Общие сведения о ГБО
Газобаллонное оборудование устанавливают с целью экономии на топливе. Средняя стоимость бензина значительно выше, чем цена на пропан или метан. Поэтому за счет перехода на ГБО можно существенно снизить затраты на содержание машины
Помимо этого, важное преимущество газового топлива заключается в том, что при его сгорании в атмосферу попадает меньше загрязняющих частиц
ГБО представляет собой вспомогательную систему, состоящую из нескольких элементов. Основным является баллон – емкость, в которой хранится газ. Отсюда топливо попадает в двигатель, где за счет сгорания приводит его в действие.
Установка ГБО производится на станциях техобслуживания и сервисных автоцентрах. Самостоятельный монтаж в большинстве случаев невозможен, так как для этого требуется специальная аппаратура, инструменты и знания в области автомеханики. В соответствии с действующим законом, водитель при установке газобаллонного оборудования обязан произвести регистрацию в ГИБДД.
Опасные факторы пожара
Любой пожар сопровождается проявлением опасных факторов пожара. Опасный фактор пожара (ОФП)–фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу .
Опасными факторами пожара (ОФП), воздействующими на людей и материальные ценности, являются:
- пламя и искры;
- повышенная температура окружающей среды;
- токсичные продукты горения и термического разложения;
- снижение видимости в дыму;
- пониженная концентрация кислорода.
К вторичным проявлениям опасных факторов пожара
относятся:
- осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;
- радиоактивные и токсичные вещества и материалы из разрушенных аппаратов и установок;
- электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;
- опасные факторы взрыва, произошедшего в результате пожара;
- воздействие огнетушащие вещества.
Около 73 % погибших при пожарах погибают от воздействия на них токсичных продуктов горения, около 20 % –
от действия высокой температуры, около 5%– от пониженного содержания кислорода. Остальные погибают от травм, полученных в результате обрушения строительных конструкций, разлета осколков при взрыве, из-за обострения и проявления скрытых заболеваний и психических факторов.
Опасные факторы пожара действуют во времени и пространстве и оказывают негативное влияние на человека, материальные ценности, окружающую природную или техногенную среду одновременно.
При пожарах, как правило, наблюдается сочетанное воздействие сразу нескольких ОФП.
Предполагается, что полный поражающий эффект от такого воздействия будет больше, чем от простого суммирования воздействий отдельных составляющих. Такое явление, когда результат взаимодействия не является простой суммой частных действий, а порождает качественно новые результаты, зависящие от всей совокупности взаимодействий, носит название синергизм
. Однако пока еще нет достоверных данных, подтверждающих или опровергающих это предположение.
Основополагающим документом, базирующимся на вероятностном подходе, является ГОСТ 12.1.004 – 91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие правила. Этот документ регламентирует требования к мероприятиям по пожарной профилактике.
В соответствии с этим стандартом объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне. При определении требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей принимается, что вероятность предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека должна быть не менее 0,999999, а допустимый уровень пожарной опасности для людей – не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
В табл. 17 приведены предельные значения опасных факторов пожара.
Таблица 17
Предельные значения опасных факторов пожара
Опасный фактор | Предельное значение |
Температура среды Тепловое излучение Содержание оксида углерода Содержание диоксида углерода Показатель ослабления света дымом на единицу длины | 70 оС 500 Вт/м2 0,1 % (об.) 6 % (об.) Менее 17 % (об.) 2,4 |
Четыре взрыва за три дня
Константин Крохин
27 октября в одной из квартир пятиэтажки в бурятском Улан-Удэ взорвался газ. Хозяйка квартиры рассказала, что в момент взрыва была вместе с ребенком в соседней комнате. Ударная волна снесла перегородку между комнатами, выбила окно и разрушила смежную стену в соседней квартире. Взрыв вызвал короткое замыкание. Погибших и пострадавших не было.
26 октября газ взорвался в многоквартирном доме в Балтийске. После взрыва на первом этаже здания начался пожар, взрывной волной выбило стекла. Погибших и пострадавших нет, конструкция здания не разрушена. 12 жильцов дома, в том числе пятерых детей, мэрия временно разместила в отеле. Региональный СК возбудил уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья.
В этот же день взрыв газа разрушил стену между кухней и комнатой в пятиэтажке в Видном. Пострадали пятеро детей и трое взрослых, но госпитализация им не потребовалась
Представитель СК рассказал, что причиной взрыва стало неосторожное использование газовой плиты во время готовки. На сегодняшний день все жильцы дома вернулись в свои квартиры.
Трагедией закончился взрыв газа в Набережных Челнах 25 октября: погибла 22-летняя девушка, еще четверо пострадали. Ударная волна разрушила шесть квартир, в которых жили 14 человек. В МЧС причиной взрыва назвали утечку бытового газа. По поручению мэра Набережных Челнов жителям дома предоставлено временное жилье. 27 октября сотрудники муниципальных служб и управляющей компании разобрали разрушенные конструкции здания. Эксперты считают, что дальнейшее обрушение ему не грозит.
Может ли взорваться ГБО в автомобиле
В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.
Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.
Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.
Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.
Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.
Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.
Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.
Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.
Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.
Как предотвратить новые трагедии
— Надлежащий контроль — это как? Что вы вкладываете в это понятие?
— Это регулярные ежегодные осмотры, результатом которых должен быть допуск приборов в эксплуатацию или ограничение их использования.
К тому же должна быть государственная программа по установке систем безопасности и датчиков для плит и газовых колонок. В России есть аналогичная программа, по которой электросчетчики людям бесплатно меняют на «умные». Но у большинства плит и колонок все сроки эксплуатации превышены, нормам безопасности они не соответствуют. Государство должно бы ими заняться путем осмотра, выявления и помощи в замене.
Третий момент, который помог бы решить проблему — это дегазификация домов, проходящих по программе капитального ремонта. Это как раз дома советского периода, кирпичные и панельные, их огромное количество по стране.
Дегазификация — это затраты, но безопасность стоит денег.
Не проводя мероприятия по безопасности, мы получаем сезонные аварии, в которых гибнут люди.
Но это не те цифры, которые могут шокировать государство. Как бы цинично ни звучало, именно из-за того, что жертв немного, государство ничего не делает в этом направлении.
— Проблема взрывов бытового газа характерна только для России или для других стран тоже?
— Взрывы происходят прежде всего в тех странах, которые находятся в состоянии внутриполитических конфликтов с ослабленной государственной властью, либо в странах со слаборазвитой экономикой и коррумпированным госаппаратом.
Фото: МЧС России
Если посмотреть на близких нам европейских соседей, мы увидим, что там практически не происходит аварий с бытовым газом. Италия и Восточная Германия, например, используют газовые колонки, но современные, со всеми датчиками безопасности, и взрывов у них нет.
В периодичности, схожей с российской, взрывы случаются в Турции. К трагическим событиям приводит низкое качество строительства, коррумпированная система и слабый надзор.
— Газовая сеть и сжиженный газ в баллонах — что потенциально опаснее и почему?
— С точки зрения бытового использования безопаснее природный газ, потому что он заходит по жесткой подводке и под контролем. Это классическая схема, которая используется у нас в многоквартирных домах.
Сжиженный газ нужно особым образом хранить и транспортировать, потому что он легко взрывается.
Развитию использования сжиженного газа препятствует его цена, которая в четыре-пять раз выше природного.
Фактически, готовить на сжиженном газе в плане цены — это как готовить на электричестве.
— И это несмотря на то, что в домах, которые сейчас строят, газа зачастую нет?
— Газопроводы запрещены в домах выше девятого этажа. Но дома от десяти этажей — это ведь зачастую мегаполисы и города в 500 тысяч жителей и более. Во многих районах и населенных пунктах идет малоэтажное строительство, где возможность использования газа есть, и его ставят.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Сценарии последствий взрыва баллона
Приведённые выше причины взрыва или возгорания газовых сосудов, могут в различных вариантах спровоцировать следующие опасные сценарии.
Разрыв баллона и выброс пламени
Взрыв баллона и воспламенение пропан-бутана опасны воздействием следующих факторов:
- столба сильного пламени, быстро увеличивающего площадь пожара;
- высокой температуры огня в очаге взрыва;
- токсичности продуктов горения.
Поражение может наступить и от удушья, вследствие значительного уменьшения кислорода при резкой концентрации вредных газов.
Проводимые исследования показали, что герметизация оказавшегося в очаге пожара 50-литрового газового сосуда со сжиженным газом нарушается менее чем через 5 минут. Как следствие — пожар-вспышка с выбросом «огненного шара» достигающего в диаметре 10 м
Обычно разрыв сосуда происходит по его боковой части.
Вторичные поражающие воздействия от взрыва
Вторичными, но не менее серьёзными поражающими последствиями при взрыве баллона, являются:
- отрыв вентиля;
- воздействие волны сжатия или ударной волны;
- повреждение от осколков элементов обечайки.
Осколки от баллона и его оторвавшиеся элементы могут разлетаться очень далеко, нанося поражение в радиусе до 250 м, и подниматься на тридцатиметровую высоту.
Опасность утечки газа
Опасность утечки пропана из повреждённой ёмкости заключается в том, что в помещении очень быстро, и в больших объёмах, создаётся взрывоопасная концентрация смеси углеводорода и кислорода — значительно быстрее, чем при утечках жидких горючих веществ.
Сильную утечку смеси из колбы или неисправной запорной арматуры можно определить по запаху или на слух — звук схож с тем, что мы слышим при быстром сдувании воздушного шарика.
При подозрении на утечку газа или в целях контроля её отсутствия, достаточно будет губкой нанести на баллон мыльный раствор и по образующимся пузырькам определить место разгерметизации
Если утечка газа есть, то необходимо накрыть место разгерметизации мокрой тряпкой, с осторожностью вынести сосуд на улицу и вызвать газовщиков. С 2021 года техническими правилами предусмотрена обязательная установка сигнализаторов загазованности в новых домах
Для ранее построенного жилья данная норма имеет рекомендательный характер, но польза этого устройства, особенно в домах, где используется баллонный газ, несомненна
С 2021 года техническими правилами предусмотрена обязательная установка сигнализаторов загазованности в новых домах. Для ранее построенного жилья данная норма имеет рекомендательный характер, но польза этого устройства, особенно в домах, где используется баллонный газ, несомненна.
Дело в том, что плотность углеводородной смеси больше плотности воздуха. При нарушении герметизации колбы, запорного оборудования или соединительного шланга газ начинает скапливаться внизу, и его запах сразу можно не обнаружить. Вот почему, смесь с пропаном, попавшая в воздух из повреждённого газового баллона, часто взрывается в домах от любой искры, не будучи замеченной.
Может ли взорваться ГБО в автомобиле
В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.
Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.
Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.
Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.
Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.
Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.
Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.
Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.
Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.
Взрыв баллона ГБО — причины. Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?
Могу поспорить, что перед тем, как установить ГБО, каждый из вас слышал страшилку о том, что газ — это опасно, это чревато взрывом баллона и летальным исходом. Но, как показывает практика, подобного рода явления — большая редкость и в большинстве случаев именно мы в этом виноваты.
Почему взрываются баллоны на авто, кто или что является причиной этого и можно ли избежать взрыва ГБО вы узнаете из моей сегодняшней статьи.
Устанавливая ГБО, почти все переживают о том, как взрывоопасное вещество будет себя вести в автомобиле. Не «бахнет» ли? Можно ли курить в салоне с ГБО? А что если искра? А если утечка газа? В общем вопросов было много, некоторые нашли ответы, некоторые просто привыкли к тому, что газ есть и надо быть осторожнее, а есть и те, кто по сей день опасается всего и вся.
Но, как показывает практика, газ на авто абсолютно безопасен, более того доказано, что бензин представляет большую опасность, нежели ГБО. Также статистика неумолимо свидетельствует о том, что взрыв ГБО происходит в большинстве случаев если не во всех, по вине нарушения правил эксплуатации, или нарушений допущенных в процессе установки газа на авто.
Взрывоопасно ли ГБО
Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха
Не важно, жидкий он или сжатый
Чтобы можно было почувствовать утечку, в газ добавляют специальные составы – одоранты. Запах можно почувствовать задолго до того, как концентрация газа в воздухе станет взрывоопасной.
Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.
Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужна хорошая искра. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля. Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен абсолютно. Толстые стенки не дадут и шанса через них просочиться. Разве только, если баллон «разопрет» по швам.
Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.
Причины взрывов
Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.
Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:
- низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
- утечки из-за микротрещин и коррозии;
- нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
- перегрев баллона;
- перенаполнение свыше нормы.
Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое
Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании
Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании
Что делать, чтобы избежать опасности
Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось:
Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика. Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций
Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема. Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором
Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО. При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон
Повторный запуск возможен только после выявления причины.
Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.
Как снизить риск
Выяснив, почему взрывается ГБО на машине, и соблюдая требования к безопасности, можно существенно уменьшить вероятность подобного происшествия. Каждый водитель должен ознакомиться с основными правилами эксплуатации, при необходимости обращаться за квалифицированной помощью.
Снизить вероятность взрыва газа позволяют следующие меры:
- Использование ГБО известных производителей.
- Соблюдение правил совместимости газобаллонного оборудования и систем авто.
- Тестирование ГБО перед началом эксплуатации.
- Заправка баллона качественным топливом в пределах допустимых объемов.
- Регулярный осмотр магистралей на предмет утечки.
- Отказ от курения в салоне.
- Предупреждение перегрева и переохлаждения баллона.
- Систематическое посещение СТО для технической проверки авто.
Взрыв баллона – следствие неправильной установки, настройки и применения ГБО. Главная причина заключается в утечке газа и его последующем воспламенении. Чтобы предотвратить опасное происшествие, необходимо соблюдать требования к эксплуатации вспомогательного оборудования, своевременно посещать СТО для профилактического техосмотра.
ГБО пропан-бутан при пожаре
Особую опасность представляют газовые баллоны при пожаре. При пожаре на объектах, где хранятся или используются баллоны с пропан-бутаном, часто происходят взрывы ГБО под давлением. При тушении объектов с наличием газовых баллонов следует учитывать физико-химические свойства применяемого газа.
При попадании баллона пропан-бутана в очаг пожара происходит нагревание сосуда, что приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления в нем. Пламя нагревает стенки сосуда и ослабляет их первоначальную прочность вследствие неравномерного прогрева поверхности, что, как правило, приводит к разрушению сосуда. При этом пары от мгновенного испарения жидкости зажигаются и образуется «огненный шар».
При пожаре сжиженный газ, выходящий из баллона, может гореть в паровой, жидкой и парожидкостной фазах, каждая из которых имеет свою температуру горения. Характер истечения газа из баллона можно определить по цвету и виду пламени: в паровой фазе газ горит светло-желтым пламенем; в жидкой фазе пламя ярко-оранжевое с выделением сажи; в парожидкостной фазе горение происходит с периодически меняющейся высотой пламени. Данные признаки видимого пламени являются косвенными характеристиками разгерметизации баллона с бытовым газом и чреваты взрывом.
Газ пропан-бутан, используемый в быту для получения тепловой энергии, из-за отсутствия контроля в ходе эксплуатации могут привести к удушью, отравлению, взрыву. Поэтому необходимо знать и неукоснительно соблюдать правила пользования газовыми приборами, колонками, печами и уход за ними. Чтобы газ остался только добрым помощником, помните, что категорически запрещается: пользоваться газовыми приборами при отсутствии тяги в вентканале; оставлять без присмотра включенные газовые приборы; допускать к пользованию газовыми приборами детей в возрасте менее 13 лет, а также лиц, не прошедших инструктаж; самовольно переносить и ремонтировать газобаллонные установки.
Натяжной потолок и взрыв
Не секрет, что газовые баллоны используются в монтажных работах с натяжным потолком. В связи с этим образуется вопрос: почему же взрываются газовые баллоны с пропаном при натяжке потолка?
Основные причины тому таковы:
- Попадание горячего воздушного потока в баллон. Взрыв возможен в любой момент.
- Искусственная фиксация кнопки запуска горючего. Так, при перегреве она не отключится автоматически. Это серьёзное нарушение правил безопасности и большая угроза для жизни.
- Баллон находится к тепловой пушке ближе, чем на 1,5 м.
- Шланг соединён с баллоном не туго и не плотно.
- Неправильный слив конденсата. Это нужно делать только на специальных станциях. При таких действиях дома есть риск взрыва.
- Применение просроченных баллонов
Требования к безопасности
Эксплуатация ГБО должна осуществляется в соответствии с несколькими правилами. Это позволяет предотвратить взрыв баллона в машине или другие потенциально опасные явления
Важно отметить, что для каждого поколения существуют свои требования. Но основные принципы эксплуатации актуальны для всех видов ГБО, вне зависимости от конструктивной специфики
Главные правила:
- Монтаж и настройка ГБО должны производиться только квалифицированным специалистом.
- Если после установки баллона заметно снизилась мощность двигателя, нужно немедленно обратиться в СТО.
- Воздушные фильтры меняют через каждые 7 тыс. км пробега.
- Систематически требуется сливать образующийся на баллоне конденсат.
- При использовании ГБО в топливном баке должно оставаться не менее 10 л бензина.