Холодильники “ЗИЛ”: история бренда + секрет долгожительства

Саратов

Одним из предприятий, на котором было налажено производство компрессорных холодильников, был завод № 306 (изначально он был адаптирован для производства авиадвигателей). В 1951 году впервые с конвейера сошла установка под названием «Саратов”.

Корпус этой модели изготовлен из эмалированной стали, а внутренние полки и испаритель — из нержавеющей стали. Холодильник отделан хромом. У самых первых представителей «Саратова» была всего одна холодильная камера, полезный объем которой составлял 85 литров. Его теплоизоляция была выполнена из минеральной ваты или стекловаты. Чуть позже было налажено производство двухкамерных моделей, в которых хладагентом служил небезопасный фреон.

Прощай поддержка

В правительстве страны вообще не дадут средств и субсидий на развитие завода в отличие от тех же АвтоВАЗ и КамАЗ.

В том числе для постановки на производсво уже разработанных и испытанных машин.

Первый бескапотный ЗИЛ для городов, 60-е годы. Руководство отрасли и страны не смогли оценить его преимуществ. Больше платформа под груз. Лучше обзор для манёвров в узких местах улиц и прочее. Машина опередила своё время, в Европе подобные авто только начинали появляться

Опытный ЗИЛ с полным приводом 6 на 6 с разгрузкой на 3 стороны. Для сельского хозяйства, не пошёл в серию. Как их таких не хватало на селе во время уборки в непогоду. Когда в поле на обычном ЗИЛ 130 не влезть или не выехать оттуда самостоятельно

Интересные варианты моделей

ЗИЛ тягач с полным приводом 4 на 4, не пошёл в сериюШасси ЗИЛ для всех видов работ вне дорог, не пошёл в серию
ЗИЛ 6 на 6 малой серией был выпущен для МЧС и прочих служб. С поворотными передней и задней осями. Не садится на брюхоЗИЛ 130 с удлиненным капотом и дизелем. Для экономии топлива, не пошёл в серию. На селе им цены нет, как и аналогов-конкурентов за такую низкую цену. Чуть дороже ГАЗ 53ЗИЛ 130В тягач с дизелем, не пошёл в серию. В 90-е будут малыми партиями производить аналогичные ЗИЛ 4331 с новой кабиной и дизелем ЗИЛ 645. У отца на заводе такой 10 лет отходил полный ресурс двигателя выкатал. Затем установили дизель КАМАЗ 740. И он ещё 10 лет отходил и продолжает работать каждый день! Много Вы таких дешёвых ресурсных машин знаете?
Трехосный тягач ЗИЛ с дизелем — не пошёл в сериюОн же с полуприцепом КАМАЗУже тогда думали про удобство полностью откидного капота с крыльями. И про металлические борта кузова. Под капотом дизель производства ЗИЛ — будущий КАМАЗ 740
Также в те годы думали про уменьшение износа шин. И про внедрение подъёмной оси. Но руководство завода ничего из вышеперечисленного не одобрило в производство

Новый собственник

В ходе приватизации завод станет собственностью правительства Москвы.

Оно какое-то время будет из прибыли выделять средства на развитие завода. Будут созданы новые модели и модификации.

Состоится пробег по России и вокруг света.

Но за 10 лет до его развала отдаст завод на внешнее управление в частные руки. В них завод потерпит крах.

А далее по решению того же правительства Москвы на месте завода из года в год развернут снос цехов и строительство жилья. Что до сих пор и происходит.

КШ-400/85/90Х(***)

Ситуацию мог спасти трехкамерный холодильник с электронным управлением «ЗИЛ-65» КШ-400/85/90Х(***), разработка которого началась в семидесятые годы. Производство этой серии ограничилось несколькими десятками опытных образцов.

Общий объем 600 литров позволял без затруднений разместить большое количество продуктов в различном состоянии. Функция автоматического оттаивания и не обмерзающие стенки обеспечивали комфортную эксплуатацию. Приятное впечатление оставлял и внешний вид холодильника.

В результате недоработок в процессе эксплуатации проявилась низкая надежность систем автоматики. Большие габариты холодильника вызвали проблемы с установкой в набольших кухнях потребителей. После развала СССР производитель отступил от обязательных норм с целью снижения цены изделия, что привело к ухудшению качества продукции и падению спроса. Внутренний рынок страны заполнился более качественными и технологичными товарами зарубежных конкурентов.

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих. Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • Стильный (на то время) внешний вид.
  • Качественная сборка.
  • Толстостенный крепкий корпус.
  • Прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки.
  • Лояльность к перепадам напряжения в сети.
  • Легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие проходило строгий контроль качества. Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса (на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами).

Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям. Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности, а не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.

История автомобильного бренда ЗИЛ

АМО ЗИЛ был основан в 1916 году. Изначально это были ремонтные мастерские, в которых собирали машинокомплекты итальянских грузовиков FIAT. В 1920-30 гг. завод производил грузовики по выкупленной у Америки лицензии. В 1930 году было решено перейти на производство новой модели машин. После реконструкции на заводе стали собирать грузовые автомобили ЗИС-5. На их основе в дальнейшем создали 25 машин, а для элиты были представлены ЗИС-101 — престижные автомобили легкового типа.

История автомобильного бренда ЗИЛ

Изначально под эмблемой ЗИЛ выпускались только автомобили, но с 1951 года было запущено производство холодильников. Грузовики завода значительно уступали другим моделям ввиду своей низкой скорости и значительным затратам топлива. Однако в 1970-е был создан и спроектирован ЗИЛ-133, и это стало настоящим прорывом завода.

Лучшие годы пришлись на 1975-1989, ЗИЛ собирал около 200 тысяч грузовиков ежегодно. Распад СССР негативно сказался на производстве, продукция стала менее востребованной, и к 1996 году объем выпускаемой техники упал до 7 тысяч. В современной России, в 2008 г., предприняли попытку возродить завод, объединившись с китайской компанией. Однако наступивший кризис не позволил осуществить идею, со временем завод обанкротили.

Первоначальное название бренда

Акционерное московское общество «Завод имени Лихачева» — именно так расшифровывается аббревиатура АМО ЗИЛ. Однако это название появилось не сразу. Самое первое название ЗИЛа   было получено в честь итальянского борца за права трудящихся и лидера профсоюза завода FIAT — Пьетро Ферреро. Затем автозавод переименовали, и он стал «Заводом имени Сталина». Привычное всем название ЗИЛ предприятие получило в 1956 г., в честь одного из основателей российского автопрома, а с 1927 г. директора завода — Ивана Лихачева. Это краткое и емкое название осталось у завода до конца его существования.

Что означает эмблема ЗИЛ

Название предприятие получило в 1956 г., однако логотип ЗИЛ появился только в 1972 г. День рождения лого ЗИЛа — 15 января. Придумал его И.А. Сухоруков — конструктор-кузовщик. На завод он пришел в 1948 г. и работал на различных должностях, в том числе и художником. Будущий логотип ЗИЛ представлял собой прямоугольник, внутри которого располагается аббревиатура. Причем буквы «З» и «Л» имеют продолжение в виде двух линий, образующих ромб. Линия от «З» соединяется с буквой «И», а от «Л» обрывается.

Эмблема ЗИЛ

Массовое производство техники под эмблемой ЗИЛ началось благодаря Г.А. Матерову. Эскиз настолько ему понравился, что он организовал для руководства презентацию, на которой продемонстрировал значки ЗИЛа, выполненные заводскими мастерами.

Директора завода П.Д. Бородина убедило выступление Матерова, и он подписал приказ, утвердив предложенный логотип. Именно под этой эмблемой и выпускались все автомобили ЗИЛ в дальнейшем.

Преимущества и недостатки холодильников «ЗИЛ»

Преимущества холодильников «ЗИЛ» перед продукцией других производителей состоят в надежности и долговечности.

Спрос среди элиты определил холодильники «ЗИЛ» к продукции премиум-класса времен СССР с повышенными требованиями к качеству продукции. В отличие от аналогов конкурентов, холодильники «ЗИС-Москва» укомплектовывались испарителем из нержавеющей стали, имеющей большую механическую прочность, чем алюминий, металлическая камера обеспечивала длительный срок эксплуатации, а закругленные формы изделия вызывали приятное эстетическое ощущение. Причиной для забраковки исправного холодильника мог стать незначительный дефект в виде едва заметной царапинки или вмятины, не влияющей на функционал прибора. К выбору материалов для комплектующих также предъявлялись повышенные требования. Потемневший внешний вид нержавеющей стали мог привести к возврату вагона с заготовками производителю, токопроводящие контакты комплектующих покрывались золотым напылением, а каждая единица изделия проверялась ответственным лицом на полную работоспособность.

Основными недостатками холодильников «ЗИЛ» являются большой вес старых агрегатов и ухудшение качества изделий в 90-е годы прошлого столетия, но и этот недостаток остался в только в моделях времен перестройки.

Положительные и отрицательные свойства

Все большее количество автолюбителей принимают решение купить данные машины грузового назначения. Из данного средства можно сделать уникальное авто, так как присутствует возможность проведения оптимального апгрейда. Среди иных положительных факторов можно отметить такие важные показатели, как доступная стоимость транспортного средства, небольшие габариты, оптимальная ремонтопригодность и маневренность устройства. При необходимости можно без проблем найти нужные детали для проведения ремонта. Высокие показатели проходимости машины основаны на наличии встроенного рулевого усилителя, также мотор работает идеально.

Среди недостатков машины можно отметить небольшую скорость, которую в состоянии развить вездеходы, неидеальный мотор и грузоподъемность также не является рекордной. По причине давнего года выпуска детали довольно часто выходят из строя. Несмотря на достаточные комфортные условия салона, он немного уступает по меркам настоящего времени. Кресла можно регулировать, но они не совсем удобны для современных водителей. Мотор в кабине автомобилей ЗИЛ не слышен, машина и ее основные модификации передвигаются тихо. За свою 40-летнюю историю данные автомобили зарекомендовали себя, как прочный и очень надежный грузовой транспорт, относительно простой в процессе эксплуатации и в ремонте. И сейчас на дорогах страны можно встретить узнаваемый всеми ЗИЛ и ЗИС, который приобретают в качестве средства, решающего большое количество разных задач.

Лучший компрессорный агрегат

Холодильник ЗИЛ был настоящей легендой среди советских кулеров. Это компрессорная установка, серийное производство которой было организовано в 1949-1951 годах на Московском автомобильном заводе.

Первые модели таких холодильников были разработаны конструкторским бюро компании. Их называли «ЗИС-Москва». Первый образец такого холодильника имел объем 165 литров.

Через год после организации лаборатории по производству бытовых охлаждающих устройств родилась опытная партия в 300 единиц. Это были первые компрессионные холодильники с достаточным объемом для потребителя.

Завод продолжал интенсивно развиваться. Вскоре на потребительский рынок вышли и другие модели легендарного холодильника. Так, в 1960 году в розничные сети вошел агрегат ЗИЛ-Москва КХ-240. Объем его охлаждающей камеры оставил 240 литров, а морозильного отделения — 29 литров. Новый холодильник ЗИЛ-Москва предоставил потребителям возможность размещать продукты на внутренней панели двери.

В 1969 году появился новый отечественный холодильник прямоугольной формы. Это был агрегат от модели ЗИЛ-62 КШ-240. Такой холодильник легко впишется в интерьер стандартной кухни. Кроме того, дизайнеры впервые применили магнитную пломбу для своих дверей. Это дало возможность эксплуатировать холодильник в регионах не только с умеренным климатом, но также с тропическим и субтропическим климатом.

Рассмотрим подробней модельный ряд ЗиЛов

«ЗиЛ-Москва» КХ-240

Модель домашнего типа предназначена для сохранения скоропортящихся пищевых продуктов и приготовления пищевого льда.

Холодильники этой линейки имеют общий объем 240 л, а вместительность низкотемпературного отделения – 29 л.

Заданная температура в камере поддерживается с помощью терморегулятора, шкала которого имеет деления, определяющие температурный режим работы холодильника. Камера оборудована электрической лампой, автоматически включающейся при открывании двери шкафа, имеющей курковый затвор с ключом.

Холодильник «ЗИЛ -МОСКВА» работал от сети переменного тока 50 периодов и выпускается заводом в двух исполнениях по напряжению:

а) на номинальное напряжение 127 вольт, при допустимых колебаниях от 105 до 135 вольт.

б) на номинальное напряжение 220 вольт, при допустимых колебаниях от 185 до 235 вольт.

Холодильная камера имеет электрическое освещение, автоматически включающееся при открывании двери шкафа.

В нижней части холодильного шкафа был установлен выдвижной металлический поддон для свежих овощей и фруктов.

Дверной проём был обшит накладками из пластмассы, а в качестве теплоизоляционного материала использовалось тонкое стекловолокно.

Герметичное закрытие обеспечивал эластичный резиновый уплотнитель, установленный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор.

«ЗиЛ-63»

Холодильник выполнен в виде напольного шкафа с внутренней эмалированной камерой. В этой модели установлены: три полки стандартного размера, малая полка, пять полок панели двери, две ванночки для приготовления пищевого льда, сосуд для мяса, сосуд для яиц, сосуд для фруктов и овощей, закрытый стеклянной крышкой, поддон. Внутренняя камера освещается электрической лампой, огражденной плафоном, которая автоматически включается кнопкой.

Поддержание требуемого температурного режима внутри холодильной камеры обеспечивается терморегулятором. Открывание двери холодильника ограничивается углом 105°.

При необходимости можно изменить направление открывания двери путем симметричной перестановки ручки с комплектующими. Герметизация холодильной камеры обеспечивается уплотнителем двери, который имеет магнитные вставки с 3-х сторон: вверху, внизу и со стороны ручки.

Запуск электродвигателя и защита его обмоток от токовых перегрузок производится пускозащитным реле. Для снижения шума холодильника установлен противошумный щиток. Следует отметить, что воспринимаемый уровень шума холодильника зависит от помещения, в котором он установлен. В небольшом пространстве восприятие шума более ощутимо.

«ЗиЛ-64»

ИНТЕРЕСНО! Дизайн вне времени! В настоящее время ряд современных организаций помогает любителям винтажного стиля стать довольными обладателями возвращенного к жизни советского холодильника ЗиЛ, используя оригинальную фурнитуру и комплектующие, так что купить легенду в идеальном состоянии стало реальностью.

Холодильник ЗИС

К зиме 1949 года в СССР появился опытный образец с наименованием ЗИС-Москва ДХ2. В создании техники принимали участие специалисты из авиационной и автомобильной отрасли. Наладилось массовое производство зис. В конце зимы 1951 года холодильники появились в розничной торговой сети. Переименовали завод и марку после смерти Сталина.

Технические характеристики холодильника ЗИЛ кш 240 (модель 62)

Новый холодильный агрегат третьей модели с обозначением кш 240 появился в розничной сети столицы в 1969 году. Конструкторское бюро завода максимально адаптировало прибор к городскому малогабаритному жилью. Форма изменилась с округлой на квадратную, что идеально вписывалось в интерьер небольших кухонных помещений.

Компрессор остался прежним, при работе производившим сильный шум. Объем морозильной камеры – 26 кубических дециметров. Полезный объем внутреннего пространства не меняли – 240 л. На аппарате появилось обозначение с двумя звездами. Это указывало на усовершенствованную модель – морозилка поддерживала -12 градусов. Существенным недостатком осталась плохая теплоизоляция, из-за чего происходило сильное намерзание снега на камере.

Эргономика

Обзор на рабочем месте – лучше не придумаешь! Я неплохо уселся, обнаружив две регулировки водительского сиденья (это немало для авто, разменявшего шестой десяток) с пухлой подушкой и короткой спинкой без подголовника. Глянул в маленькие кругляши зеркал заднего вида, установленные на отдельных хромированных «куриных ножках», попробовал на ощупь светлое и тонюсенькое по сегодняшним меркам рулевое колесо, в ступице которого красовался рубиновый, что кремлёвские звёзды на башнях, логотип автозавода.

Основное внимание педальному узлу, потому что здесь четыре педали, и это при живой и здравствующей АКП. Перечисляю слева направо: стояночный тормоз, раздвоенная по обе стороны рулевой колонки тормозная педаль и акселератор. Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы

Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы.

В 1960-х к обивке дверей во всём мире предъявляли минимум требований: они должны быть лаконичными и гигиеничными

Вытягиваю хромированный грибок воздушной заслонки карбюратора и несколькими оборотами стартёра пускаю немного доработанный короткоходный (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм) «130-й» двигатель. Через несколько секунд самоустраняется большой люфт рулевого механизма, спасибо мощному насосу ГУР, а слух ласкают густые басы, подтверждённые полутора сотнями «кобыл» и четырьмя сотнями ньютонометров крутящего момента, который достигается уже чуть выше полутора тысяч оборотов в минуту, хотя, по ощущениям, вообще чуть ли не с холостых – величина рабочего объёма движка имеет значение!

Первая модель холодильника «ЗИЛ» — «ЗИС-Москва ДХ2»

Первый образец советского холодильника «ЗИС-Москва ДХ2»


был выпущен в конце 1949 года по прототипу американского довоенного холодильника. Общий объем изделия составлял 165 литров, камера заморозки − 12 литров, корпус изготавливался из высокопрочной стали с антикоррозийным покрытием. Прочный и надежный холодильник мог прослужить владельцу 50 лет, но при этом имел вес 95-105 кг, а температура заморозки не опускалась ниже -6ºС. Вместо регулятора температуры в холодильнике использовался переключатель режимов. Потребляемая мощность прибора не превышала 0,84 кВт.

Первая модель холодильников «ЗИЛ» получила репутацию опытного образца с множеством недостатков из-за отсутствия опыта советских специалистов в сфере создания охлаждающей бытовой техники. Следующие модели были доработаны с учетом особенностей производства и удобности применения бытовой техники.

Освоение новой отрасли развивалось высокими темпами. К массовому производству холодильников завод приступил в феврале 1952 г. Рядовые граждане Советского Союза не могли себе позволить покупку первых холодильников в послевоенное время, но товар нашел своего потребителя на внешнем рынке, среди сотрудников и заслуженных граждан страны. Со временем спрос на холодильники увеличился, и продукция распределилась в равных долях между экспортом, московским потребителем и высокопоставленными лицами страны.

Рулевой механизм и тормоза грузовика

Рулевой механизм ЗИЛ-164 состоит из пары червяков или специальных роликов. Тормозная система состоит из стандартного ножного тормоза с пневматическим приводом и ручника. По сравнению с ЗИС-150, тормоза новой модели значительно эффективней, при этом водителю не нужно сильно жать на педаль тормоза. Для седельного тягача тормозная система имеет специальный раздаточный кран, предназначенный для подсоединения тормозной системы прицепа.

За время своего существования автомобили ЗИЛ-164 трудились во всех уголках Советского Союза. Именно поэтому грузовик достоин того, чтобы память о нём сохранилась в истории российского автомобилестроения.

Видео о легендарных холодильниках

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя. Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого (правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой). Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:

Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки. Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Какие автомобили выпускались

Изначально на заводе бренда ЗИЛ выпускались военная техника и грузовые авто. Со временем ЗИЛ запустил массовое производство легковых машин, велосипедов и холодильников. Самые известные модели, которые принадлежат бренду ЗИЛ:

  • ЗИС-5, или «Захар». Изначально создавался для работы в народном хозяйстве, но вскоре был направлен на войну. Именно на этом грузовике начали устанавливать знаменитые «Катюши». Все детали для авто выпускались в СССР. Также ЗИС-5 вошел в историю тем, что был первым экспортируемым в капиталистическую Турцию советским автомобилем.
  • ЗИС-101 — автомобиль высшего класса. Частично идею производства скопировали у США, но многие технические решения принадлежат советским разработчикам. На этих машинах ездила советская элита, но власти, показывая заботу о простых рабочих, направляли их и в таксомоторные парки. На основе этих машин в Советском Союзе впервые был выпущен ЗИС-101А и изготовлен первый бронированный кузов.
  • БТР-152. Его разработка началась в послевоенное время. И в 1950 г. техника поступила на вооружение Советской Армии. Машина до сих пор задействована в некоторых горячих точках и была участником многих послевоенных конфликтов. Производство их прекратилось в 1962 г., а снятие с вооружения армии России произошло только в 1993, но они остались в строю почти 20 стран.
  • ЗИС-155. Самый массовый автобус 1950-х гг. Вмещал в себя 50 пассажиров. Выпускался до 1957 г., а эксплуатировался вплоть до начала 70-х гг. Несмотря на ряд недочетов: слабый двигатель, высокие ступени и прочие — автобус позволил наполнить парки достаточно современными машинами. Многие из них были направлены в страны народной демократии.
  • ЗИЛ-5301, знаменитый «бычок». Частично прототипом автомобиля служили грузовики «Мерседес-Бенц». Выпуск начался в 1990-х гг. Интересное название этой знаменитой марке ЗИЛ, по неподтвержденным данным, дал Ю. Лужков — бывший мэр Москвы. Грузовик отличается наличием сдвижной боковой двери, небольшим радиусом разворота и небольшой погрузочной высотой. На основе «бычков» были созданы среднегабаритные автобусы. В 2014 году было завершено производство знаменитого автомобиля.

БТР-152

ЗИЛ представил множество других машин, и прочно вошел в историю советского автопрома.

Советские холодильники. Или назад в СССР.

«Бытовая цивилизация» в СССР началась только в 50е годы. Великая Отечественная война прервала развитие еще довоенного производства холодильников в СССР на долгие годы. В послевоенное время строили кирпичные дома улучшенной планировки, где предусматривался встроенный холодильный шкаф.Но вскоре, семимильными шагами стало улучшаться благосостояние наших советских граждан.

Выпуск холодильников в СССР приобретал темпы — выполним и перевыполним. Товар был престижным и тем, кому не удавалось разместить его на перенаселенных метрах коммунального жилья, приходилось перевязывать чудо техники цепями и вешать амбарный замок, дабы уберечь от коварных посягательств соседей по коммунальной кухне. Технический прогресс вместе с возрастающими потребностями граждан СССР явил миру еще ряд новшеств и усовершенствований.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник «Газоаппарат».

В 1954 г., на смену ему пришел холодильник с маркой «Север».

Первые термоэлектрические советские холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. Эти небольшие холодильники могли бы совмещать функцию обогревателя, так как задняя стенка их сильно нагревалась.

В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. В 1956 году их было выпущено 6230 шт.

Холодильники меньшего размера — «Саратов-2» выпускал Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е Советский Союз наращивает объемы производства: «жить стало лучше, жить стало веселей». Растет ассортимент советских холодильников за счет освоения новых марок. Уже почти в каждой семье есть блестящий, почти буржуазно красивый помощник по хозяйству. Не нужно больше мечтать о финском холодильнике Розенлеф. В СССР все свое — и самое лучшее.

Советский холодильник «ЗИЛ-Москва». Легенда ретро-дизайна. До сих пор эстетически привлекателен обтекаемой формой. Прочности лакокрасочного покрытия позавидует любой автомобилист.

В 1959 было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1».

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. там выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

Холодильный прогресс бодро шествует по бескрайним просторам СССР. Выпуск компрессионных бытовых холодильников начинается по всей стране, на крупных заводах: Муромском («Ока»),

Источник

Успех Красноярского завода

Советский холодильник «Бирюса» знаком многим людям старшего поколения. Его производство было начато в 1963 году. Это произошло после того, как правительство страны приняло решение о создании производства холодильников на заводе «Красмаш».

После выхода предприятия на проектную мощность на потребительском рынке стали появляться единицы в количестве 150 тысяч в год. Но они были настолько популярны в СССР, что возникла необходимость в увеличении их производства. С 1967 года завод имел мощность, благодаря которой выпускалось 350 тысяч холодильников в год.

В начале 1970-х годов компания наладила производство компрессоров с улучшенными техническими характеристиками. В 1982 году завод отметил выпуск 10-миллионного агрегата.

Содержали красную ртуть, как секретный компонент

В завершении рассмотрим самый интересный миф про советские холодильные установки – секретную разработку Министерства обороны СССР «красную ртуть». Бытует мнение, будто её до сих пор можно добыть из советских холодильников, которые выпускались в начале 50-х годов, а цена данного вещества может достигать нескольких миллионов долларов.

Безусловно, в СССР было немало хорошего, чего явно не скажешь про быттехнику, изготавливаемую на территории бывшего союзного государства. Что же касается мифов о последней, то их происхождение явно обусловлено восторженно-романтичным нравом некоторых ностальгирующих по былым временам натур.

«ЗИЛ-62» КШ-2340/26**

Следующая модель выпускалась в период 1969-1976 гг. под названием «ЗИЛ-62» КШ-240/26**. В холодильниках этой серии производитель немного уменьшил камеру для замороженных продуктов, но применил новые технологии для изготовления комплектующих и изменил дизайн в пользу практичности применения.

Особенности модели «ЗИЛ-62» КШ-2340/26**:

  1. температура охлаждения − до -12º С;
  2. холодильник приобрел прямоугольные формы;
  3. резиновый уплотнитель двери заменен на магнитный;
  4. установлена дверная ручка с механическим замком.

В новой модели холодильника производители учли потребность в экономии места на малогабаритных кухнях, уменьшив ширину изделия до 60 см. Также новый дизайн, дополненный хромированной ручкой и оригинальной эмблемой, добавил узнаваемости уже заслужившей доверие марке «ЗИЛ». Несмотря на старания разработчиков, недостаток опыта работы в данной сфере оставил отпечаток на изделии в виде ряда недоработок:

  1. Изящная ручка двери холодильника оказалась сложна в изготовлении и травмоопасна в работе.
  2. Алюминиевые полки обладали недостаточной прочностью, а их фиксированное положение мешало ставить в холодильник крупную посуду.
  3. Компрессор устройства издавал повышенный шум.
  4. Низкие теплоизоляционные свойства уплотнителя стенок не позволяли уменьшить их толщину.
  5. Сохранились высокий вес и высокая себестоимость изделия.

ЗиС-5

Когда в 1933 году начался выпуск трехтонного грузовика ЗиС-5, являвшегося очередным переосмыслением американского Autocar -5S, никто не мог предположить, какая судьба ожидает этот автомобиль. А между тем ему пришлось потрудиться не только в народном хозяйстве, но и вскоре отправиться на войну, где ЗиС-5 сыграл не меньшую роль, чем газовская «полуторка»: именно на нем впервые начали устанавливать системы залпового огня БМ-13 — знаменитые «Катюши».

И хотя автомобиль изначально не мог считаться сверхсовременным, зато он был полностью «импортозамещенным»: все узлы и агрегаты, включая шестицилиндровый 73-сильный двигатель, выпускались в СССР и большей частью на ЗиСе. Такое решение сыграло свою роль во время войны, когда рассчитывать на помощь зарубежных партнеров особо не приходилось.

ЗиС-5 стал первым советским автомобилем, отправленным на экспорт в капиталистическую страну — Турцию, также этот грузовик выпускался в Ульяновске и Миассе. Без преувеличения ЗиС-5, или как его ещё называли — «Захар», сыграл огромную роль в истории страны и внес свой вклад в Победу.

КШ-400/85/90Х(***)

Ситуацию мог спасти трехкамерный холодильник с электронным управлением «ЗИЛ-65» КШ-400/85/90Х(***), разработка которого началась в семидесятые годы. Производство этой серии ограничилось несколькими десятками опытных образцов.

Общий объем 600 литров позволял без затруднений разместить большое количество продуктов в различном состоянии. Функция автоматического оттаивания и не обмерзающие стенки обеспечивали комфортную эксплуатацию. Приятное впечатление оставлял и внешний вид холодильника.

В результате недоработок в процессе эксплуатации проявилась низкая надежность систем автоматики. Большие габариты холодильника вызвали проблемы с установкой в набольших кухнях потребителей. После развала СССР производитель отступил от обязательных норм с целью снижения цены изделия, что привело к ухудшению качества продукции и падению спроса. Внутренний рынок страны заполнился более качественными и технологичными товарами зарубежных конкурентов.

Ледники

Самые древние холодильники представляли собой отдельные помещения, наполненные льдом или плотным снегом. Изобретение нельзя приписать какому-то определённому народу, потому что этот способ применялся во многих странах в различных вариантах.

  • На Руси для хранения летом скоропортящихся продуктов строились специальные погреба, которые в конце зимы-начале весны набивали снегом или глыбами льда с реки. Отрицательная температура держалась там до самой осени благодаря изолирующим свойствам слоя земли.
  • В Корее для этих целей сооружали хранилища из камня – сеогбингго. Большое помещение использовала не одна семья, а вся община.
  • В Персию и Древний Рим лёд и снег везли с вершин гор и помещали в специальные здания с толстыми стенами, не пропускающими тепло.

Выводы и полезное видео по теме

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя.

Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого, правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой.

Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:

Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки.

Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий