Советы по выбору и установке светильников в японском стиле

Цвета трековых светильников

Традиционные серые варианты являются универсальными и нейтральными. Их можно расположить практически в любой обстановке. Главное — не располагать их на фоне таких же серых стен и потолка;

Одними из самых популярных хромированных конструкций. Они не только выглядят эффектно, но и привносят в интерьер особые футуристические нотки. Следует учитывать, что такие варианты будут смотреться гармонично. Для классических ансамблей они не подойдут;

Любителям нестандартных и смелых решений обязательно придутся по вкусу красные трековые цвета. Подобные конструкции выглядят очень оригинально и свежо. Особенно эффектно они смотрятся в контрастных ансамблях, например, на белом или черном фоне;

Нарядно и привлекательно выглядят рельсовые светильники с золотистым покрытием. Подобные экземпляры будут смотреться гармонично во многих ансамблях. Золотистые модели можно подобрать даже для классических интерьеров.

История формирования стиля

Японский дизайн помещений сформировался под влиянием нескольких факторов:

  • климатических условий;
  • постоянных опасений внезапного землетрясения;
  • густой населенности островов и, как следствие, маленькой жилой площадью в расчете на одного человека;
  • скупостью земных недр на природные ископаемые, в частности, железную руду;
  • национальных традиций и жизненной философии.

Основные черты японского жилища были обозначены еще в 16 – 17 веке. Именно в это время начал формироваться слой населения со средним достатком, способным роскошно обставить свои жилища. Происходило зарождение капиталистического устройства государства, с четко выраженной централизованной властью.

Руководство страны тем более имело возможность обустроить свои жилища по последней моде. Однако этого не произошло. Японская философия ориентировала граждан на другие ценности. Красота и первозданность мира – вот истинная ценность, в отличие от всех благ и достижений человечества. Такие взгляды и предпочтения привели к тому, что помещения не стали украшать на иностранный манер, наполняя их чужеродной мебелью, коврами, статуями и прочим.

Традиционная обстановка японского дома.

К тому же, исторически так сложилось, что географическое расположение и особенности местности способствовали изобретению уникальных традиций возведения домов и других построек. Японцы строили жилища с учетом возможного землетрясения. Стены дома делали сборными, чтобы после разрушения их можно было собрать как конструктор заново.

Древние постройки отличались еще и разборным фундаментом, что давало возможность владельцам разобрать дом, перенести его в новое место и собрать снова. Внутренние стены в исконном японском доме отсутствуют. Это обусловлено не только вероятностью землетрясения, но и стремлением к свободному пространству.

Характерный японский дом.

Именно свободная планировка давала почувствовать простор в небольшом жилище. Если у горожан не было возможности позволить себе просторный дом, и им приходилось жить большой семьей в маленьком жилище, то они всячески берегли свободную площадь. Поэтому дизайн в японском стиле предполагает использование минимального количества мебели, декора и текстиля.

Наиболее родственным этому стилю является современный минимализм. Хотя в традиционном японском доме нет четко обозначенных комнат, но вся площадь имеет выраженное зонирование. Его делают с помощью разноуровневых полов и потолков, бамбуковых и бумажных ширм и перегородок, рассеянного и акцентированного освещения.

Современный японский стиль несколько отличается от традиционного дизайна 17 века. Исторические события обогатили опыт и возможности Страны восходящего солнца. События Первой и Второй мировой войн, технический и научный прогресс привели к новым строительным и дизайнерским возможностям.

Наравне с натуральными материалами, доступными в Японии, стали использоваться бетон и металлические конструкции, современные материалы, имитирующие поверхность камня и дерева. При этом, неизменными остались стремление к единению с природой, познанию себя через внешнюю среду, видение прекрасного в малом.

Интерьер современной квартиры.

Японский дизайн. Особенности освещения:

— светильники минималистичные, простых форм, из натуральных материалов (вполне подойдут варианты в стиле лофт)

— свет мягкий, локальный; переходы освещенных мест и тени

— преобладает теплый свет (цветовая температура 3000-4000К)

— светильники используются незаметные (встраиваемые, контурный свет, закарнизная подсветка, профильные системы, компактные подвесные светильники простых форм)

— светильник выполняет скорее функциональную задачу, а не декоративную

— с помощью света выделяется фактура,важные зоны, а также значимые предметы с помощью акцентного света

— ритм в интерьере подчеркивается светом

Японский стиль в ванной комнате

Японский стиль подходит как для ванных комнат небольших размеров, так и для просторных помещений. Главный атрибут ванной комнаты по-японски – правильная керамическая плитка. Стены украшаются качественной плиткой либо светлых тонов (допускает разбавление зеленым или красным), либо плиткой из специальных коллекций.

Все средства гигиены, обычно обильно заполняющие санузлы, должны быть спрятаны в подвесные шкафчики, дверцы которых непрозрачны. Минимализм японского стиля действует и здесь. В интерьере квартиры ванная комната занимает не последнее место, поэтому если вы хотите создать по-настоящему японский антураж, приобретите качественную сантехнику. Ванну выбирайте глубокую и «утопленную в пол». Для достижения такого эффекта ее основание обкладывают камнем или панелями. Возможен и вариант установки ванны на подиум.

На фото японский стиль в интерьере

Интерьер в японском стиле — жизнь на полу…

Европейскому человеку нелегко приходится в японском интерьере. Потому что тут все рассчитано для жизни на полу, все предметы, находящиеся в комнатах расположены так, что ими удобно пользоваться сидя. В японской планировке минимальное количество комнат, которые необходимы для жизнедеятельности человека и используются в основном для защиты от солнца или непогоды.

До настоящего времени японцы сохраняют традиционные параметры жилища, не смотря на новые технологии. Циновка татами служит своеобразным модулем для организации пространства (90х180х5 см). Изготавливают их из длинных соломенных ленточек, набивают соломой, потом обшивают полосой из материи. Их использование повсеместно.

Особенности «японских» потолков

Нет какого-то специального стандарта или строгого набора правил, отличающего именно такие конструкции. Многое можно изменять или «подгонять» под собственное видение такого декора, но, есть ряд требований к потолочной композиции, которые требуется соблюдать обязательно.

  • Единство стиля. Это касается использованных фигур, фактур и материалов. Все они должны соответствовать друг другу. Если вы выбрали определенную геометрическую фигуру для одной из деталей, она должна повторяться и другими элементами декора. Например, квадратная форма помещения и перекрытия в нем, подразумевает использование этой фигуры во всем – от декоративных рисунков до формы светильников.
  • Материалы должны быть натуральными. Дерево, бумага и ткань станут отличным выбором. Естественно, в современном мире возможны допущения и некоторые элементы могут быть изготовлены из пластика или других искусственных материалов. Главное, чтобы они не слишком выделялись на общем фоне.
  • Главная фигура для оформления помещений в этой тематике – квадрат или прямоугольник. Эти две фигуры должны четко просматриваться и в оформлении перекрытий.
  • Для потолочных конструкций будет характерна «ячеистая» структура. Пересекающиеся балки или деревянные планки, разделяющие плоскость на отдельные квадраты или прямоугольники стали яркой и выделяющейся особенностью такого декора.
  • Цветовая гамма. Никаких слишком ярких или искусственных оттенков. Основные подходящие цвета отделки – белый, бежевый, коричневый и черный. Допускается использование декоративных элементов в виде японских акварельных рисунков или их репродукций. Опять же – ярких цветов следует избегать.
  • Не должно быть излишнего нагромождения деталей. Для японских интерьеров вообще характерна скромность, граничащая с аскетизмом.

Список требований достаточно большой, но, на деле, выполнить их не так уж и сложно

Очень важно создать такую композицию, которая станет логичным дополнением остального декора помещения. На фото ниже показан потолок, оформленный в японском стиле с соблюдением всех важных канонов и требований

Освещение в японском жилище

Отдавая дань природе, японцы испокон веков считали, что свет в доме также должен быть природным. Не зря большинство материалов у них полупрозрачные. Это нужно, чтобы в дом проникало как можно больше дневного света, а вспомогательное освещение использовалось как можно меньше.

Спальня в японском стиле

А по вечерам использовались свечи или фонарики и светильники. Чаще всего свет из них тоже напрямую из комнаты не попадал, поскольку светильники тоже полностью затянуты просвечивающейся бумагой или тканью.

Еще одна особенность освещения в японском стиле – светильники используются, в основном, напольные, настольные или настенные. Как вариант – торшеры. Японцы почти не используют подвесных светильников и люстр, поскольку считают, что небесным светилам не нужна дополнительная подсветка.

Правила для изготовления люстры своими руками

Проще всего своими руками сделать люстру из уже готовой, старой, что вышла из строя (например, разбилась пара стеклянных плафонов). В этом варианте нужно проверить работу всех электрических деталей и заняться творческим оформление новых плафонов.

Но если вы решились сделать люстру своими руками, как говорится, с нуля, то необходимо учитывать определенные факторы:

  1. Светотехнические особенности.
  2. Подходящая конструкция.
  3. Подбор световой арматуры.
  4. Особенности помещения.
  5. Выбор ламп.

Такие предосторожности необходимы для того, чтобы изготовленный своими руками осветительный прибор не был пожароопасным. Рассмотрим все правила изготовления самодельной люстры по порядку. Рассмотрим все правила изготовления самодельной люстры по порядку

Рассмотрим все правила изготовления самодельной люстры по порядку.

Во-первых, учитываются светотехнические особенности будущего осветительного прибора:

  • свет не должен быть чрезмерно ярким;
  • освещение ровное, мягкое;
  • позволять рассматривать детали различных размеров и цветовых оттенков;
  • не утомлять глаза.

Исходя из этого, следует выбирать и лампы, которые нужно вставить в уже готовую люстру. Значит, вторым шагом будет правильный выбор источников света для изготовляемого осветительного прибора. Какие лампы можно использовать в современной люстре? Лампы различные по своим характеристикам, дают разный свет:

  • сплошной спектр, но тепловой – лампы накаливания (обычные) и галогенные;
  • мягкий свет – экономки, светодиодные лампы.

В-третьих, следует разобраться с электроарматурой, так как ни в коем случае нельзя подвешивать люстру к потолку прямо за электрический кабель. Правило подвешивания заключается в следующем: конец электрического кабеля не заводят в ламповый патрон, а подготавливают для всей конструкции осветительного прибора отдельную тягу. Этот отдельный подвес может быть гибким или жестким, но обязательно прочным, чтобы выдержать весь вес подвешиваемой конструкции. Для подвеса жесткого типа идеально подойдет железная полая трубка – в нее продевают электрический кабель. Подвес гибкого типа в современной люстре – это цепочка. В звенья такой цепочки продевают кабель.

Что касается кабеля, то его можно приобрести в любом специализированном магазине. Он должен быть таким: три провода под общей оболочкой плюс канат для подвешивания (выводится из кабеля наружу, крепится вверху к крюку и внизу к каркасу). При этом ламповый патрон в люстру нужно закреплять отдельно. Прекрасно для самодельной люстры подойдут патроны с винтовым зажимом, маркируемые как Е27 (под цоколь обычной стандартной лампы). Но можно использовать и Е17 – под лампочку-свечку, Е10 – супермини. Нельзя при их креплении забывать о тщательной изоляции в местах присоединения к проводам.

Четвертый шаг в правильном изготовлении люстр своими руками – это учет особенностей светоформирующей системы всего прибора:

  1. Свет должен иметь направленность с учетом всех особенностей помещения.
  2. Мягкая подача за счет уменьшения поверхностной яркости источника света.

Чтобы выполнить эти два условия, применяют преломляющие элементы с высокими оптическими свойствами. Для этого можно взять подвески из стекла или пластика.

Форма плафона под люстру также имеет большое значение. В зависимости от ее конфигурации, подаваемый свет будет направляться и рассеиваться. Световые системы современных моделей люстр построены на комбинировании элементарных формирователей. Прекрасный пример этому – ступенчатое расположение абажуров, которые дополняются плоским плафоном, с применением ламп накаливания общей мощностью на 1200 Вт. А вот для люстр-плафонов, набирающих популярность в последнее время, лучше всего использовать лампы светодиодного типа.

История японских фонарей

Информация о том, когда фонари появились в Японии разнится,
где-то упоминается, что это шестой век, а местами и восьмой.
Утверждается, что они пришли в страну то ли из Кореи, то ли из
Китая.

Естественно, возникает вопрос”Откуда такие противоречия?” Дело в том, что когда в Японии
появились первые корейские ремесленники, а это было в период Асука,
с собой они привезли, можно сказать, часть Китая, потому что в это
время Корея находилась под его властью. И именно корейцы построили в
Нара первый японский храм и там же археологии
в современное время обнаружили, помимо других культурных ценностей, каменные фонари,
внешний вид которых говорил о вездесущих уже тогда китайских технологиях.

Период Асука:

Название этого периода в истории Японии вязано с названием
политического центра страны в долине Асука. По времени это с 538
по 710 года., что относится ко второму подпериоду Ямато.

Эпоха характеризуется распространением буддизма и
становлением централизованного государства по китайскому
образцу.

Некоторые каменные фонари “дожили” до сегодняшних дней, например,
самый старый из них находится в Тайма-дзи (Нара), а это период с 710
по 794 годы.

Расцвет японских фонарей связывают с чайной церемонией и
относится он к временному периоду в районе 15 – 16 века.
Напрашивается вопрос”А причём здесь
фонари?”. Ответ очевиден “Чайная церемония
не проводилась где попало, всё было строго регламентировано, а для
этих целей нужен был чайный домик с небольшим садиком, а в нём хоть
какой-нибудь каменный фонарь”. В это же время фонарь утратил
религиозное значение.

Но сколько света может дать одна свеча, установленная в фонарь?
Да нисколько, фонарь всего лишь обозначал маленьким огоньком, как
маячком, определенные места в чайном садике, например, повороты дорожек, контуры берегов, вход в дом.

Материалы

Люстры современные потолочные производятся с применением самых разнообразных материалов:

  • Стекло используется в изготовлении плафонов, подвесок, абажуров. Может быть прозрачным или матовым, а также выполняться в различных цветных вариантах.
  • Хрусталь – это классический материал, который использовался в осветительных приборах с давних времен, который не потерял своей актуальности и в настоящее время. Уникальные светопрозрачные свойства этого материала, разнообразная огранка деталей – все это создает неповторимый декоративный эффект в любом интерьере. Современные люстры потолочные достаточно часто имеют в своей конструкции хрустальные элементы, в том числе и в цветном варианте исполнения.
  • Металл используется в основном для изготовления крепежной и подвесной арматуры. Это может быть нержавеющая сталь, медь, бронза. Часто металлические элементы подвергаются хромированию или никелированию.
  • Пластик, дерево, различные ткани и подручные материалы применяются все чаще. Это могут быть модели, изготовленные по индивидуальным заказам или выполненные самостоятельно.

Японский уличный фонарь тётин

Самые ранние упоминания о фонаре тётин относятся к 1085 году,
получается, что он появился раньше фонаря андон. Но широкое
распространение фонарь тётин также получил в эпоху Эдо и пользовались ими все,
начинаяот беднейших горожан и до вельмож.

Что такое тётин?

Тётин (с японского “свет, который несут”) – это складной
бумажный фонарь, который путники брали с собой в дорогу. У
него цилиндрический абажур, который удерживает бамбуковая спираль,
а наверху есть ручка.

В исторический период Эдо было жесткое социальное разделение, что
отразилось и на фонарях тётин, которые изготавливались с учетом сословных привилегий.
Различия заключались в нанесенных на их бока надписями и символами.

По надписи на фонаре можно было опознать ночную стражу, торговца,
ростовщика, своего рода паспорт на расстоянии. Кроме бытовых фонарей были и специальные, например, для всадников,
они крепились на длинной бамбуковой палке, чтобы можно было
освещать дорогу впереди.

Интересная разновидность одавара-дзётин (фонари родом из деревни Одавара),
которые представляли собой  миниатюрные складные конструкции,
похожие на маленькую бумажную гармошку, внутри которой горела свеча.
Они были настолько малы, что можно было легко спрятать даже в рукаве
кимоно.

Огромные бумажные шары фонарей тётин можно увидеть и сейчас у входов в храмы, магазины, рестораны
с электрическими лампами внутри. Но абажур тётина мастера изготавливают по технологии, разработанной еще в средние века.

Акатётин – это  красный фонарь, который вывешивается у идзакая (питейное заведение). В ханамати (район гейш в
Японии) вывешивают фонари с гербом квартала: в Гионе (район Киото) –
это белые данго. 

Рис. 13. Мастер расписывает японские фонари тётин
Рис. 14. Цилиндрические фонари тётин
Рис. 15. Праздник фонарей
Рис. 16-18. Фонари тётин на улочках
Японии
Рис. 19. Сёдзи фонари для спальни в японском стиле

Правила светодизайна

Чтобы избежать ошибок при организации освещения пространства следует учитывать несколько правил.

От освещения комнаты зависит настроение и самочувствие находящегося в ней человека

Планирование основного, рабочего и декоративного освещения

Общий свет – это приборы на потолке, обеспечивающие равномерный рассеянный свет. Чаще всего это люстры с несколькими лампочками, текстильными или стеклянными абажурами и плафонами.
Светильник на потолке ни в коем случае не должен отбрасывать тени или блики – это испортит всю обстановку, будет раздражать взгляд.

Если в качестве основного освещения выбрана большая люстра, свет будет разным в отдельных местах комнаты, но всё-таки без резких перепадов

В рабочей области лучше устанавливать светильники, обеспечивающие направленный свет – торшеры, бра или настольные лампы. Данное освещение обязательно должно быть ярче основного. На кухне рабочей областью считается обеденный стол и зона приготовления пищи. Также в специальном освещении нуждается место для чтения книг, , место выполнения домашнего задания или развлечения ребенка.

Уровень освещенности рабочего места должен обеспечивать оптимальный баланс, при котором глаза не будут напрягаться

Только когда комфортно обустроено основное и рабочее освещение, можно продумывать декоративные подсветки.

Продуманный сценарий освещения

Это самый важный этап в проектировании дизайна и . Причем делать это требуется индивидуально для каждого помещения.

  1. В зале кроме основного света добавляется рабочее в зоне журнального столика или места для чтения книг. При этом обязательны декоративные акценты для придания пространству уюта.
  2. Зачастую в кухне общее освещение не требуется. Достаточно выделить подсветкой каждую область: обеденную, для приготовления пищи. Рекомендуется сделать функциональную светодиодную подсветку ящиков.
  3. Освещение в спальной комнате организовывается по тому же принципу, что и в гостиной. Рабочее освещение должно быть установлено у изголовья кровати. Но свет в этом помещении не должен быть ярким, иначе он не будет способствовать полноценному отдыху.
  4. Санузел не всегда требует несколько типов света. Это объясняется маленькой площадью. Но при возможности стоит выделить область зеркала и добавить декоративную подсветку. Это может быть даже насадка для подсвечивания льющейся воды.

Свет должен дополнять интерьер, а не «глушить» его

Работая над сценарием освещения квартиры, дизайнеры советуют обозначить, какие мероприятия будут проводиться в рассматриваемом пространстве. Это позволит быстрее подобрать верный тип освещения, точно определить необходимое число розеток, выключателей, диммеров.

Светлые стены и предметы мебели с высокими отражающими свойствами снижают потребность в осветительных приборах

Не стоит забывать и о мебели. Например, спальня с предметами матовой поверхности потребует больше света, чем в случае с глянцем. Это объясняется более высокой отражающей способностью.

Расчеты

Ни один дизайнер не начнет воплощение проекта в жизнь без соответствующих расчетов. И этот вопрос касается вовсе не финансов. Требуется предусмотреть, все ли приборы будут работать в одном помещении. Не возникнет ли неприятных ситуаций.

Составление плана освещения позволяет избежать распространенных ошибок, способных разрушить идею оформления интерьера

Для реализации данного этапа рекомендуется обратиться к специалистам, так как даже не все дизайнеры выполняют это сами.

Выбор характеристик

Выше были рассмотрены типы ламп с учетом их отличительных особенностей. Выбор зависит в первую очередь от самого светильника, предполагаемой частоты его использования и функциональности в квартире. Лампочка в приборе решает практически все. В некоторых ситуациях подойдут только классические лампы накаливания, а где-то потребуются светодиодные светильники.

Лампы накаливания самые дешевые, светодиодные – самые дорогие

Чем выше температура лампочки в Кельвинах, тем холоднее распространяемый ею свет. Для спальни достаточно до 3000 (лампы накаливания), а для рабочей области – до 5000. Лампы выше 5500К используются уже в офисах. Не рекомендуется использовать холодный свет в обеденной зоне или рядом с зеркалами.

Есть ли место декору в японском интерьере?

Ответ на данный вопрос утвердителен. Но не стоит забывать о главном принципе интерьера в японском стиле – лаконичности и аскетичности. Предметов декора не должно быть много, они не должны загромождать пространство, но обязательно должны быть тщательно подобраны и продуманы.

  • В гостиной можно украсить мебель и стены каллиграфическими рисунками, японскими куклами, шкатулками или веерами. Приветствуется украшение гостиной икебаной в разумном количестве. Личных фотографий здесь быть не должно.
  • В кухне предметов декора допускается совсем немного, лучше, чтоб они находились в небольшой нише, предназначенной именно для них. Допустимо использование икебаны, фарфора, керамики.
  • Спальню по-японски принято декорировать небольшими статуэтками, гравюрами, шкатулками и холодным оружием, висящим на стене.

Искусственный свет

Каркасы и их декор

Каркасы делают из различных материалов – металла, дерева, пластика. Для изготовления своими руками металлического каркаса для лампы берут жесткую проволоку.

С помощью плоскогубцев, сгибая проволоку и укрепляя ее, создают задуманную форму. Обматывают материей, бумагой, джутом. Если есть готовый каркас из металла, используют его. Простым поворотом меняют форму.

Металлическая сетка, укрепленная вокруг каркаса, придаст дополнительные импульсы для развития творческой мысли. К каркасу сетка прикрепляется пластиковым прищепкам и украшается объемными элементами, например, пластиковыми застежками-хомутами.

Накопить их надо достаточно много. В каждом из ключей делают разрез, затем сгибают пополам, чтобы повесить его на верхнее проволочное кольцо. Таким образом, получается первый ряд. За два ключа верхнего ряда цепляют ключ нижнего ряда и т.д.

Хорошо смотрится гофрированная декоративная бумага. Используются пластиковые бутылки и ложки, бисер. Любителям пэчворка и декупажа открываются горизонты практического применения этих техник. На фото представлены лампы сделанные своими руками.

Помимо стандартного освещения с помощью патрона и лампочки, с внутренней стороны любого абажура прикрепляют легкую, липкую светодиодную ленту с источником постоянного напряжения 12 в.

Монтаж конструкций

Решетчатая рама седзи с декоративными полотнами соединяется с дверной коробкой при помощи стойки. Раздвижной механизм открывания регулируется верхними (камои) и нижними (шикии) направляющими. Во время монтажа конструкции нужно учитывать размеры перегородки: ширина японской двери в два раза меньше высоты. При установке откатной двери следует соблюдать принципы присоединения дополнительных элементов:

  1. Использовать полотнища на 50 мм больше проема для плотного прилегания перегородки к поверхности стены.
  2. Монтировать роликовые кареты к левому, правому, верхнему, нижнему полотнищу.
  3. Фиксировать полотна с учетом модели фурнитуры: внешнее или внутреннее перемещение направляющих, закрытая или открытая ограждающая конструкция.
  4. Установить в рельсовые планки ограничители движения створок.

Сложность монтажа конструкций зависит от формы, модели фиксирующих дополнительных элементов, фурнитуры.

Что учесть?

Прежде чем выбрать люстру, нужно учесть ряд моментов:

  1. в зависимости от размера комнаты рассчитать необходимую мощность;
  2. определить, как будет организовано освещение, будет ли зонирование и дополнительные источники света;
  3. подбирать дизайн люстры и ее вес в зависимости от конструкции потолка.

Секрет хорошего освещения в правильной оценке площади помещения. В потолочной люстре обычно несколько ламп, совокупная мощность которых (при условии, что это лампы накаливания) должна быть примерно равна 300 Вт на 20 кв. м. Поэтому выбирая для себя осветительный прибор, предварительно просчитайте, сколько ламп должно быть, чтобы обеспечить достаточное освещение.

Расположение плафонов также имеет немаловажное значение. Если лампочки направлены вверх к потолку, то и свет в помещении будет отраженным и максимально рассеянным

Это подходит для крупных комнат и гостиных. Если же плафоны развернуты к полу, то рассеивание будет наименьшим, и световой поток будет направлен вниз, что больше подходит для спален и кабинетов.

На яркость освещения оказывает значительное влияние и цвет интерьера. От темной поверхности меньше отражается световой поток, поэтому чем темнее стены и потолок, тем большая мощность светильника потребуется.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий