Фотообзор светодиодных ламп ipf 341hlb с цоколем h4

9 i-ZOOM OPTIMA PREMIUM i-H4

В сети множество отрицательных отзывов о дешевых светодиодных лампочках, которые не оправдали и десятой доли затрат на них. Тем не менее, специалисты утверждают, что отыскать приемлемое качество за 2‒3 тыс. руб. вполне реально, и в пример приводят серию автоламп i-ZOOM от компании Optima Light. В частности, они протестировали модель с цоколем H4 и нашли ее весьма удачной. Выпускается она в двух вариантах – Warm White (цветовая температура равна 4200 К – это желтовато-белый свет, который справляется с освещением в дождливую погоду) и White (5100 К, нейтральный белый, оптимален для установки в штатный ксенон).

Параметры светового потока производитель не указывает, однако при тестировании на ближнем свете был получен показатель 924 Лм, а на дальнем – 1170 Лм, что нормально для светодиодов этой категории и примерно соответствует мощности стандартной «галогенки». По субъективной оценке светодиодная лампа светит лучше на 50‒60% за счет расширения синей гаммы в спектре. Среди китайских лампочек можно найти и поярче, но они с большой долей вероятности будут давать ослепление и осложнять дорожную ситуацию. В i-ZOOM это исключено, так как диоды (Seoul CSP) расположены на месте нити накаливания галогеновой лампы и, соответственно, фокусируются как штатный галоген.

1 Philips X-treme Ultinon H4

Стоимость пары оригинальных ЛЕДов от Philips высока, но нужно учитывать, что расходы на апгрейд штатной осветительной системы так или иначе оправдываются за счет большей долговечности. Производитель указывает, что его детище отслужит не менее 100 тыс. часов (около 12 лет), на практике автолампы служат и дольше. Не нужно сбрасывать со счетов повышение безопасности вождения – главную причину, по которой стараются увеличить яркость головного света. Чипы Philips Z ES создают контролируемый световой пучок и тем самым обеспечивают превосходный обзор.

В отличие от китайских компаний, этот производитель добросовестно указывает реальную яркость светодиодов ближнего и дальнего света: 1000 и 1250 Лм, что примерно в полтора раза превышает аналогичный показатель у галогенов

Однако добиться яркого света – полдела, жизненно важно, чтобы он не слепил водителей встречных авто. Должное распределение лучей обеспечивает технология SafeBeam и высокоточный производственный контроль

Как результат, после установки в фары лампы сохраняют фокус и геометрию галогеновых, рисуют четкую светотеневую границу (СТГ) на нужном расстоянии, отлично освещают обочину и не создают проблем на дороге. Вот почему говорят, что они полностью подходят для замены ламп головного света в оптике большинства авто.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Конструкция и цоколевка светодиодных ламп h4

Для начала рассмотрим, как устроены ставшие классикой галогеновые лампы типа H4. Первое, что бросается в глаза, это наличие у них двух спиралей: одна для ближнего света, а вторая подключается при включении дальнего света.

Мощность стандартных галогеновых ламп головного света H4 65/55Вт. Такая информация говорит нам о том, что мощность вспомогательной спирали (ближнего света) — 55, а основной спирали (дальнего света) – 65 Вт. Спираль ближнего света установлена рядом с отражателем.

Для фиксации лампы H4 в фаре на её фланце есть три лепестка.

Обычно на H4 используется цоколь P43t. У него три контакта:

  • «+» дальний;
  • «+» ближний;
  • общий «-».

Расположение и назначение контактов ты видишь ниже.

Но галогенки греются довольно сильно, особенно если ты захочешь установить китайские лампы повышенной мощности: нагрев может быть таким, что потемнеет отражатель или «поплывёт» стекло.

Светодиодные лампы H4 по аналогии с галогеновыми также имеют два режима свечения: дальний и ближний. Поэтому обычно на них есть две группы светодиодов (или два мощных светодиода). Их общая мощность обычно составляет порядка 20-36 Ватт.

Кроме того, такие лампы чаще всего подключаются к бортовой сети автомобиля, не напрямую, а через стабилизатор тока — драйвер. Он идёт в комплекте с лампой.

Тем не менее встречаются светодиодные лампы, цоколь у которых расположен, как и на галогеновых, непосредственно возле излучающих элементов, а драйвер расположен за радиатором.

Охлаждение

Еще одним существенным отличием светодиодных ламп H4 от галогеновых или биксеноновых колб является наличие активной или пассивной системы охлаждения. Это связано с тем, что при нагреве светодиодов их кристалл начинает быстро деградировать. Особенности:

  1. Пассивная система охлаждения чаще всего выполнена в виде кос, сплетенных из тонкой проволоки. Они играют роль радиатора.
  2. Активное охлаждение представлено в виде небольшого кулера, расположенного на радиаторе.

Преимуществом светодиодных ламп H4 с активной системой охлаждения являются меньшие габариты, кроме того, рабочие температуры у них ниже. В противовес этому лежит серьёзная проблема: при загрязнении или замерзании вентилятор кулера может повредиться и выйти из строя, что повлечет за собой перегрев светодиодов.

Пассивная система охлаждения менее эффективна, но стабильна в выполнении своих функций, разве что изредка протирай её от пыли и грязи, чтобы обеспечивать хороший теплоотвод.

Светодиоды

Светодиодные лампы H4 ближнего и дальнего света производятся на светодиодах Philips, Cree, CSP и диодные сборки. Цоколь Н4 используется только в рефлекторных фарах, которые рассчитаны только на галогеновую лампочку.  Очень редко в линзах ксенона и биксенона. Автомобильная рефлекторная фара, это оптическая система имеющая свой фокус, рассчитанный на нить накала галогенки.

Для имитации нити галогенки используются только лед диоды Philips Z ES и CSP типа. Диодные сборки и Cree имеют слишком большой размер, из-за особенностей рефлектора они будут слепить встречные авто.

В процессе производства светодиоды делятся на БИНы, в зависимости от эффективности, количества люмен на 1 Ватт. Из таблицы для led диодов Philips Z ES эффективность, может быть от 97лм до 125лм на 1W. Количество люмен на один диод с номинальным потреблением 2W может быть от 170лм до 245лм. В дешёвую led лампу H4 для автомобиля не будут ставить дорогие диоды с максимальной отдачей в 245лм, а будут использовать дешевые с отдачей 170-190лм, всё равно никто измерять не будет.

Китайцы успешно копируют внешний вид популярных диодов Creе и Philips и продают лампочки на подделках, как оригиналы. Эффективность и срок службы подделок значительно ниже, чем оригинальных Филипсов и Кри, поэтому за короткий период выходят из строя. Продавец в магазине никогда не признается, что стоят подделки, ведь он на этом обмане прилично зарабатывает.

Эксплуатационные характеристики

Штатная галогенка H11 для противотуманных фар обеспечивает световой поток в 1350 лм. Также подобными световыми приборами оснащаются фары ближнего света.

Светодиодки делятся на 2 категории:

  • для противотуманных фар послабее, к примеру, светодиодная лампа Philips UltinonLed Fog Н8 Н11;
  • для фар ближнего света помощнее от 1350 лм.

В первом случае лампы выдают всего 700 лм, но, как утверждает производитель, что эти 700 лм на 6000К обеспечивают видимость на дорожном полотне как галогенки на 2400 лм. На практике же все обстоит несколько иначе. Лампы с таким световым потоком обеспечивают видимость как 1400 лм галогенным. Тут, судя по всему, разработчики Philips UltinonLed Fog Н8 Н11 имели в виду, что пара лампочек Н11 будут равноценны 2400 лм теплого оттенка, но, по непонятным причинам, скрыли эту информацию. Никаких сносок или дополнительных данных мелким шрифтом на этот счет нет.

Многие автолюбители знают, что диодные лампочки используются в ПТФ, однако, практически все (приблизительно 95%), не разбираются в эксплуатационных характеристиках современных светоизлучателей подобного типа. Это, как раз, и дает производителям широкое поле для обмана, ведь мало кто станет разбираться в том, в чем совсем не понимает.

Комплектация светодиодной лампы h11

К примеру, большинство магазинов по продаже подобных товаров обманывают покупателей, указывая характеристики товара для максимального тока. На практике ток можно увеличиваться не более, чем в 2 раза от номинальных показателей. Но при этом необходимо обеспечить хорошее охлаждение, для чего потребуются современные системы. Так, например, для работы 16 штук Cree XML2 U2 потребуется охладительный радиатор весом в 3 кг.

Плюсы и минусы

Галогенные лампы Н8 и Н11 являются универсальными осветительными элементами, которые могут монтироваться на большинство автомобилей и обладают высокими качественными характеристиками. Однако, как и все детали, они имеют свои объективные преимущества и некоторые недостатки. К плюсам рассматриваемых приборов относятся следующие факторы:

  • Высокая светоотдача и длительный срок службы;
  • Компактность конструкции и отличная регулировка света;
  • Безопасная работа с сохранением показателей стабильной яркости в течение всего периода работы.
  • Определенные негативные моменты при использовании «галогенок» выражаются в следующем:
  • Резкие перепады напряжения способны моментально вывести прибор из строя;
  • В некоторых модификациях колба значительно греется;
  • Не исключено излучения ультрафиолета.

Определиться с выбором осветительных элементов для собственного автомобиля поможет знание того, в чем разница между лампами Н8 и Н11, а также их преимуществ по сравнению с аналогами. По факту, рассматриваемые модели практически идентичны и взаимозаменяемы.

Лучшие производители светодиодных лампочек цена/качество:

Camelion — Германия

Немецкий производитель представляет линейку светодиодных ламп, условно разделенную на категории: «BasicPower» — со сроком службы 30 тысяч часов и «BrightPower» до 40 тысяч часов. отмечает, что некоторые лампы прослужат даже 40 лет своему владельцу, но есть ограничение по циклу работы – при условии использования 3 часа в сутки.

Вся продукция проходит многоуровневый контроль качества, является экологически безопасной и не нуждается в специальных мерах утилизации. Также отличается хорошей ударопрочностью и полным отсутствием ультрафиолетового излучения.

В наличии у Camelion светодиодные лампочки:

ЦокольE27, E14, G13, G4, G9, GX53, GU10, GU5.3
Мощность1.5-25W
Цветовая температура3000-6500K, BIO — для растений

Плюсы и минусы

  • отсутствие мерцания при работе;
  • комфортное и безопасное освещение;
  • длительный эксплуатационный период;
  • экономное потребление электроэнергии.

Saffit — Китай

Светодиодные лампы от торговой марки SAFFIT пользуются спросом у покупателей, привлекая высокой мощностью и возможностью экономии электроэнергии. Весь модельный ряд адаптирован к использованию в условиях российского электроснабжения. Перед выпуском на рынок продукция проходит полный контроль качества, а также проверку на соответствие действующим сертификатам. Сроки службы светодиодных ламп от марки Саффит варьируются в среднем — 30 000 часов, не больше. На всю продукцию производитель дает гарантию.

В наличии у Saffit светодиодные лампочки:

ЦокольE27, E14, E40, G13, GU5.3
Мощность5-100W
Цветовая температура2700-6400K

Плюсы и минусы

  • контроль качества;
  • гарантия;
  • сроки эксплуатации достаточно длительные;
  • экономия электроэнергии.

высокая стоимость.

Jazzway — Россия

насчитывает более 1500 позиций в своем каталоге. Большим спросом пользуются диммируемые лампы со светодиодами, обладающие возможностью регулирования уровня освещения. Также есть решения с повышенными свойствами энергосбережения, модели для растений, холодильных оборудований и открытых площадей. Благодаря установке хорошего радиатора, производителю удалось снизить степень нагревания лампы до минимума.

В наличии у Jazzway светодиодные лампочки:

ЦокольE27, E14, G4, G53, G9, GU5.3, GU10, GX53, GX10
Мощность1.5-30W
Цветовая температура2700-6500K

Плюсы и минусы

  • крепкий корпус;
  • отсутствие мерцания;
  • равномерное распределение света;
  • приемлемость цен;
  • большой выбор моделей и специальных решений;
  • качественная сборка.

гарантийный период небольшой, если брать в сравнение с условиями конкурентных марок.

Светодиоды

В зависимости от поколения ламп в них могут использоваться разные светодиоды. Самые дешевые китайские лампы называют “кукурузы” за характерный внешний вид: для обеспечения необходимой яркости набраны цепочки из маломощных SMD-светодиодов.

Современные же модели LED-автоламп обычно выполняются на одном или нескольких мощных светодиодах, реже на COB-матрицах.

Современные лампы дают свет ярче, чем «кукурузы», с более выраженной и правильной светотеневой границей. На практике надежность и долговечность светодиодных ламп разной конструкции в большей степени зависит от схемы питания и качества системы охлаждения светодиодов.

Принцип работы

Данная осветительная система нашла свое применение в автомобильной отрасли. Диоды с цоколем HB4 широко используются в противотуманных, а также в фарах, предназначенных для ближнего свечения. Они относятся к группе однонитевых устройств. Суть заключается в том, что по сравнению с другими приборами их конструкция оснащена всего одной нитью накаливания.

Напряжение питания приравнивается к 12 В, а мощность, в основном, составляет 55 Вт. В редких случаях встречаются модели с мощностью 51 Вт. По принципу действия галогенная лампочка напоминает обыкновенный источник света, только с несколькими отличиями. Суть процесса заключается в нагреве нити с помощью узла напряжения в 12 В, в результате чего образовывается свечение.

За длительный срок службы лампочки отвечает состав внутри колбы, который включает в себя газообразную примесь брома и йода. Эксперты отмечают, что при правильном использовании устройства его работы хватит на 8 тысяч часов. Стандартный показатель периода эксплуатации приравнивается к 2-4 тысячам. К конструктивным особенностям можно отнести необычную форму лампы.

Размеры

Размеры образцов сильно  ограничены, потому что штатные безцокольные имеют минимальные размеры, диаметр составляет всего 10мм.

Конструкция простая и надёжная, на конце корпуса установлены диоды Cree на которые одет рассеиватель. В зависимости от модели фары, габаритные огни могут находится рядом с галогеновыми лампами ближнего или дальнего света.

Модель с гибким радиатором

Данная модель под W5W выпускается в двух вариантах:

  1. наружная установка, монтаж происходит снаружи фары, радиатор у этой модели жесткий;
  2. внутренняя установка, ставится внутри фары, радиатор гибкий,  место под систему охлаждения ограничено.

Крепление Пробрайтов имитирует штатное крепление, установлены винты, которыми регулируется крепление. Для герметизации и плотной установки используется кольцо из пористой резины.

Лучшие галогеновые лампы H4 с эффектом ксенона

Еще одна комфортная для глаз водителей категория – лампочки H4 под ксенон, их светоподача максимально приближена к естественному свету. Температура в таких приборах составляет 4000-4500 К, такой свет хорошо отражается от знаков на дороге, это помогает водителю быстрее их видеть. Исключением станет непогода с осадками, сопровождаемая эффектом световой завесы. Эксперты отобрали лучшие товары, по мнению водителей, специалистов с учетом характеристик, цен.

H4-2 (H4SL) (6000K) ксенон\галоген

Отличной альтернативой классическим «галогенкам» станет Биксенон H4-2 (H4SL) (6000K) с повышенным сроком службы. Заявленные производителем особенности – увеличенная яркость наряду с уменьшенным энергопотреблением, устойчивость к вибрациям. Блоки розжига максимально защищены от воздействия температуры, влаги. Мощность – 35 Вт, а цветовая температура 6000 К. Такой высокий показатель гарантирует визуальный комфорт, хороший обзор дороги. Гарантия службы от производителя – до 2000 часов.

Достоинства

  • Повышенный ресурс работы;
  • Устойчивость к вибрациям;
  • Низкое энергопотребление;
  • Широкое освещение дороги;
  • Минимальный нагрев фар.

Недостатки

Дальний свет не настолько яркий, как ближний.

Специалисты оценивают такие приборы за счет отсутствия нитей накаливания, что продлевает срок службы в силу большей устойчивости. Освещение улицы ночью хорошее, хорошо просматривается не только трасса, но и обочины. Но яркость дальнего света существенно ниже, чем ближнего.

Bosch H4 Gigalight Plus 120

Существует 2 веские причины, почему Bosch со своим предложением попал в этот рейтинг. Во-первых, производитель гарантирует отличные характеристики Gigalight Plus 120. Во-вторых, заявленные параметры отлично подходят для зимней снежной погоды. В своем ценовом сегменте лампочка демонстрирует лучшую фокусировку на ближнем, дальнем режиме. На заснеженном фоне, казалось бы, холодный свет ксенона хорошо выделяется. Рассматривая самые яркие галогеновые лампы H4, этот прибор выбивается в лидеры.

Достоинства

  • Яркость выше стандартов;
  • Простота установки;
  • Долговечность;
  • Надежность производителя;
  • Уместность в снежную погоду;
  • «Дальнобойность».

Недостатки

  • Низкий поток рассеивания;
  • Ослепление встречных машин.

Несмотря на огромный спрос, доверие бренду, многие пользователи в отзывах отмечают отсутствие рассеивания света на обочины. А встречным водителям яркость ближнего режима напоминает дальний, что сопровождается яркими некомфортными бликами. Поэтому куда уместнее Gigalight Plus 120 будет на бездорожье, чем в городской среде.

Optima LED i-ZOOM H4 5100K

Яркой новинкой последних нескольких лет считается светодиодная модель Optima LED i-ZOOM H4 5100K с компактным радиатором. Это существенно упрощает процесс установки в фары без резки задней крышки. Вместо нитей накаливания работают светодиодные чипы, добиваясь оптимальной светотеневой границы. Подходят для установки в машины легковые и грузовые, мотоциклы, ATV, спецтехнику с сетью 12/24 В. Для ближнего, дальнего режима установлено по 6 светодиодов.

Достоинства

  • Универсальность;
  • Высокие показатели светотеневой границы;
  • Яркий комфортный свет;
  • Долговечность службы;
  • Экономичность.

Недостатки

Китайская сборка.

При скромном ценнике такая LED-лампа демонстрирует хорошие потребительские характеристики. Одобрительные отзывы касаются правильно границы светотени, хорошей фокусировке, нормальной степени ослепления.

Световой поток

Световой поток через 15 минут после включения  снизился на 39%. У оригинальных LED такого падения нет, оно составляет только 10% при нагреве до 150°. Полные характеристики Cree XHP50

Как вы видите нету там 3600лм, даже близко. С такими характеристиками 858/853лм не дотягивают даже до обычной галогенки 1000/1550лм. Подойдут только для противотуманных фар и дневных ходовых огней

ХолодныеПрогретыеСнижение
Ближний Cree XHP501400лм858лм39%
Дальний Philips MZ1400лм853лм39%

Падение яркости получилось пропорциональным потребляемой мощности, которая тоже снижается на 39%.

Мощность полная и обманка

Результаты получились ожидаемые, мощность падает на 39% от первоначальной, у настоящих Cree XHP 50 и Филипс  такого не бывает.  Драйвер обычно в среднем потребляет 15% от полной мощности.

 —Ближний H4Дальний H4
Холодные21,5W21,5W
Прогретые, рабочий режим13,2W13,2W
Только диоды11,2W11,2W
Падение в %39%39%

Нагрев

Нагрев в режиме ближнего света получился средним, в пределах нормы.  При дальнем свете температура ниже, из-за того что система охлаждение находится ближе. Невысокая разница в градусах между светодиодом и радиатором говорит о неплохой сборке. У некоторых автомобильных диодных ламп встречал разницу в 50° из-за плохой сборки и плохого контакта с теплооотводом.

Нагрев кристалла примерно на 10° выше, чем его корпус, получим 126° и 116° соотвественно.

БлижнийДальний
Светодиоды116°106°
Радиатор96°91°

Термодатчик (термопара) крепился  с использованием термопасты.

Итоги

По убедительным  результатам обзора вы поняли, что внешне подделки  светодиодных ламп для авто неотличимы от настоящих, а характеристики очень плохие. Внешний вид китайцы скопировали качественно, осталось украсть технологию производства.

Критерии выбора

Перед выбором устройства свечения стоит определиться с видом езды. Существует несколько вариантов передвижения – быстрая: на плохом полотне, и плавная – по хорошим просторам. В любом случае источник света необходимо подбирать с учетом разных уровней цветовой температуры.

Проблема заключается в том, что любой аппарат HB4, будь то мощность 55 Вт или 51 Вт, сильно нагревается, а с учетом большой скорости амплитуда вибрационных волн и порог частоты повышается, соответственно, лампочка накала начнет разрушаться.

Существует короткий список параметров, от которых необходимо отталкиваться при выборе осветительных элементов:

  • Вид колбы и цоколя;
  • Мощность устройства;
  • Поток света;
  • Основное назначение;
  • Цветовая температура (данный параметр заметно влияет на качество света).

Помимо перечисленных параметров стоит обращать внимание на марку производителя. Самыми распространенными изготовителями качественных лампочек являются: Koito, Osram, Narva, Philips

В основном, стоимость осветительных устройств этих производителей составляет 350-450 рублей за штуку.

7 SHO-ME G7 lite LH-H4 H/L

Лампы «Шо-Ми» 7-го поколения версии Lite (в них используются светодиоды Epistar, а не Philips) легко становятся на место штатных «галогенок», так что владельцам авто нет нужды обращаться в сервис или самому каким-либо образом переделывать установочное место. Разницу можно заметить невооруженным взглядом сразу после монтажа: 16 светодиодных чипов мощностью 20 Вт обеспечивают чистый белый свет с цветовой температурой 5000К (аналог полуденного солнца). Светотеневая граница при этом остается достаточно четкой, что подтверждается не только визуальной оценкой, но и лабораторным тестированием.

В качестве радиатора применяются медные плетеные шины. Гибкие части при установке расправляются, и температура нагрева светодиодов за счет увеличения площади поверхности снижается до приемлемого уровня. Таким образом, обеспечивается эффективное естественное охлаждение, и лампы способны работать при температуре до +80 °C. Чтобы бортовой компьютер не считал уменьшение потребляемой мощности выходом из строя, производитель предусмотрел в конструкции встроенные обманки. Так же, как и внешние, они создают дополнительную нагрузку в линии питания, но при этом не требуется ни покупка дополнительного оборудования, ни его монтаж.

Характеристики

Использование Cree XHP50 и Philips MZ внушает большое доверие к светодиодным лампам H4, эти бренды синоним качества, надежности и долговечности. Но этих качеств вы не получите, если LED поддельный, только внешне выглядит похожим.

Читайте мою статью про подделки светодиодов Cree.

ПараметрЗаявленоИзмереноШтатная галогенка
Ближний свет3600лм858лм1000лм
Дальний свет3600лм853лм1550лм
Мощность13/13W60/55W
Цветовая температура5100К5100К3000К
Напряжение питанияот 9Вот 9В12В
Нагрев250°
Срок службы1000 ч.
Гарантия12 месяцев
Назначениеголовной свет авто
Для тестов использует напряжение 13,2 Вольт

Образцы предоставлены брендом Optima. Как вы видите, китайцы не боятся обманывать даже крупных заказчиков и импортёров, подсовывая автолампы на поддельных диодах. Всегда найдутся другие, более неграмотные покупатели, кто об этом не будет догадываться.

Поэтому обычного покупателя китаец обманет очень легко, особенно на базаре Aliexpress и других магазинах. Ведь 99% покупают автомобильные светодиодные лампочки впервые и вообще в них не разбираются. Поэтому я вообще не рекомендую покупать на Алиэкспресс, одну и туже автолампу производят на разных заводах с разными параметрами и из разных комплектующих.

Основные недостатки

Модели, которые перегреваются

Составил список недостатков, с которыми вы может встретиться после покупки. Хуже всего, когда они встречаются почти все разом. Больше всего проблем бывает у светодиодных ламп H4 из-за более сложной конструкции. Половину из-них можно выявить только после покупки.

  1. световой поток идет вниз, освещенное расстояние сокращается в 2 раза;
  2. плохая сборка, как следствие плохой теплоотвод и перегрев светодиода и его мигание;
  3. разная направленность света, попадались образцы в которых диоды установлены не ровно, на тестах светотеневой границы лампы светили по разному;
  4. перегрев лампы из-за непродуманного охлаждения или из-за отсутствия вентилятора;
  5. завышенная яркость, китайский маркетинг пишет огромные цифры, что бы купили именное светодиодные, а не ксенон;
  6. отсутствие фокусировки, из-за неправильного расположения диодов;
  7. завышенная мощность, указанная вместе с потреблением драйвера;
  8. неправильная конструкция лампы, например только 3 диода сверху, что нарушает весь принцип работы фары, особенно для цоколя Н4.

Из всего китайского и корейского многообразия я знаю только 3 хороших лампы, которые не страдают большинством вышеперечисленных недостатков. Но идеальных моделей все равно нет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий