Этажный щиток без шины рабочего нуля (+фото) ???
Всё правильно…., по крайней мере в монтаже щитка…
Это как это нету? Если в стояке 5 фидеров… Защитный ноль (PE) выведен на корпус щитка, а рабочий (N-нейтраль) надо тогда брать из ореха — если квартира одна то его шину смысла делать не имеет, тк как идти должен через вводной четырёхполюсный автомат. Если несколько квартир, то всё равно из ореха берут несколько проводов… (Если в щитке автоматы от строителей, то им надо бить морду…..тк поставили трёх полюсные — а по правилам ноль тоже должен отключаться)
Правильно… только для правильной прозвонки придётся отключить и фазы и ноль
Вот я и говорю, что похоже забыли взять нейтраль от ореха…. или при подключении щитка просто потеряли её…
При включении прибора моментально сработает УЗО.
Правило!!! — PE (земля, защитный нулевой проводник) и N -нейтраль — разные провода и нигде где ты можешь это видеть не соединяются. (Соединяются на вводе дома, или еще дальше — на трансформаторной подстанции — поверь, так надо и так безопасно…)
Не забивай голову дурью Никто не перепутает и ничего никуда не попадёт. Наколбасить можешь только ты и твои электрики на вводе или внутри квартиры…
Обязательно промаркировать провода термоусадочными трубками соответствующих цветов (или изолентой, но она потом отвалится) + промаркировать куда идут. Так как есть конечно работать будет, но ты заказывал щиток в соответствии с ПУЭ, а не халтуру….
А где автоматы и проводка других квартир? Может у них отдельные стояки?
Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме
С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.
Требования безопасности ПУЭ
Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.
Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.
Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.
Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности
Конструкция нулевой шины:
- Токопроводящая жила из прочного металла.
- Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.
В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.
Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.
Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.
Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.
Целевое назначение: для чего нужна
Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.
Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).
Преимущество использования:
- Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
- Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
- Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
- Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
- Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.
Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.
Правила монтажа
В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:
- Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
- Монтаж через угловые изоляторы.
- Крепление в электрощитке.
Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:
- Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
- Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.
После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно
При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть. Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин
Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока
Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.
Особенности применения нулевых шин — для чего нужна нулевая шина и как она подключается правильно (видео, инструкция + 125 фото)
Нулевая шина – это одна из деталей шин сборного типа, которая используется в процессе соединения нуля и заземления. Заземляющие шины нулевого типа, являются обязательными во время обеспечения электрических сетей.
Конструкция
Прежде чем разобраться с тем, как подключить нулевую шину, следует внимательнее изучить конструкционные характеристики описываемого элемента. Нулевая шина представлена в виде жилы, отвечающей за проведение тока, её основа создана из пластмассы и задействуется для установки на DIN планку.
В проводящей ток жиле, присутствуют выемки и болты зажимного типа, они задействуются для фиксирования проводников шины, а также обеспечивают качественную внутреннюю разводку прибора распределения.
Описываемые шины разнятся друг с другом следующими элементами:
- наличием и отсутствием корпуса;
- числом установочных отверстий;
- длиной.
Чтобы обеспечить хорошее соединение, шины нулевого типа, изготавливают из латуни и меди.
Детальнее, с конструкцией нулевой шины можно ознакомиться на фото.
Применение
Нулевые шины с корпусом и без, позволяют справиться с рядом важных задач:
- присутствует возможность образования одновременно нескольких точек, которые позволят подключить нагрузки от ввода к нулю;
- удается выполнить заземление видимого типа, используя прибор с крышкой, изготовленной из просвечивающегося материала, которая способствует закрытию клемм;
- наблюдается увеличение эффективности применения автоматических приборов защитного формата;
- удается создать неразрывную цепь в зоне от заземления до определенной нагрузки;
- выполняется условие, отвечающее за разделение проводов.
Особенности установки
Монтаж такого элемента, как нулевая шина своими руками, осуществляется на DIN планку, сквозь изоляторы углового формата или в щиток.
Открытый метод монтажа (видна клеммная колодка) считается актуальным при наличии шкафа, с минимальным доступом со стороны посторонних. Закрытый метод применяется при использовании устройств, подключенных к основным составляющим системы (к примеру, электрическая установка).
В любом случае, чтобы была подключена нулевая шина на изоляторах, требуется следовать такой инструкции:
- изучить присутствующую схему функционирования щитка и отыскать на картинке нулевую шину (представлена в виде значения N);
- открутив пробки и установив автомат в нефункционирующее положение, осуществляется обесточивание электрического щитка;
- к проводникам ввода подносится отвертка индикаторного типа или мультиметр, и выполняется проверка наличия напряжения;
- учитывая конструкционные особенности нулевой шины, определяется участок для её расположения (если фиксация шины осуществляется с помощью специальных реек, то требуется выполнить их установку в щитке, если подобная фиксация отсутствует – крепеж выполняется сквозь изоляторы на незанятый участок);
- используя специальные фиксаторы, нулевую шину требуется смонтировать на DIN планку;
- прочность крепления проверяется за счёт выполнения «расшатывания» установленной конструкции;
- осуществляется подключение проводника, который идет из прибора защитного отключения к одному из зажимных болтов, расположенных в нулевой шине;
- если в цепи присутствует несколько приборов защитного подключения, то все они подвергается поочередному соединению с шиной;
- нули, которые идут от автоматов всех веток сети, соединяют с нулей клеммой защитного прибора;
- общий «ноль» сети соединяется с расположенным на шине, крайним зажимом;
- выполняется проверка качества каждого соединения;
- включается подача электрической энергии.
При строгом соблюдении всех представленных установочных пунктов, не возникает абсолютно никаких проблем с монтажом нулевой шины.
В случае отсутствия даже минимальных навыков работы с электрическими сетями, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, которая за небольшую плату в короткие сроки выполнить всю необходимую работу.
Нулевая шина: устройство, назначение, характеристики
Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.
Конструктивные особенности
При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.
На фото внешний вид НШ:
Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.
Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.
Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.
Назначение
Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:
- Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
- Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
- Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
- Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.
Характеристики
Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин
Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков
К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.
Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:
Правила установки
Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.
На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:
Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
Наверняка вы не знаете:
Создание схемы
Схема требуется для того, чтобы можно было наглядно увидеть, где именно будет располагаться конкретный электрический прибор и каким образом к нему станет подаваться электроэнергия. Есть определенные рекомендации, позволяющие составлять грамотные схемы:
- Автоматические выключатели защиты устанавливают на кухонные приборы, кондиционеры и иные агрегаты, обладающие большой мощностью.
- В схеме как отдельную группу нужно будет выделять каждую комнату. Можно объединить пару комнат , если количество приборов, установленных в них, невелико.
- устанавливают на несколько автопереключателей, которые объединяют в группы с учетом их суммарной нагрузки. К примеру, все переключатели одного этажа подключают к УЗО номиналом 30 мА.
- Для помещений с большой влажностью нужно устанавливать дополнительное УЗО или дифференциальные автоматы номиналом 10 мА.
- На каждый этаж потребуется устройство, защищающее от перенапряжения.
- Если в будущем планируется изменение схемы, ее требуется снабдить резервными автовыключателями.
- При установке выключателей необходимо соблюдать принцип токовой и временной селективности . Тогда при экстренной ситуации они будут срабатывать в электрической цепи одного помещения, а не всей квартиры или дома.
Пример схемы сборки распределительного щита своими руками:
Можно ли разделить PEN-проводник в общем электрощите
Делать самостоятельно это не рекомендуются по причине противоречия ПУЭ и следующим причинам:
- PE проводник после разделения следует повторно заземлить. Сделать же это в щетке на этаже невозможно. Только в основной электрощитовой, где установлен вводный автоматический выключатель, обеспечивающий электроэнергией целый дом.
- Запрещается нарушать принятую определёнными инстанциями схему размещения электрических элементов. Такое действие, в скором времени, приведёт к солидному штрафу. Поэтому разделение PEN проводника следует предоставить соответствующей электротехнической службе.
Сейчас происходит постепенное обновление электротехнического хозяйства в многоэтажных домах. Данный процесс достаточно трудоёмкий и напрямую зависит от наличия средств. При замене старого или установке нового электрического щита, PEN-проводник разделяют на шины PE и N. При этом все действия происходят исключительно на вводе в дом. Многие организации, выполняющую данную разновидность работ, не занимаются щитками, установленными на каждом этаже.
Конструкция
Очень важно знать, что по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), главная заземляющая шина может быть изготовлена из стали или меди. Самым основным материалом является медь, так как обладает хорошей проводимостью, медленно окисляется, находясь под напряжением (что делает процесс окисления более быстрым), не ржавеет
Однако стальные рейки могут использоваться для того, чтобы сэкономить финансы при строительстве. Шина заземления медная подойдет больше, если данный элемент устанавливается в частном доме.
Запрещено использовать для такого назначения алюминий. На сегодняшний день такие рейки не производятся, однако некоторые люди могут их изготовить самостоятельно, не зная определенных аспектов электротехники. Алюминий быстро подвергается коррозии, и имеет меньшее сопротивление. При постоянной работе контура может иметь низкий срок эксплуатации, а вследствие – низкий уровень безопасности. Главная заземляющая шина должна иметь несколько меньшее сечение, чем защитный проводник или же нулевого рабочего проводника силовой линии.
В заземляющей шине РЕ с электроустановками до 1000 вольт проводники должны иметь разное сечение. Сечение не должно быть меньше 10 мм2, если он сделан из меди, для алюминия – 16 мм2, а для стального проводника – 75 мм2.
Медная шина под заземление на 19 дюймов (19”) может иметь места для подключения 14 или 18 направляющих одновременно. Соответственно на полосе будет размещено 14 и 18 болтов для крепления. Обычно имеет 2 изолятора. Помещается 19 дюймовая рейка с 14 разъемами в специальный установленный шкаф №19 или 19 стойку, а затем подключается к общей системе заземляющего контура здания при помощи ПВЗ провода. 19 дюймовая шина (например, TLK-ERH-CU) предназначена для подсоединения контактов с сечением в 2,5 мм2. Панель на 19 дюймов может быть сделана из листовой стали и из меди.
Комплект заземления может быть сделан из омедненной стали 14,2 мм, что сделает деталь более дешевой. Достаточно часто приобретают заземляющий элемент ШЗ-U1 на 14 подключений или TLK компоненты. Обычно 14 разъемов достаточно для подключения более десятка квартир, распределив равномерно нагрузку.
Может быть приобретена конструкция со встроенными заземляющими шинами. Например, DIN рейка. DIN рейка представляет собой собранное оборудование в одном ящике, которая имеет разборную конструкцию. В комплекте с DIN рейкой идет размещение специального коммутирующего устройства на 220 вольт для питания аппаратуры.
Панель включается в себя DIN рейку, три нулевые шины на изоляторе. Максимальное количество одновременно подключенных автоматических выключателей – 22.
А панель DIN 4U можно установить дополнительно счетчик электрической энергии.
На сегодняшний день можно приобрести 3 вида реек: DIN U3 под автоматические выключатели, DIN U3 под «автоматы» и с заземляющими шинами, а также DIN U4 с таким же модельным рядом. DIN рейка имеет антикоррозийное покрытие в виде серого порошкового покрытия. Также распространена заземляющая шина TLK-ERH-CU. Это сертифицированная продукция торговой марки TLK. TLK-ERH-CU имеет достаточно низкую цену и хорошее качество. Такая шина от TLK состоит из меди в 19 дюймов.
Размещение данной конструкции должно быть таким, чтобы к ней был свободный доступ без серьезных препятствий. Если при необходимости нужно сделать отключение или подключение защитных контактов заземляющего контура, замену рейки, то у обслуживающего персонала здания не должно возникать трудностей. В зависимости от схем электрических цепей в многоэтажном жилом или промышленном здании, главная заземляющая шина обязательно должна иметь минимум 5 присоединений одновременно. Лучше всего на 14 и больше, например, шина для заземляющего контура от TLK на 19 дюймов.
Один из способов присоединения проводников к данной заземляющей конструкции – сварка. Использование сварочного аппарата для закрепления контактов позволяет сделать это надежно, не нарушив проводимости. Отделять их можно при помощи специального набора инструментов и оборудования.
Шинопроводы. Виды и устройство. Применение и особенности
Шинопроводы это устройства, состоящие из проводников, изоляторов и устройств, которые предназначены для распределения и передачи электроэнергии в производственных помещениях и других объектах. Проводники в шинопроводах могут быть как изолированными, так и без изоляции. Для изменения направления линии есть возможность демонтировать модули шинопроводов и проложить их в другом направлении, так как их устройство легко подвергается модификации. Например, в торговых центрах для выполнения освещения отдельных зон применяют модульные устройства шинопроводов, на которых размещают декоративные прожекторы.
Как правильно соединить ноль с землей
Неправильное соединение нуля с землей может явиться причиной трагедии, вместо защиты. В общедомовом вводном устройстве (ВРУ) должно быть произведено разделение совмещенного нуля на рабочий и защитный проводники. Потом защитный ноль должен быть разведен к щитам на этажах, а затем в квартиры.
Получается пятипроводная сеть:
- 3 фазы;
- N;
- PE.
К третьему контакту розеток надо подключать PE. В старых домах встречается четырехпроводная сеть:
- 3 фазы;
- совмещенный ноль
Если проводник РЕ изготовлен в виде алюминиевой шины, то сечение ее должно быть не менее 16 мм ² , если медная шина (латунная) – не менее 10 мм 2 . Это правило справедливо для ВРУ, в остальном следует руководствоваться нижеприведенной таблицей.
Сечение фазных проводников, мм 2 Наименьшее сечение защитных проводников, мм 2 S≤ 16S1616S>35S/2
На защитный проводник РЕ нельзя устанавливать автоматы, другие устройства разъединения, он должен быть неотключаемым. Разделять совмещенный ноль PEN необходимо до автоматов и УЗО, после них нигде соединяться они не должны!
- защитный и нулевой контакты соединять в розетке перемычкой, т.к. при обрыве нуля на корпусах бытовых приборов появится опасное фазное напряжение;
- нулевой и защитный проводники соединять одним винтом (болтом) на шине в щитке;
- PE и N необходимо подключать к разным шинам, при этом, каждый провод из каждой квартиры должен быть прикручен своим винтом (болтом). Необходимо предусмотреть меры против ослабления крепления болтов и защиту их от коррозии и механических повреждений (пункт 1.7.139 ПУЭ 7).
Такое соединение применяют при современном электроснабжении жилых помещений или частных домов. Что соответствует требованиям ПЭУ- 7 (пункт 7.1.13) для сетей постоянного и переменного тока напряжением 220/380 вольт. После разделения объединять их категорически запрещается.
В частном доме зачастую мы получаем два или четыре провода от ВЛЭП. Чаще всего встречается 2 ситуации:
Ситуация №1 — хороший случай. Ваш электрощит стоит на опоре, под ней вбито повторное заземление. В электрощите две шины PE и N. К шине PE идёт ноль с опоры и провод от заземлителя. Между шиной PE и N перемычка, от шины N идёт рабочий ноль в дом, от шины PE – идёт защитный ноль в дом. Шины PE и N могут быть установлены в доме в распределительном щите, тогда ноль с землёй соединяется на одной шине в щите учета как на фото ниже.
Такие щиты сейчас часто собирают при подключении новых частных домов к электросети. При этом вводной автомат установлен на фазе, ноль с ВЛЭП идёт напрямую в счетчик, а разделение нуля (соединение с заземлителем) производится после него. Реже это делают и до счетчика, но зачастую энергосбыт против такого решения. Почему? Никто не знает, аргументируют возможностью хищения электроэнергии (вопрос, как?).
Если ВЛЭП старая – не нужно соединять ноль и землю (Глава 1.7. ПУЭ п. 1.7.59). Делайте систему ТТ (без соединения PE с N). В этом случае обязательно использовать УЗО!
В обоих ситуациях каждый провод на шинах должен быть затянут своим болтом — не суйте несколько PE или N-проводников под один болт (или винт).
голоса
Рейтинг статьи
Достоинства и недостатки
К преимуществам использования соединительных гребенок на основе меди следует отнести:
- Простота и высокая скорость сборки.
- Получение качественного и надежного электрического соединения.
- Снижение общего количество контактов в два раза, что повышает надежность образующихся соединений.
При установке типовых перемычек, сделанных из электромонтажных проводов, на один зажим приходится сразу два оголенных контактных конца. При использовании же гребенки однофазной, например, используется всего один зубец (отвод).
Специалисты по монтажу по-своему решают проблему экономии контактов – они соединяют автоматы не отдельными перемычками, а сплошным проводом. Для этого в зонах электрических соединений делаются петли с нужным радиусом изгиба.
К недостаткам способа подключения, при котором используются шины электрические соединительные, относят:
- Неудобство замены прибора автоматической защиты, поскольку в этом случае приходится снимать всю гребенку целиком.
- Невозможность добавления еще одного автомата (для этого потребуется новая ее размерность).
Одно из возможных решений проблемы второго случая – заблаговременно установить в щиток резервные приборы с часто используемыми номиналами 10 и 16 Ампер. Их выводные контакты до определенного момента времени оставляются незадействованными, а сами они постоянно остаются в выключенном состоянии.
Металлы, используемые в производстве шин
В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:
- медь;
- алюминий;
- сталь;
- сталеалюминий — стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.
В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.
Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.