы контроля, позволяющие совершать аварийный запуск стартера из насосного отделения;
  • система отопления кабины, где размещаются члены спасательной команды.

Обустройство повторного заземления

Данный метод позволяет понижать опасное для человека значение тока замыкания и других повреждений проводки и электрических приборов. При этом, повторное заземление – это отдельно расположенная и независимая от основного контура система заземлителей.

Установка предусматривает срабатывание в аварийной ситуации ближайшего автомата защиты. Наиболее часто, повторным способом, обустраивается старое здание с устаревшей двухжильной алюминиевой проводкой. Проводку ведут к каждому потребителю от места сварки концевого контакта на основании контура. На корпус щита провода закреплены с помощью болтов и гаек с гроверами.

Заземление пожарных машин и стволов: требования и характеристики

При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.

Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.

Назначение переносного заземления

Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:

  1. Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
  2. Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.

Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:

  • ЗПС (переносное заземляющее устройство пожарных стволов);
  • ЗППМ (переносное заземление для пожарных машин).

Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.

Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения. Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны

Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.

Переносное заземление: технические характеристики

Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:

  1. Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
  2. Опрессовка концов провода.
  3. Крепление струбцин из металла (на концы провода).
  4. Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
  5. Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.

Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения

Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.

ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)

Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства. При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов)

При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).

Переносное заземление: технические характеристики

Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:

  1. Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
  2. Опрессовка концов провода.
  3. Крепление струбцин из металла (на концы провода).
  4. Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
  5. Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.

Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.

ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)

При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).

Заземление пожарных машин

Для предупреждения поражения током во время тушения огня проводится заземление пожарных машин и стволов. ОТВ, попав на электроустановку, становятся дополнительным проводником электричества. Кроме того, часто возникает наведенное напряжение на самой машине. Для защиты спасателей от таких случаев используют устройства переносного заземления.

Назначение оборудования

Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

  1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
  2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

  • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
  • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

Конструктивные особенности и технические характеристики

По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

Основные требования к заземлению пожарных машин

Защиту от поражения электрическим током дает не только правильная эксплуатация заземляющих устройств, но и их соответствие утвержденным требованиям.

  1. Переносные устройства должны обладать термической и динамической устойчивостью к току короткого замыкания. Это возможно при соблюдении определенных параметров: для 1000 В сечение медного провода должно быть 16 мм 2 , более 1000 В – 25, 35, 50, 70, 95 или 120 мм 2 .
  2. Прочный контакт, являющийся гарантией исправности струбцин или зажимов при коротком замыкании.
  3. Монтаж струбцин должен быть без свободного хода, чтобы во время динамических нагрузок их не сорвало с провода.
  4. Все соединения переносных заземлений должны быть с продолжительной термической устойчивостью, чтобы избежать перегрева во время работы и обеспечить автоматическое отключение оборудования.

Стандартно в заземляющих устройствах для пожарных стволов и автомобилей используют медный провод сечением 16 и 25 мм 2 . Длина его при этом не имеет никакого значения, главное, чтобы после подключения не ограничивалась свобода маневрирования самим стволом. Обычно используют провод длиной от 10 до 40 метров.

Кроме этих требований при монтаже оборудования учитываются и требования по структурным параметрам самих устройства. Например, для стволового заземляющего оборудования пользуются таблицей.

Размещение заземления

Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:

  1. В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
  2. Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.

В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.

Требования предъявляемые к переносным заземлениям

Основным требованием, предъявляемым к переносным заземлениям, является их термическая и динамическая устойчивость к току короткого замыкания. Зажимы, которыми проводники закрепляются на токоведущих частях, должны быть такими, чтобы динамическими усилиями они не могли быть сорваны. Кроме того, зажимы должны обеспечивать весьма надежный контакт. В противном случае они при коротком замыкании перегреются и обгорят.

При протекании тока короткого замыкания закорачивающие проводники сильно нагреваются. Поэтому они должны быть достаточно термически устойчивыми, чтобы оставаться целыми в течение времени отключения под действием релейной защиты закороченного участка. Надо иметь в виду, что медь плавится при температуре 1083° С. Термическая устойчивость проводников важна, потому что при нагреве и обрыве проводников на концах их может появиться рабочее напряжение электроустановки. Минимальное сечение из соображений механической прочности принимается: для электроустановок напряжением выше 1000 В — 25 мм2 и для электроустановок напряжением ниже 1 000 В — 16 мм2. Меньше этих сечений проводники применять нельзя. Для электроустановок напряжением 6 — 10 кВ при значительных токах короткого замыкания проводники переносных заземлений получаются очень большого сечения (120 — 185 мм2), тяжелые и ими трудно пользоваться. В таких случаях разрешается использовать два переносных заземления и более, устанавливая их параллельно одно непосредственно возле другого.

Сечения заземляющих проводников в электроустановках выше 1000 В

Сечение заземляющего проводника, мм2Максимально допустимый ток КЗ, кА при длительности выдержки основной релейной защиты, с
0,51,03,0
251074
5020148
70251810
90352515
2х50402816
2х95705030

Расчет сечения проводников переносного заземления производится по упрощенной формуле:

S = ( Iуст √tф ) / 272,

где Iуст — установившийся ток короткого замыкания, А,

tф — фиктивное время, сек.

Для практических целей значение tф может быть принято равным выдержке времени основной релейной защиты присоединения электроустановки, выключатель которого должен отключать короткое замыкание в точке переносного заземления. Чтобы не изготовлять переносных заземлении различного сечения для распредустройства одного напряжения, за расчетную выдержку времени обычно принимается наибольшая.

В сетях с заземленной нейтралью сечение проводников рассчитывается по току однофазного короткого замыкания, в то время как в системе с изолированной нейтралью достаточно обеспечить термическую устойчивость при двухфазном коротком замыкании. Применять для заземляющих проводников изолированный провод не разрешается, потому что изоляция не позволяет вовремя обнаружить повреждение жил проводника, которое уменьшает его расчетное сечение и может привести к пережиганию током короткого замыкания.

Переносное заземление

Конструкция зажимов для присоединения проводников должна обеспечивать возможность их надежного и прочного закрепления на токоведущих частях с помощью специальной штанги для установки заземления. Закорачивающие проводники присоединяются к зажимам непосредственно без переходных наконечников. Это требование объясняется тем, что в наконечниках могут быть неудовлетворительные контакты, которые трудно обнаружить, но которые при протекании тока короткого замыкания могут выгореть. Соединение закорачивающих проводников трехфазного заземления между собой и к заземляющему проводнику выполняется прочно и надежно опрессовыванием или сваркой. Может быть выполнено и болтовое соединение, но, кроме болтов, соединение должно быть пропаяно твердым припоем. Соединение только пайкой не допускается, поскольку нагрев заземлений при протекании тока может достигать сотен градусов, при котором припой расплавится и соединение нарушится.

Тушение товарного парка

Потушить такой объект – задача непростая.

Все нефтехранилища в обязательном порядке оборудуются установками пожаротушения,

как объекты повышенной пожароопасности.

Сам парк всегда ограничивается по периметру ограждающей стеной или обвалованием,

если емкости с нефтепродуктом располагаются на земле.

При подземных, углубленных в грунт резервуарах периметр парка ограждается противопожарными проездами или дорогами.

Здесь в качестве ОТВ применяют пену низкой или средней кратности, согласно СП 155.13130.2014.

Подают состав на поверхность горящего продукта или к основанию самого резервуара, в слой нефтепродукта (подслойное тушение).

В товарном парке используется оборудование водяного охлаждения, необходимое в процессе огнетушения.

Для этой цели применяется кольцевой подземный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами.

Насосная установка АПТ в этом случае также располагается под землей.

От растворопровода вовне выводятся патрубки для подсоединения мобильной пожарной техники.

И здесь тоже допустимо использование труб с диаметром DN 80 для соединения их с пожарными рукавами ГМ-80.

УПТ может иметь до 8-ми стыковых соединений.

Для тушения резервуарных парков применяются пожарные вышки.

Резервуары располагаются в два или более рядов по группам.

Но к ним должен быть доступ для проезда пожарной техники?

Конечно, такой доступ предусматривается.

При наземном расположении хранилищ к каждой группе резервуаров

оборудуются пожарные проезды внутрь обвалования для доступа пожарных автомобилей.

Условные обозначения пожарного оборудования

Вы, наверное, часто обращали внимание, что на одной из сторон многоэтажного строения расположена табличка, на которой находится надпись с буквенными и числовыми показателями («ПГ->25»). Данные символы обозначают направление, в котором находится пожарный гидрант, предназначенный для отбора воды, и указывает на приблизительное расстояние до данной емкости

Этот указатель является незаменимым для спасателей и пожарных.

Так же хотя бы раз многие наверняка замечали, что на придорожной местности расположен знак в форме треугольника небольшого размера с надписью — ПГ или ПВ-40, и скорее всего, задумывались об его предназначении? Так вот, он так же служит условным обозначением пожарного гидранта и водоемов для служб спасения. Когда нет возможности установить световые указатели на месте, в котором находятся пожарные гидранты, устанавливаются данные треугольники с соответствующим обозначением. Цифры на этом треугольнике указывают на объемные показатели подземной емкости с водой. Такой знак обязательно должен быть красного цвета.

Реже можно встретить колодцы с характерным обозначением на окрашенной в красный цвет крышке. В таком случае старайтесь не закрывать его своим автомобилем или другими помехами, ведь емкость с водой, представленная в виде колодца, может сыграть ключевую роль в тушении огня. В экстренных ситуациях на счету каждая секунда.

На машинах пожарных служб тоже расположенные буквенные и числовые обозначения, которые наносятся в обязательном порядке. Их вы увидите с обеих сторон на передних дверцах автомобиля, либо на кузове спасательной машины. Указательные символы на передних дверцах указывают на номер пожарной части и город, а на корпусе, с обеих сторон, расположено наименование автомобиля, объем автоцистерны и мощность насоса используемого для пожаротушения.

Научитесь расшифровывать и узнавать данные обозначения, ведь рано или поздно это может помочь в непредвиденных ситуациях. Рассмотрим схематические условные обозначения, где они используются и как выглядят.

Общие нормы и требования

Выберем главные нормативные документы, касающиеся насосных агрегатов и передвижной техники ПТ.

Пройдемся по пунктам эти документов.

  • п. 5.10.19 СП 5.13130.2009: для подсоединения автоматического средства огнетушения к служебной технике необходимо предусмотреть номинальный диаметр водопровода не меньше DN 80. Патрубки выводятся наружу по высоте 1,35±0,15 м и оборудуются соединительными головками ГМ 80. Самый большой показатель расхода ОТВ должен быть у диктующей секции АУПТ.
  • п. 5.2.23 СП 5.13130.2009: для АУПТ спринклерного типа на распределительном и питающем трубопроводе с DN 65 или большим диаметром возможен монтаж ПК, в соответствии с ГОСТ Р 51844, ГОСТ Р 53331, ГОСТ Р 51115, ГОСТ Р 53279, ГОСТ Р 51049, ГОСТ Р 53278, а также первичных устройств пожаротушения, в соответствии с СТУ.
  • п. 5.10.20 СП 10.13130.2009: Вне сооружения насосной АПТ должно находиться минимум два ввода с соединительными головками, для подсоединения не меньше двух машин.
  • п. 4.1.15 СП 10.13130.2009: При подсоединении насосной АПТ к пожарной технике ВПВ у каждой зоны сооружения высотностью от 17-ти этажей предусматривают два выводимых наружу патрубка с ГМ-80. Также необходимо устанавливать в насосной задвижку для наполнения емкости огнетушащим составом и обратный клапан.
  • ГОСТ Р 12.4.026-2001: в зоне расположения сухотрубного стояка размещается знак пожарной безопасности с пояснительной подписью, согласно требованиям п. 6.3.3.4 ГОСТа.
  • п. 5.1.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001: средства противопожарной защиты, т.е. участки патрубков с головками ГМ 80, окрашиваем в красный цвет.
  • п. 6.1.3 ГОСТ Р 12.4.026-2001: плоский знак пожарной безопасности с наружным расположением, т.е. место подключения пожарного техники, должен быть световым и питаться от сети наружного электроснабжения.
  • Письмо ВНИИПО № 1987эп-12-1-4 от 12 апреля 2020 г.: подача огнетушащего вещества через патрубки с головками 80 мм снаружи насосной АПТ должна производиться от пожарной машины в напорные водопроводы насосного оборудования АУПТ.

Проектирование допускает использование готовых насосных конструкций или отдельных насосов.

Вместе с АУПТ обычно применяется центробежное насосное оборудование.

Узел подключения пожарной техники к насосной станции может располагаться у стены, либо в нише стены.

А если у нас в здании имеется наружная декоративная или стеклянная стена?

В этом случае патрубки из насосной также необходимо выводить на улицу.

Предусматривается ниша с пожарным шкафом, который опирается на пол.

Рукава к УПТ присоединяем точно так же, с помощью соединительных головок.

Размещение заземляющих конструкций

Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:

  1. На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
  2. Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.

В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий