Ремонт компрессора холодильника своими руками
Наша статья поможет вам правильно ответить на этот вопрос.
Как устроен холодильник
Принцип работы холодильника довольно прост. Компрессор, состоящий из электродвигателя и собственно компрессора, всасывает в рабочую полость газообразный фреон. Далее рабочим органом (поршень, колеса, ротор и т.п.) происходит выталкивание под давлением газа в конденсатор, где он отдает свое тепло в атмосферу. После конденсатора фреон проходит через капиллярную трубку, назначение которой – создать сопротивление и резко снизить давление фреона. После капиллярной трубки фреон попадает в испаритель, в котором он опять переходит в газообразное состояние. При этом процесс сопровождается значительным поглощением тепла внутри холодильника. Газообразный фреон вновь всасывается в рабочую полость компрессора и цикл многократно повторяется.
Как устроен компрессор
Существует несколько типов компрессоров: классический, линейный, инверторный. В подавляющем большинстве существующих холодильных агрегатов используется классический тип. Поэтому в статье мы рассмотрим устройство, принцип действия и ремонт именно такого типа компрессоров.
Видов компрессоров классического типа большое множество:
- поршневой;
- центробежный;
- роторный;
- винтовой;
- осевой;
- кулачковый;
- и другие.
Самый распространенный вид – поршневой. Устроен поршневой компрессор следующим образом: за задней стенкой холодильника располагается черного цвета бочкообразный кожух. Кожух герметичный. Из него выходят три медные трубки – две отвечают за подачу и возврат фреона, третья (запаянная) нужна для заправки хладагента. Внутри кожуха находятся электрический мотор, поршневой цилиндр и клапан.
Мотор компрессора – это асинхронный электрический двигатель. Он состоит из статора (рабочая и пусковая обмотки) и ротора (вращающийся якорь). На роторе находятся коленчатый вал, кулиса (шатун) и поршень. Двигатель выполнен заодно с цилиндром поршня и висит на четырех пружинах. Назначение пружин – сглаживать вибрации в работе.
В ходе работы двигатель нагревается до температуры в 100 градусов. На дне кожуха имеется немного минерального масла, которое, превращаясь под воздействием температуры в аэрозоль, вместе с фреоном подается в циркуляционную систему. Подачу в систему, а также на подшипники, поршень и клапан, совершает масляный насос, находящийся внутри вала ротора.
На внешней стороне кожуха располагается пусковое реле, выполняющее пускозащитную функцию. Реле не только отвечает за подачу электрического тока на двигатель, но и предохраняет его от перегрева и заклинивания.
Важная информация: более предпочтительными с точки зрения энергопотребления и долговечности являются инверторные компрессоры, но стоимость их выше классических компрессоров.
Упала производительность
Падение производительности может быть связанно с несколькими причинами. Забит, засорён всасывающий воздушный фильтр. Снимите и прочистите фильтр сжатым воздухом или замените его. В основном в поршневых компрессорах он выполнен из обычного поролона.
Возможно, что где-то утечка воздуха. Обследуйте все подходящие и выходящие трубки и шланги. Также как и в предыдущем случае возможен износ и неправильная работа клапанов, это сильно влияет на производительность. При достаточно длительном использовании изнашиваются поршневые кольца, пропадает герметизация. В более серьезных случаях изношены цилиндр и поршни, поцарапаны или имеют другие внешние дефекты, что влечёт потерю компрессии и компрессор перестаёт накачивать воздух.
Стоит проверить силу натяжки ремня, соединяющий электро двигатель и коленвал поршневой системы. При ослаблении возможны проскальзывание и компрессор перестаёт качать воздух должным образом.
Основные причины поломки нагнетателя
Все проблемы в компрессионном узле условно делятся на две основные группы: с работающим и неработающим мотором. Первый вариант выглядит следующим образом: при включении слышно звук от компрессора, горит лампочка на холодильнике. Соответственно, во другом варианте — агрегат вовсе не включается.
Причина #1 — утечка хладагента или дефект терморегулятора. Здесь основная причина может быть заключена в утечке фреона.
Проводить самостоятельную проверку можно таким способом: прикоснуться к конденсатору — его температура будет соответствовать комнатной.
Инспектирование степени нагрева конденсатора может выявить одну из причин поломки холодильника – утечка хладагента. При этом прибор будет функционировать, однако температура в камерах не будет поддерживаться
Возможна и другая причина – выход из строя терморегулятора. При этом сигнал о неправильном температурном режиме попросту не будет поступать.
Причина #2 — проблемы с обмоткой. Если агрегат не включается, то возможной причиной может послужить обрыв цепи обмоток компрессора.
Произойти такая ситуация может как на рабочей, так и на пусковой или же на двух сразу. При включенном в сеть холодильнике, нагнетатель не работает, а температура его блока комнатная.
Причина #3 — межвитковое замыкание. Устройство запускается, однако не более, чем на минуту. А корпус чрезмерно прогревается.
При этом витки обмотки замкнуты, их сопротивление понижено, через релейный блок проходит повышенная сила тока. Реле производит выключение нагнетателя, будет слышен щелчок. После охлаждения пусковика оно снова включает компрессор и так по кругу.
Причина #4 — заклинивание двигателя. При включении слышна работа электромотора, но вращения не происходит, компрессор не осуществляет сжатие, сопротивление обмоток на максимуме.
Причина #5 — поломка клапанов. Потеря холодопроизводительности связана с дефектами клапанов.
В результате такой поломки агрегат работает без отключения и не создает должного уровня компрессии, соответственно, блоки холодильного устройства не набирают нужную температуру.
Нередко в таком случае может быть слышен нехарактерный звон металлических частей при функционировании. Выяснить это можно, определив степень подачи воздуха.
Подтвердить наличие деформации клапанов можно, зафиксировав степень подачи воздуха в компрессор. Для этого потребуется специальное устройство с манометром
Чтобы удостовериться в «диагнозе», потребуется с помощью трубореза отрезать заправочный патрубок. Аналогичные действия проделываем и с фильтром конденсатора.
Теперь на их место подсоединяем манометрический коллектор, включаем нагнетатель и проверяем формируемый уровень воздушной компрессии – норма 30 атм.
Причина #6 — терморегулирующий датчик или пусковое реле. Также необходимо проверить на дефекты такие элементы, как термодатчик и релейный блок.
При таком сбое компрессор либо не включается, либо включается на 1-2 минуты. При проверке сопротивления обмоток будут фиксироваться номинальные значения.
Схема холодильника Ariston
Принципиальная электрическая схема холодильника Hotpoint Ariston MB 2185 NF.019
L – фаза, N- нейтраль, TH1- терморегулятор холодильной камеры, TH2 —терморегулятор морозильной камеры RH1 – тепловое реле компрессора, RA1 – пусковое реле компрессора, SL1- индикаторная лампа холодильной камеры,SL2 — индикаторная лампа морозильной камеры, IL1 – выключатель лампы, L1- лампа освещения холодильного отделения, TIM – таймер, TR – TR тепловое реле тэна испарителя, TF- плавкий предохранитель, CO1- компрессор холодильной камеры, СО2 — компрессор морозильной камеры, R1- тэн испарителя, R2- тэн поддона каплепадения, RA2 -пусковое реле компрессора, RH2- тепловое реле компрессора
Прозвонка компрессоров холодильника
Прозвонить его можно следующим образом:
- При помощи тестера, при отсоединенном реле, приложить к контактам щупы.
- Нормальное значение должно составлять 30 Ом. Правый выдает сопротивление в 15 Ом, тогда как левый значение в 20 Ом.
- Учитывать, что в зависимости от модели, тестер может поменять свои показания с допуском 5 Ом, как в большую, так и меньшую стороны.
Из кожуха выводятся три контактные клеммы. Одна из клемм служит выводом пусковой обмотки, другая – рабочей обмотки,а третья –это общая шина.
Все эти действия нужны для того, чтобы знать, как проверить компрессор холодильника мультиметром. Но это не значит, что такие действия однозначно решают проблему.
Последовательное исключение каждой из возможных неисправностей позволит определить истинную и приступить к ремонту или замене детали.
Если на приборе сопротивление обмоток компрессора холодильника выдает нормальные цифры, но при всем при этом, бытовая техника не начинает работать, значит надо осуществлять проверку дальше. Но использовать уже не тестер, а прибор для измерения давления. В этом случае применяют манометр.
Важно знать функциональную принадлежность каждой из клемм и не перепутать линию электропитания с шиной заземления.
Принцип работы компрессора в холодильнике
Компрессоры, которые состоят из разных деталей и имеют отличающееся внутреннее устройство, по своему назначению выполняют одну и ту же роль:
- Поршневые, которые разделяются на кривошипно-кулисный или кривошипно-шатунные.
- Ротационные.
Они оба относятся к объемным типам агрегатов. В них, для того, чтобы обеспечить перемещение внутренних элементов, используется двигатель (мотор).
Цилиндрический предмет, чаще черного цвета, который можно увидеть с обратной стороны внизу холодильника – это кожух компрессора.
Принцип работы заключается в следующей последовательности действий:
- В радиатор подаются пары хладагента. Тут они конденсируются. Фреон начинает преобразовываться в жидкость с одновременным выделением тепла в окружающее пространство.
- Когда фреон выходит из конденсатора в виде жидкости, он поступает в часть, которая называется выравнивателем давления. Одновременно с этим давление компонента уменьшается.
- Он попадает в испаритель, меняя свое состояние на газообразное. В результате возникает уменьшение температуры, что и позволяет охлаждать морозильную и общую камеру.
Схема работы холодильника.
Выходная струя газа содержит много влаги
Такая ситуация возникает при следующих условиях:
- большое скопление влаги в ресивере;
- загрязнен воздухозаборный фильтр;
- влажность в помещении компрессорной установки повышена.
С влагой в выходной струе сжатого воздуха борются такими методами:
- регулярно сливают избыточную жидкость из баллона;
- очищают или заменяют фильтрующий элемент;
- переносят компрессорную установку в помещение с более сухим воздухом или устанавливают дополнительные фильтры-влагоотделители.
Вообще поршневым двигателям свойственна высокая вибрация. Но, если раньше относительно тихая компрессорная установка начинает грохотать, существует большая вероятность того, что ослабли винты крепления двигателя или сильно износился материал виброподушек.
Из чего состоит пускозащитное устройство
Рассмотрим конструкцию реле на примере «Таблетки». Интересующая нас деталь находится возле мотора-компрессора. Ее цвет черный, так как он лучше всех остальных оттенков впитывает тепло. Далее необходимо отметить две фазы (одна на 220 В, а другая для заземления) и, соответственно, два входа/выхода. В некоторых моделях холодильников предусмотрено три фазы (третьей считается фаза земли). Также имеется обмотка двигателя и непосредственно пусковая.
Подключить пусковое реле холодильника не сложно. Главное иметь определенные навыки, электрическую схему и инструкцию к холодильнику. Для облегчения работы мастерам и обычным пользователям провода уже окрашены. Просто при снятии старого реле нужно запомнить их расположение, а при установке нового вернуть их на место. Далее останется только подключить работоспособное устройство.
Но даже провода, оформленные каждый в свой цвет, не предотвратят возникшую неисправность. Вне зависимости от операции все движения должны быть аккуратными и плавными. Одним резким рывком реально вывести холодильник из строя насовсем. Перед тем, как начинать работать, следует проверить все контакты. Легче всего это сделать, сняв немного краски с корпуса, но так поступать нужно только в самом крайнем случае.
Схема подключения для «таблетки»
Разница в местоположении реле разных типов
Прежде чем подключать реле, следует определиться с тем, где оно находится. Ведь разновидностей много, следовательно, и конструкций тоже. Первое, что бросается в глаза, это размеры, далее следует способ крепления (без присоединения к раме, на проводе) и показатели силы тока, например, реле ДХМ работает на меньших параметрах, чем ДХР.
Частые неисправности
Основные неисправности холодильника:
- шум и стук;
- нарушения работы теплового реле;
- появление наледи внутри камеры;
- сбой режима заморозки;
- непрерывная работа компрессора;
- сильная либо слабая заморозка и т.д.
Шум и стуки
Чрезмерно сильный шум у холодильного агрегата появляется при его неправильной установке на кухне. При монтаже специалисты рекомендуют контролировать положение техники на ровной твердой поверхности. При соблюдении данных требований потребуется проверить причину возникновения у холодильника неисправности.
Основными причинами нарушений могут быть следующие:
- Поломка системы вентиляции или затруднение работы вентилятора из-за наледи на стенках. В данном случае необходимо разморозить холодильное оборудование.
- При замене компрессора возможна неправильная установка, агрегат может примыкать к трубкам, вызывая дребезжание.
Часто срабатывает тепловое реле
Срабатывание теплового реле на отключение холодильного оборудования происходит по следующим причинам:
- повышение напряжения в электродвигателе;
- ненадежная фиксация элемента;
- окисление контактов реле;
- заклинивание компрессора;
- неисправность механизма аппарата.
Нарушения в электропитании мотора возникает часто по причине перегорания обмотки. Для устранения неисправности рекомендуется проверить силу напряжения в электросети. При стабильном показателе потребуется проверить реле, отсоединив электродвигатель и подключив его напрямую. Если холодильное оборудование работает устойчиво, реле заменяется на новое.
Если холодильник не будет стабильно работать при отдельном подключении, возможна поломка компрессора. После диагностики прибор заменяется на новый.
Снежная шуба внутри
Чрезмерное замораживание в морозильной камере техники, не оснащенной комплексом No Frost, может привести к образованию обильной наледи, инея. Неполадка указывает на длительное отсутствие размораживания бытовой техники. Потребуется выполнить разморозку для устранения дефекта.
В перечне возможных причин:
- перегруженность продуктами;
- поломка компрессора;
- выход из строя терморегулятора либо сенсорного датчика;
- скопление загрязнений в капиллярной трубке;
- утечка фреона и т.д.
Бьется током
Источником неисправности холодильника может быть повышенное электронапряжение. Специалисты рекомендуют отключить технику от сети. С помощью мультиметра проверяется состояние электропроводки от устройства до вилки. Аппарат позволит оценить уровень заземления в розетке и участок провода, на котором произошел сбой.
В перечне распространенных вариантов поломка:
- вилки, питающей холодильный прибор;
- кабель от холодильника;
- провода от компрессора;
- терморегулятора.
Рекомендуется обратиться к специалистам сервисного центра за устранением дефекта оборудования. Детали заменяются на соответствующие по характеристикам.
Компрессор работает без перерывов
В стандартных условиях холодильное оборудование функционирует непрерывно около 12-20 минут, затем происходит отключение техники. При работе компрессора без остановки более длительное время возникает вероятность поломки мотора. Причиной этого нарушения может быть сбой в функционировании термодатчика либо терморегулятора.
Повреждение компрессора возможно также при неисправности основного модуля управления. После диагностики и выявления неполадки проводится перепрошивка детали либо ее замена. Новые элементы приобретаются в отделе запчастей либо у мастеров. Непрерывная работа мотора бытовой техники может отмечаться при высокой температуре воздуха.
Слабо или сильно морозит
Слабое либо чрезмерное замораживание продуктов в холодильнике возможно при сбое в работе терморегулятора. В данном случае потребуется заменить деталь самостоятельно. При отсутствии опыта рекомендуется обратиться к специалистам сервисного центра, которые могут диагностировать неисправность и выполнить качественный ремонт в короткие сроки. Причиной чрезмерной заморозки может являться перегруженность продуктами морозильной камеры. Рекомендуется убрать и пересортировать продукцию, очистить технику.
Устройство роторных механизмов
Если быть точным, то такие устройства необходимо называть двухроторными, поскольку необходимое давление создается благодаря двум роторам со встречным вращением.
Внешний вид двухшнекового (ротационного) компрессора
Внутри компрессора фреон, попадая в сжимающийся «карман» выталкивается в отверстие небольшого диаметра, чем создается необходимое давление. Несмотря на относительно небольшую скорость вращения роторов, создается необходимый коэффициент сжатия. Отличительные особенности: небольшая мощность, низкий уровень шума. Основные элементы конструкции механизма представлены ниже.
Конструкция линейного роторного компрессора в виде схемы
Обозначения:
- Отводной патрубок.
- Отделитель масла.
- Герметичный кожух.
- Фиксируемый на кожухе статор.
- Обозначение внутреннего диаметра кожуха.
- Обозначение диаметра якоря.
- Якорь.
- Вал.
- Втулка.
- Лопасти.
- Подшипник на валу якоря.
- Крышка статора.
- Вводная трубка с клапаном.
- Камера-аккумулятор.
Неполадки в работе компрессора
Отсутствие гудения при запуске холодильника, если исключен термодатчик, является признаком повреждения компрессора. Для того чтобы более точно установить характер неисправности, необходимо произвести ряд действий.
- Проверка клемм – осуществляется как визуально – не обгоревшие, неоплавленные, так и с помощью тестера – наличие напряжения.
- Осмотр мотора – механические повреждения и деформации свидетельствует о термическом влиянии, и указывают на неисправный участок. На фото – пример повреждений.
- Проверка целостности обмоток – три провода, идущие от реле к клеммам мотора, отсоединяются (они маркированы, как «пуск», «раб» и «общ»). Затем щуп тестера присоединяется к одному из выводов, а вторым щупом поочередно касаются двух других гнезд и корпуса мотора. Тестер выполняет функции омметра. Таким же образом проверяются и остальные выводы. При отсутствии повреждений тестер должен указывать на контакт между парой любых выводов и отсутствие его между выводом и корпусом двигателя. Любой другой вариант указывает на обрыв обмотки или межвитковое замыкание.
В этом случае необходима замена.
Как производится замена
Проводить работы такого рода можно только если есть соответствующего опыта и оборудования: отвакуумированного баллона для сбора хладагента, прокалывающего вентиля, отборочного вентиля, кислородно-пропановой горелки.
- Холодильник отключается от электросети, полностью освобождается от продуктов, решеток, ящиков.
- Компрессор приподымается, отгибаются трубки, и устройство выдвигается на 5–7 см.
- Надламывается заправочная трубка и из агрегата удается хладагент: пережимается капиллярный расширитель и включается аппарат на 3 минуты – за этот срок хладагент соберется в конденсаторе.
- На осушительном фильтре закрепляется прокалывающий вентиль, к нему присоединяется шланг от баллона, также прокалывается. Открывается отборочный вентиль на 30 секунд – этого достаточно, чтобы собрать газ в баллон. Вентиль перекрывается.
- Вместо заправочной трубки припаивается медная – длиной 6 см и диаметром в 6 мм. Используется либо горелка, либо паяльник.
- На капиллярном расширителе производится надрез на расстоянии в 3–5 см от фильтра. Трубка обламывается, а фильтр отпаивается от конденсатора.
- Компрессор отпаивается от нагнетательной и отсасывающей трубы. Концы труб зачищаются и заглушаются.
- Удаляются заглушки с нового аппарата. Патрубки компрессора стыкуются с отсасывающей и нагнетательной трубами. Затем фильтр-осушитель вновь устанавливается на конденсатор, и вставляется капиллярная трубка. Компрессор припаивается.
Основные причины выхода из строя
Холодильная система является замкнутым контуром, поэтому производители оборудования оснащают его дополнительной защитой, которая предохраняет приборы от некорректной эксплуатации. Несмотря на это компрессор холодильника иногда выходит из строя. Причин на это множество:
- частые скачки напряжения в сети;
- неправильная эксплуатация и обслуживание (например, когда Вы забываете выключать функцию суперзаморозки, которая изнашивает комплектующее);
- некорректная установка холодильного устройства (к примеру, рядом с плитой или отопительной батареей);
- замена неисправных запчастей собственными силами;
- внешние повреждения агрегата, полученные при транспортировке.
Когда необходима проверка
Далеко не все знают, как проверить компрессор холодильника. Ведь иногда возникают ситуации, когда приходится проверять прибор. Это может потребоваться:
При покупке новой техники. Применяется для подтверждения рабочего состояния.
Когда приобретается старое изделие с рук, бывшее в употреблении
В этом случае важно убедиться в его исправности. Поэтому нужно знать, как правильно провести диагностику.
Когда следует осуществить починку
Ведь чтобы это сделать, сначала выявляют причину неисправности.
Внутри кожуха в трансформаторном масле на независимой пружинной подвеске располагается компрессор.
Как устроен компрессорный модуль
Электромеханическое устройство — важная часть кондиционера. Его особенность — герметичность внутреннего содержимого. Другими словами, при возникновении неполадки нельзя разобрать модуль, чтобы заменить испорченный узел. Такая конструкция значительно усложняет ремонт. В особо сложных случаях приходится демонтировать всю сплит систему. Именно поэтому при серьезных поломках проще заменить испорченный компрессор новым, чем пытаться его отремонтировать.
С точки зрения механики холодильный компрессор работает по традиционной схеме, присущей обычному воздушному устройству. Механическая система включает следующие узлы:
- клапаны;
- подшипники;
- шатунно-поршневую систему.
Все элементы заключены в корпус из металла, который заваривается наглухо. Внутри него монтируется электропривод. Его система устроена так, чтобы провода, не имеющие доступа к воздуху, охлаждалась за счет фреона.
Такое охлаждение считается достаточно эффективным. Его применение гарантирует бесперебойную работу мотора компрессора в течение длительного времени. На практике проблемы с электродвигателями возникают очень редко. Этот механизм отличается высоким уровнем надежности.
Устройство поршневого компрессора холодильника
Данный аппарат представляет собой электрический мотор, у которого вертикальный вал, конструкция размещается в герметизированном металлическом кожухе.
Внешний вид поршневого компрессора со снятым верхним кожухом
При включении питания пусковым реле мотор приводит в движение коленчатый вал, благодаря чему закрепленный на нем поршень начинает совершать возвратно-поступательное движение. В результате этого происходит откачка паров фреона из испарительного радиатора (А на рис. 1) и нагнетание хладагента в конденсатор. Данному процессу способствует система клапанов, открывающаяся и закрывающаяся при смене давления. Основные элементы поршневой конструкции представлены ниже.
Конструкция поршневого компрессора в виде схемы
Обозначения:
- Нижняя часть металлического кожуха.
- Крепление статора электромотора.
- Статор двигателя.
- Корпус внутреннего электромотора.
- Крепеж цилиндра.
- Крышка цилиндра.
- Плита крепления клапана.
- Корпус цилиндра.
- Поршневой элемент.
- Вал с кривошипной шейкой.
- Кулиса.
- Ползунок кулисного механизма.
- Завитая в спираль медная трубка для нагнетания хладагента.
- Верхняя часть герметичного кожуха.
- Вал.
- Крепление подвески.
- Пружина.
- Кронштейн подвески.
- Подшипники, установленные на вал.
- Якорь электродвигателя.
В зависимости от конструкции поршневой системы данные устройства делятся на два типа:
- Кривошипно-шатунные. Используются для охлаждения камер большого объема, поскольку выдерживают значительную нагрузку.
- Кривошипно-кулисные. Применяются в двухкамерных холодильниках, где практикуется совместная работа двух установок (для морозильника и основной емкости).
В более поздних моделях поршень приводится в действие не электродвигателем, а катушкой. Такой вариант реализации более надежен, за счет отсутствия механической передачи, и экономичен, поскольку потребляет меньше электроэнергии.
Электрооборудование холодильника
Агрегат состоит из множества элементов, взаимосвязь которых способствует охлаждению камер, находящихся во внутренней части. Подробнее о ключевых узлах мы расскажем в таблице ниже.
Таблица 1. Компоненты, которые включает электрическая схема холодильника
Компоненты | Назначение |
---|---|
Электрические нагреватели | Отвечают за подачу тепла в генератор при наличии абсорбционного холодильного оборудования, которое имеет специфическое назначение. Кроме того, эти устройства требуются при наличии автоматической системы удаления льда методом нагревания испарительного элемента. Иногда устройство применяется для предотвращения образования капель воды на проеме агрегата. |
Двигатель | Это устройство приводит компрессор к работе. |
Провода | Соединяют между собой мотор, компрессор и другие компоненты. |
Лапы | Требуются для подсветки холодильника. |
Вентиляторы | Устанавливаются в некоторых моделях при наличии системы принудительной циркуляции воздуха. |
Схема компонентов холодильного оборудования
Холодильное оборудование не функционирует в ручном режиме, и для того, чтобы обеспечить автономную бесперебойную работу агрегата, требуется наличие автоматики. Именно благодаря вспомогательному оборудованию, мы можем изменять параметры, из-за которых температура остается в определенном режиме. К такому оборудованию относят следующие компоненты:
- Реле терморегуляции. Устройства способствуют поддержке оптимальной температуры в камерах агрегата.
- Пусковое реле. Способствует запуску электрического двигателя.
- Реле защиты. Препятствует поломке элементов компрессора в результате высокой нагрузки на электросеть.
- Устройства для автоматического удаления ледяного налета.
Расположение реле