Ремонт клапана газового котла: как починить агрегат, исправив характерные нарушения в работе

Трансформатор розжига

Этот элемент подает на горелку разряд тока (искру), который необходим для зажигания горючего. Кроме остальных элементов, непосредственно влияющих на работу агрегата, компонент также может выходить из строя. В результате вся автоматика будет срабатывать, но огонь не появится, так как нет источника для воспламенения.

Как можно быстро проверить трансформатор розжига газового котла на работоспособность? Просто. Нужно сделать несколько простых движений:

  1. Через специальное окно посмотреть, идет ли разряд или нет.
  2. При помощи тестера проверить напряжение, выходящее из контроллера во время попытки зажигания. Нормальной считается цифра, попадающая в промежуток от 187 до 235В.
  3. В случае обнаружения проблемы нужно отсоединить питание от трансформатора и подключить его обратно.
  4. Проверить опять.

В любом газовом котле установлено множество предохранительных элементов и датчиков, позволяющих следить за правильной работой агрегата. В случае возникновения ситуаций, которые явно угрожают жизни человека, срабатывает система полного отключения установки.

Смысл неисправности

Определить алгоритм действий по устранению ошибки, понимая, чем она вызывается, несложно. Причин отрыва пламени несколько, но если суммировать их все, можно выделить внешние и внутренние, связанные с неполадками в самом котле Аристон. Ошибка 5P3 – следствие неустойчивой работы горелки или сбоев в электронной схеме.

Проблемные узлы котла Аристон: горелка, газовая арматура, датчик ионизации (контрольный электрод), плата управления.

С чего начать

Нажать кнопку сброса (на передней панели котла). В зависимости от версии Аристон обозначается как R или REZET. В большинстве случаев ошибка отрыва пламени исчезает.


Панель управления котлом Ariston EGIS PLUS. Нажмите кнопку Reset.


Панель управления котлом Ariston bs 24. Нажмите кнопку Reset.


Панель управления котлом Ariston CARES X 24 FF. Нажмите кнопку Reset.

Проверить напряжение. Электроника некоторых моделей отопительных установок фазозависима. Если котел подключен к эл/сети напрямую, через розетку, нужно вытащить вилку, перевернуть на 1800 и снова вставить. При его соединении с источником питания кабелем следует поменять местами провода (жилы) L и N.


Вытащить вилку, повернуть на 180 градусов и обратно вставить в розетку

Убедиться в соответствии значений параметров электросети рекомендуемым производителем величинам. Для котлов Аристон это ~230 В: отклонение от номинала не свыше ±10%.

Риски появления ошибок газового котла (и не только по отрыву пламени) нивелируются его подключением к ИБП. От советов по установке отдельного стабилизатора для Аристон пользы немного – прибор функционирует лишь при непрерывном энергоснабжении. Если речь о загородном объекте, лучше приобрести блок питания для котла. В его составе, кроме схемы выравнивания напряжения, зарядное устройство и группа АКБ. Даже при обрывах на ЛЭП, отказе резервного источника питания отопительная установка не отключится, а дом не останется без тепла.

Проверить надежность заземления. Модели Аристон часто дают различные ошибки при ненадежном контакте провода со схемой прибора.

Внимательно осмотреть внутреннюю часть котла. По статистике ремонта до 70% ошибок вызываются нарушениями в сигнальных линиях и цепях питания: обрывы или замыкания проводов, повреждение изоляции (пробои на корпус), ненадежные соединения (слабые или окисленные контакты). Возможно, проблема с отрывом пламени котла Аристон в этом.

Причины упадка давления

Причины падения давления в газовом котле таковы:

  1. Утекает вода из отопительной системы.
  2. Долгий период было отключено электричество.
  3. Неисправности расширительного бака ГК.
  4. Неправильная подборка котла.

Из-за низкого давления котёл перестаёт работать. Когда давление воды в отопительной сети достигает минимальной отметки, вода не идёт в ГК. При падении давления газа в котле, он сразу выключается по автоматическому признаку. Чтобы избежать подобных сложностей, нужно регулярно проводить техническое обслуживание таких аппаратов. Для этого нужно приглашать специалистов из службы сервиса.

Устройство, принцип работы и основные типы

Термопара это классический термоэлектрический преобразователь, который используется для измерения температуры, в различных областях промышленности, науки, медицины, а также в автоматических системах управления и контроля газовых котлов, плит и колонок.

Устроена она очень просто и легко может быть изготовлена самостоятельно. Два проводника из различных материалов соединяются в кольцо. Одно из мест соединения помещается в зону измерения, а второе подключаются к измерительному прибору или преобразовательному устройству.

Фото 1: Термопара для устройства газового контроля

Принцип действия термопары основан на термоэлектрическом эффекте или как его еще называют эффекте Зеебека. Оно заключается в том, что на стыке двух соединенных в кольцо проводников из разных металлов появляется напряжение. Если температура мест спайки одинакова — разность потенциалов нулевая. Но стоит один из спаев поместить в область с более высокой или более низкой температурой, появляется напряжение отличное от нуля и пропорциональное разнице температур. Коэффициент пропорциональности различен для разных металлов и называется коэффициентом термо-ЭДС.

Фото 2: Конструкция и принцип действия термопары

Основные материалы для изготовления термопар – благородные и неблагородные металлы. Большинство сплавов из них имеют довольно экзотические названия, которые очень популярны у составителей различных кроссвордов и сканвордов. В зависимости от того какие пары металлов используются при изготовлении, термопары делятся на несколько типов. Ниже приведена таблица с их основными видами, обозначениями и характеристиками:

Тип термопарыСплавРоссийская маркировкаДиапазон температур, °C
Kхромель-алюмельТХА-200 — 1300
Jжелезо-константанТЖК-100 — 1200
Nнихросил-нисилТНН-200 — 1300
Rплатинородий-платинаТПП130 — 1700
Sплатинородий-платинаТПП100 — 1700
Bплатинородий-платинородийТПР100 — 1800
Tмедь-константанТМКн-200 — 400
Eхромель-константанТХКн0 — 600
Uмедь-медьникель-200 — 500
Lхромель-копельТХК-200 — 850

В системах автоматики газовых колонок, плит и котлов обычно используются термопары ТХА из хромель-алюмеля (тип K), ТХК из хромель-копеля (тип L), ТЖК из железа и константана (тип J). Датчики выполненные из сплава благородных металлов предназначены для высоких температур и в основном находят применение в литейном производстве и другой тяжелой промышленности.

Фото 3: Газовая горелка «Сахалин» для отопительных котлов и печей

Некоторые модели работающие на твердом топливе, например такие как твердотопливный котел отопления «Lemax» Forward могут комплектоваться газовыми горелками, в которых для защиты от утечек газа применяются термопары.

Принцип работы дымососа газового котла

Вентилятор состоит из узлов:

  1. Двигателя, обеспечивающего вращение крыльчатки.
  2. Турбины, создающей разряжение в камере сгорания.
  3. Лопастей для перемешивания приточного воздуха.
  4. Трубки Вентури, создающей перепад давления для эффективной работы прессостата.

Устройство вентилятора газового котла.

Турбина дымососа размещена в корпусе, изготовленного из оцинкованного листа или алюминия. Мотор прикреплен к корпусу крепежными болтами, через вибрационные прокладки.

При появлении 220 вольт на катушке индуктивности статора, якорь начинает вращать турбину и лопасти. Создается перемешивание приточного воздуха и удаление дымовых газов через коаксиальную трубу или раздельный воздуховод и дымоход.

Электрическая мощность вентилятора зависит от тепловой мощности котла, для бытовых моделей, 35 – 80 Ватт.

Возможные неисправности и способы ремонта своими руками

С любой неисправностью газового котла должен бороться специалист. Однако, возможность воспользоваться услугами мастера есть не всегда, да и поломки бывают пустяковыми. Рассмотрим проблемы, которые решаются самостоятельно.

Пахнет газом в доме

Обычно запах газа появляется при его утечке из резьбового соединения подающего шланга. Если в помещении, где установлен котёл, появился запах, нужно открыть окно и выключить котёл. Далее действовать по инструкции:

  1. Приготовить необходимые вещи: мыльный раствор, ФУМ-ленту, рожковый или разводной ключ.
  2. Нанести раствор на все резьбовые соединения. Если начнут надуваться пузырьки — место утечки обнаружено.
  3. Перекрыть газовый вентиль.
  4. Ключом развернуть соединение. Намотать на наружную резьбу ФУМ-ленту и собрать все назад.
  5. Повторно нанести раствор и возобновить подачу газа.
  6. Если утечка устранена, и запах газа пропал, удалить остатки раствора.

Не работает вентилятор

Если в процессе работы котла пропал или уменьшился звук, издаваемый турбиной — свидетельствует о неисправности вентилятора продува. Для ремонта потребуется: отвёртка, новый подшипник, тряпочка, густая смазка.

  1. Необходимо выключить котёл и перекрыть газ.
  2. Снять турбину.
  3. Тряпочкой очистить с лопастей турбины пыль и нагар.
  4. Осмотреть электрическую катушку вентилятора на предмет почернения. Если все в порядке перейти дальше или заменить вентилятор.
  5. Разобрать корпус вентилятора. Внутри на валу турбины установлен подшипник, его необходимо заменить. В некоторых вентиляторах установлена втулка вместо подшипника. В этом случае её нужно смазать.

Турбина также может не работать из-за пониженного напряжения сети или неисправности управляющей платы. Первое устраняется с помощью стабилизатора, а вот второе только вызовом специалиста.

Высокие температуры

Перегрев котла связан с загрязнением теплообменника. Для очистки аппарата потребуется: специальный раствор соляной кислоты, разводной ключ, ФУМ-лента, металлическая щётка. Далее действовать по инструкции:

  1. Выключить котёл, перекрыть газ и воду.
  2. Снять теплообменник, используя разводной ключ.
  3. Очистить его с помощью щётки.
  4. Через трубу залить в теплообменник раствор кислоты. Если появилась пена — значит внутри много накипи.
  5. Вылить раствор и повторить процедуру.
  6. Промыть.
  7. Установить обратно, предварительно обмотав все резьбовые соединения ФУМ-лентой.

Неисправность датчика

Проблемы обычно возникают с электродом горения. Если пламя горелки тухнет через несколько секунд, а котёл выдаёт ошибку, то проблема именно в датчике горения. Выключаем котёл, перекрываем газ.

Для ремонта электрода потребуется наждачная бумага, с помощью которой зачищаются щупы датчика, не снимая его. Если поломка осталась — датчик меняется.

Забит дымоход напольного котла

Проблемы с дымоходом возникают только у котлов напольного типа. Это связано с его размером и вертикальным положением. Навесные аппараты не нуждаются в чистке дымохода.

Дымоход, состоящий из металлических частей, очищают с помощью металлической щётки. Его нужно разобрать и механически удалить скопившуюся сажу. Цельный дымоход чистят специальными пылесосами или химическими средствами. Но для этого необходимо вызвать профессионала.

Три способа обустройства дымохода для напольного газового котла. Первый вариант чистить сложнее всего.

Самостоятельное выключение

Существуют две проблемы, которые приводят к самопроизвольному выключению котла. Сломался датчик горения или забит дымоход. Ремонт обеих неисправностей описан выше в статье.

Ускоренный износ деталей

Его причиной является частое тактование котла. Под тактованием понимают включение и отключение агрегата в зависимости от работы теплосети. То есть оно является циклом, в течение которого котел включается, нагревает антифриз, отключается и ждет, пока теплоноситель в батареях остынет, чтобы потом по команде автоматики снова включиться и заполнить систему теплой жидкостью.

В тактовании котла, которого вообще не задувает, нет ничего плохого. Оно зависит от того, насколько быстро охлаждается отопительная система. Если теплоноситель остывает в ней за короткое время, тактование является очень частым. Понятно, что постоянное включение/отключение котла приводит к износу запальника и других узлов, которые нужны для того, чтобы зажечь газ. Через некоторое время запальник или иной узел ломается ранее положенных сроков, и происходит аварийная остановка котла.

Чтобы избежать ускоренного износа запальника, а также других узлов, надо делать тактование котла меньшим. Чаще всего это делается двумя способами:

  1. Монтаж модулируемой горелки с хорошим запальником. Ее мощность должна колебаться в больших пределах (4-20 кВт). Способ является частичной мерой уменьшения тактования.
  2. Использование теплоаккумулятора.

Также для уменьшения частоты тактования стоит пригласить экспертов, которые смогут провести диагностику отопительной системы, а также осуществить ее модернизацию. Эти специалисты могут сделать и техническое обслуживание, благодаря которому вопрос, почему задувает, тухнет или потек котел, не будет подниматься вообще.

Способы решения некоторых проблем при самостоятельном ремонте газового агрегата

Выходить из строя могут различные узлы отопительной установки и по разным причинам. Это могут быть – некачественные детали, нарушение требований к эксплуатации, резкие удары по комплектующим элементам агрегата.

  • Наиболее частой причиной выхода из строя энергозависимых аппаратов является сбой настроек. Ремонт газового котла своими руками следует начинать с проверки правильности установки настроек и наличия разомкнутых контактов. При поиске неисправностей агрегат устанавливают на режим «Зима» и настройку выставляют на максимальную температуру отопления.
  • Если не работает насос, то, либо просто необходимо заменить кабель, либо придётся менять сам насос.
  • Если на горелку не подаётся газ, то необходимо убедиться, что газовый кран открыт, газопровод не засорен, подача напряжения в порядке. При сохранении проблемы после всех этих действий, скорее всего, придётся сменить электронную плату.

Отключение парапетных котлов в сильные морозы может быть вызвано появлением наледи на дымоходе. Образование ледяной корки объясняется содержанием водяного пара в отводимых продуктах горения. В результате намерзания ледяных наростов и затруднения выхода дымовых газов устройство автоматически отключается и попытки включить его снова будут безуспешными.

Ремонт котлов на газе своими руками возможен далеко не всегда и только в случаях видимых и простых неисправностей. Сложные поломки качественно и надёжно могут исправить только специалисты, обладающие необходимыми знаниями и оборудованием.

https://youtube.com/watch?v=XyBtd8j0Fjw

Проверка клапана

Есть три основных этапа проверки работоспособности электромагнитного клапана.

Способ проверки Ваши действия
Базовый режим работы ЭПХХ
  • Заведите двигатель и начните плавно повышать обороты силового агрегата;
  • Как только вы пересечете отметку в 2100 оборотов в минуту, клапан должен отключиться. Это будет слышно по щелчку;
  • Повысьте теперь обороты до 4000 оборотов в минуту. При этом клапан должен оставаться закрытым;
  • Вновь плавно понижайте обороты, достигнув отметки ниже 1900 оборотов в минуту. В этот момент исправный клапан вновь щелкает, что говорит о его включении
Режим торможения мотором
  • Отключите фишку с концевого выключателя положения заслонки, посадите ее на массу;
  • Это действие позволит обмануть экономайзер, сообщив ему, что педаль газа была отпущена;
  • Заведите мотор и поднимите обороты выше отметки в 4000 единиц в минуту;
  • Постепенно начните снижать обороты;
  • Когда достигните 1900 оборотов в минуту, клапан включиться не должен;
  • Концевик замкнут на массе, обороты выше холостых запускают режим торможения мотором. Экономайзер включать клапан не должен.
Отсечки топлива при отключении зажигания
  • Прогрейте двигатель до 90 градусов и выключите зажигания;
  • Двигатель при этом должен сразу заглохнуть, не вибрировать и не дребезжать;
  • Если вибрации возникают, это говорит о том, что электромагнитный клапан не перекрывает жиклер холостого хода;
  • Как результат, бензин продолжает идти в разогретый силовой агрегат

Помимо самого электромагнитного клапана, вам также обязательно следует провести проверку блока управления ЭПХХ.


Плюс и минус

Проверка блока управления

Для проверки блока управления электромагнитным клапаном карбюраторного ВАЗ 2109 вам потребуется провод. Длина провода должна быть такой, чтобы его хватило для соединения клапана с положительной клеммой аккумуляторной батареи. Плюс вам пригодится контрольная лампочка штатного напряжения.

Ваши действия при проверке блока управления будут выглядеть следующим образом.

  1. Отключите от клапана провод питания, не нарушая при этом работу самого карбюратора. После этого подключите клапан по средствам подготовленного провода к положительной клемме аккумуляторной батареи.
  2. Питающий провод электромагнитного клапана, который вы на предыдущем этапе отсоединили, нужно подключить к положительной клемме контрольной лампы. Минус соединяется с массой.
  3. Включите двигатель и дайте ему некоторое время поработать на холостых оборотах. Коленчатый вал при этом должен вращаться со скоростью в пределах 850-900 оборотов в минуту. Контрольная лампа должна гореть.
  4. Начинайте постепенно повышать обороты, достигнув отметки 2100 единиц в минуту. Если блок управления исправен, при достижении этого уровня лампочка потухнет. Снизив обороты вновь до 1900 единиц в минуту, лампа должна загореться.


Полезная схема

Если в ходе проверки клапана и его блока управления была обнаружена неисправность, потребуется заменить соответствующий вышедший из строя компоненты карбюраторной системы питания автомобиля ВАЗ 2109.

ЭПХХ является важным компонентом автомобиля, за которым требуется постоянный контроль со стороны автовладельца.

Разновидности вторичных теплообменников

При выборе двухконтурного газового котла важно обратить внимание на конструкционные особенности контуров. Они делятся на два типа:

Пластинчатые и кожухотрубные типы используются при раздельной конструкции теплообменников

Пластинчатые и кожухотрубные типы используются при раздельной конструкции теплообменников.

Помимо раздельного, существует битермический теплообменник, который подразумевает совмещенное устройство водяного и отопительного контуров.

Пластинчатые контуры

Пластинчатый теплообменник состоит из нескольких металлических пластин с выдавленными ходами. Их собирают в зеркальном отражении, чтобы получились изолированные каналы для движения жидкости. Пластины производят методом штамповки листового металла толщиной 1 мм. Каналы обычно представляют собой равносторонние треугольники с углами разных размеров. Чем угол острее, тем вода движется быстрее. Чем он тупее, тем циркуляция медленнее.

По схеме движения сред пластины бывают многоходовыми и одноходовыми. В первом варианте теплоноситель может менять направление несколько раз, что позволяет произвести достаточно высокий КПД. Во втором случае направление движения жидкостей не изменяется.

Читайте здесь, как промыть теплообменник газового котла в домашних условиях?

Замена теплообменника в газовом котле своими руками

По способу соединения пластинчатые теплообменники бывают разборными и паянными. Разборные пластинчатые контуры объединяют с помощью эластичных прокладок из резины. Чтобы обеспечить герметичность каналов, необходимо стянуть их металлическими стяжками. В конструкцию входят две массивные плиты — неподвижная и подвижная. На первой закреплены стержни, на которые нанизывают пластины. Чем их больше, тем больше образуется тепла. Подвижную пластину устанавливают последней. На стяжки надевают гайки и зажимают до герметичности. Преимуществом разборных пластинчатых контуров является то, что их можно разобрать, почистить или убрать лишние элементы. Недостаток заключается в большом весе и размере.

Паянные теплообменники свариваются из пластин в аргонной среде – это позволяет избежать коррозии на участках сварки. Данные контуры не разбираются, поэтому их сложнее почистить, чем разборные. Их преимуществом являются более компактные размеры и сравнительно легкий вес.

Кожухотрубные

Кожухотрубные контуры проще по конструкции, но менее эффективны, поэтому их делают размерами побольше. Из-за значительной материалоемкости бытовые газовые котлы оснащаются такими теплообменниками все реже. Зато конструкция кожухотрубных контуров более надежна и выдерживает серьезные нагрузки при эксплуатации. Поэтому в основном ими оснащаются агрегаты промышленного назначения.

Данные теплообменники представляют собой трубу, в которую укладывают множество мелких трубок. По ним движется нагретая вода, которая затем подается в краны.

Обратите внимание! КПД кожухотрубных теплообменников ниже, чем пластинчатых аналогов

Битермические теплообменники

Битермические контуры представляют собой две трубы, вставленные одна в другую: по внутреннему теплообменнику движется ГВС, а по внешнему – теплоноситель системы отопления. Газовые котлы с такой конструкцией контуров более производительны, горячая вода в них нагревается быстрее, чем в обычных аналогах. Однако есть у битермических теплообменников и недостатки: они засоряются солевыми отложениями быстрее, что приводит к скорому выходу их из строя. Поэтому, если выбор пал именно на агрегат, оборудованный совмещенным контуром, то нужно поставить на вход холодной воды фильтр, который будет задерживать все соли и грязь. Иначе теплообменник быстро забьется осадком и выйдет из строя. Вычистить его, как отдельный контур, не удастся. Придется покупать новый битермический теплообменник, который стоит довольно дорого.

Причины неисправностей

Предположим, котел стал работать с перебоями. Не стоит отчаиваться и сразу бежать в сервис. Провести диагностику и простой ремонт котлов «Бакси» можно своими руками. Речь идет не о серьезных поломках. Часто встречающиеся неисправности, при которых рекомендуется попробовать ремонт котлов «Бакси» выполнить своими руками:

  • Не включается или периодически включается и выключается горелка.
  • Отсутствует поджиг.
  • Хлопки и тряска в камере сгорания.
  • Котел слишком сильно нагревается.
  • Вода прогревается недостаточно.
  • Чрезмерные шумы работающего оборудования.
  • Неисправность какого-либо датчика.

Вероятные причины таких неисправностей следующие:

  • Попадание влаги в котел.
  • Неудовлетворительное качество теплоносителя.
  • Понижение или скачки давления газа.
  • Перепады в сети напряжения 220 вольт.
  • Неправильный монтаж отопительной системы.

Принцип работы розжига

Принято различать несколько видов электроподжигов для газовых котлов – механические, автоматические и полуавтоматические. Если агрегат оснащен механическим поджигом, для его включения нужно не только активизировать конфорку поворотом переключателя, но и нажать на специальную кнопку. Устройство сгенерирует искру и разожжет пламя. Если электроподжиг автоматический, то оборудование включается при повороте ручки – пользоваться дополнительными приспособлениями не нужно. Чтобы иметь возможность применять автоподжиг, теплогенерирующий прибор необходимо подключить к сети (розетка с заземлением должна находиться поблизости). Если электроподжиг газового котла вышел из строя, стоит вызвать мастера по ремонту отопительного оборудования на дом, сделать это можно на сайте http://24master.com.ua/.

Выводы и полезные видео по теме

Следующее видео познакомит вас с устройством газовой клапана, причинами неисправностей и методами ремонта:

Решаем проблему с трехходовым вентилем газового отопительного агрегата:

Разборка и очистка предохранительного клапана:

Ремонт арматуры газового оборудования существенно продлит срок эксплуатации агрегатов. Отремонтировать их намного проще и дешевле, чем покупать новую модель. Самостоятельно проводить все ремонтные операции не рекомендуется, но самые простые действия вполне доступны домашним мастерам.

Хотите поделиться своим опытом восстановления работы арматуры газовых котлов? Есть ли у вас какая-либо полезная информация по теме статьи, которой стоит поделиться с посетителями вашего сайта? Пожалуйста, оставляйте комментарии в блоке ниже, задавайте вопросы, размещайте фото.

Источник – https://sovet-ingenera.com/otoplenie/kotly/remont-klapana-gazovogo-kotla.html

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий