Особенности светодиодного освещения музеев, выставок и галерей

О чем необходимо помнить при подборе светильников

Светодиодные светильники, применяемые для освещения спортивных залов, должны давать световой поток, который полностью отвечает вышеперечисленным требованиям. Поэтому, чтобы создать оптимальный уровень освещения для спортивных залов, необходимо знать нормы освещенности. Пример норм приведен в таблице.

Нормы освещенности для спортивных залов

Все приведенные в таблице нормы должны соблюдаться как частными спортивными залами, так и образовательными учреждениями, в которых учащиеся занимаются физической культурой.

При этом необходимо помнить, нормы степени освещенности будут различными как для самого зала, так и для трибун, на которых во время спортивных состязаний размещаются зрители и судьи. Для них уровень освещенности при проведении масштабных соревнований следует повышать на одну ступень. Этот требование актуально при количестве зрителей на трибунах до 800 человек. Если зрителей будет больше, то освещенность должна находиться на уровне 500 лк, а для рингов — 1000 лк. В тоже время для крытых трибун степень освещенности должна составлять 50 лк.
Управление светом для трибун должно вестись раздельно.

Какие задачи выполняет освещение в музее

Чтобы не допускать ошибок при планировании и монтаже подсветки для музеев или выставок, нужно понимать, для чего она нужна и какие задачи должна выполнять:

  1. Выделение каждого экспоната и привлечение к нему внимания. При этом освещение подбирается так, чтобы представлять объект в максимально выгодном свете, но при этом не нарушать восприятие.

  2. Обеспечение хорошей видимости для каждого человека. Это касается не только освещенности экспонатов и других объектов, но и безопасности при передвижении и выделения всех опасных зон. Когда люди увлечены экспозицией, они могут не замечать ступени, перепады высоты пола и другие нюансы.
  3. Свет не должен наносить ущерба картинам и другим экспонатам. Это может происходить по двум причинам – слишком сильное излучение плохо воздействует на краски или декоративное покрытие или же тепло, исходящее от близко расположенных ламп будет постепенно разрушать поверхность.

Плюсы и минусы диодов

Светодиодное освещение в музей имеет ряд преимуществ перед другими вариантами, которые и сделали его самым популярным на сегодня:

Безопасность для экспонатов. Светодиоды почти не выделяют тепла, поэтому не оказывают негативного воздействия на изделия. Кроме того, они работают от низковольтного напряжения, что повышает пожаробезопасность и исключает смертельное поражение током даже при нарушении проводки.

Самое низкое потребление электричества среди всех вариантов. Светодиоды обеспечивают экономное освещение, при этом качество будет выше, чем у аналогов.
Возможность регулирования яркости и цветовой температуры

Это важное преимущество для музейного освещения, так как можно подобрать лучший режим для каждого экспоната, используя одни и те же светильники. Регулировка занимает минимум времени.
Ресурс оборудования составляет от 50 000 часов и более

Это самое долговечное решение, которое будет работать годами, даже если оно постоянно включено.

Из недостатков выделяют достаточно высокую цену оборудования, но если учесть большой ресурс и малое энергопотребление, то все затраты быстро окупаются.

Зона встречи клиентов

Зона ожидания с большими окнами

Если эта зона располагается у самого входа с большими окнами или прозрачными дверями, добавь потолочный светильник в качестве декоративной составляющей. На фото заметно, что единственным источником искусственного света является люстра, при этом помещение выглядит светлым.

Зона ожидания без окон

В помещении без окон, добавь к потолочной люстре дополнительную, например, напольную.

Зона ожидания с одиночным светильником

Если зона ожидания небольшая, попробуй использовать одиночный светильник и повесь его ниже обычного. При выборе высоты подвески отталкивайся от человеческого роста.

Правильная подсветка в зоне ожидания

Добавь освещенности подсветкой по потолку, как показано на этом фото.

Экспозиционное музейное освещение

Кроме художественного освещения в музеях часто используют экспозиционную подсветку для акцентирования внимания посетителей на определенных участках помещений.

Экспозиционное освещение в музее

Перед таким освещением высевочных залов и музеев ставятся следующие требования:

  • качественная демонстрация объекта, чтобы посетители смогли полностью рассмотреть все его элементы и нюансы: цвет, материал, фактуру;
  • учет физиологических особенностей зрительного анализатора человека;

Стоит помнить, что из-за таких требований, предъявляемых музейному освещению, стандартные методы в данной ситуации не будут приносить желаемый результат, а скорее наоборот, ускорят порчу выставляемых экспонатов. Здесь нужно учитывать не только нормы уровня освещённости, а также ГОСТы применяемого осветительного оборудования, но массу других дополнительных факторов

К примеру, при выставке картин при создании оптимального светового потока важно учитывать фактуру и цвет стен, а также архитектурные особенности самого выставочного помещения и расположение оконных проемов

Оформление помещения музея

Расчет освещения

Перед тем, как купить светодиодные лампы и ленты необходимо рассчитать требуемое количеств, а также мощность блоков питания. Необходимость блока питания обусловлена тем, что светодиодную ленту нельзя подключать к прямому току (220 вольт). Блок питания выбирается исходя из мощности всей длины ленты с учетом небольшого запаса. Стандартная длина ленты 5 метров, это примерно 600 светодиодов.

Если вам нужна другая длина, то можно отрезать ленту, но резать надо с шагом в 3 диода. Как правило, производители помечают место среза пунктирной линией. Чтобы рассчитать необходимую мощность блока питания нужно энергопотребление метра диодной ленты умножить на требуемое количество метров. Получившиеся значение умножить на 1,2 – это 20% запас мощности.

При расчете требуемого количества диодных лент и светильников можно воспользоваться справочниками (СНиП), в которых прописаны мощности светодиодов, для более точного результата. А можно рассчитать самостоятельно, опираясь на следующие данные: мощность светового потока и площадь помещения, которую требуется осветить. Мощность производитель должен прописывать на упаковке, как минимум 1 Ватт выдает освещение на 50 люмен. Для освещения 1м2 требуется 130 люмен. В среднем, на 10м2 требуется мощность 28 -30 Ватт.

Искусственное освещение

Г»Ã°Ã²Ã½ÃÂõ ÿþúð÷ðÃÂõûø ýþÃÂü øÃÂúÃÂÃÂÃÂÃÂòõýýþóþ þÃÂòõÃÂõýøàÿþ áðýÃÂøàâ ÃÂÃÂþ þÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂÃÂ, þñÃÂøù ÿþúð÷ðÃÂõûàUGR ø úþÃÂÃÂÃÂøÃÂøõýàÿÃÂûÃÂÃÂðÃÂøø þÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø ÃÂÿ. áþóûðÃÂýþ ÿ. 152 áðýÃÂøàÃÂõüÿõÃÂðÃÂÃÂÃÂð øÃÂÃÂþÃÂýøúþò øÃÂúÃÂÃÂÃÂÃÂòõýýþóþ ÃÂòõÃÂð ò 2022 óþôàôþûöýð ýðÃÂþôøÃÂÃÂÃÂàò ÿÃÂõôõûðàþà2400àôþ 6500ÃÂ. ÃÂøðÿð÷þý ôûøý òþûý ÃÂòõÃÂþòþóþ ø÷ûÃÂÃÂõýøàâ þà320 ôþ 400 ýü, üõýÃÂÃÂøõ ÷ýðÃÂõýøàôûøý òþûý ú ÿÃÂøüõýõýøàýõ ôþÿÃÂÃÂúðÃÂÃÂÃÂÃÂ.

Конструкция стандартных светодиодных ламп включает в себя:

  • Пластиковую белую или цветную колбу;
  • Плату со светодиодами;
  • Драйвер, выпрямляющий переменный ток (электронная плата);
  • Радиатор теплоотвода;
  • Цоколь;
  • Нижний и верхний держатель.

Колбы светодиодных ламп бывают разной формы: обычная, как у лампы накаливания и колбы типа «Свечка», «Шар», «Эллипс». Есть еще лампы «кукурузины», они имеют цилиндрическую форму, а по бокам их корпуса установлены светодиоды.

Плата, в зависимости от требуемого светового потока и потребляемой мощности имеет разное количество светодиодов. Нижний и верхний держатели нужны для того, чтобы удерживать плату со светодиодами и драйвер, с установленными на нем элементами. Радиатор теплоотвода отводит тепло от корпуса лампы, предотвращая его перегрев. Цоколь у светодиодных ламп бывает разным, основные типы это:

  • Е27. Классический цоколь, такой же у ламп накаливания, поэтому светодиодные лампочки можно смело использовать на их месте;
  • Е14. С таким цоколем производят лампы типа «Свеча» и «Миньон», он внешне выглядит так же, как цоколь Е27, только уже его;
  • GU10 – поворотный штырьковый цоколь. Чтобы зафиксировать лампу в патроне, ее надо вставить в него и повернуть в сторону;
  • GU5.3. Отличить цоколь этого типа можно по торчащим контактам, как у электрической вилки. Он тоже относится к типу «штырьковые» и соединяется со спецпатроном штыревым способом (аналогично вилке с розеткой).

Конструкция светодиодных светильников:

  • Корпус;
  • Светодиоды, расположенные на определенном расстоянии друг от друга;
  • Защитный экран;
  • Источник питания;
  • Драйвер;
  • Плата.

Освещение в ночное время по СанПиН в 2022 году

ПõôõûÃÂýÃÂõ ÿðÃÂðüõÃÂÃÂàþÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø ýð ÃÂÃÂþòýõ ÷õüûø ôûàÿÃÂøôþüþòÃÂàÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøù þñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýÃÂàÃÂÃÂÃÂõöôõýøù, þÃÂóðýø÷ðÃÂøù ôûàÿÃÂþöøòðýøàôõÃÂõù ñõ÷ ÿþÿõÃÂõýøàÃÂþôøÃÂõûõù ø üõÃÂàòÃÂõüõýýþóþ ÃÂð÷üõÃÂõýøàøüüøóÃÂðýÃÂþò ÃÂúð÷ðýàò ÃÂðñû.5.56 áðýÃÂøÃÂ.

ÃÂûàÿÃÂøôþüþòÃÂàÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøù ÃÂÃÂõôýÃÂàóþÃÂø÷þýÃÂðûÃÂýðàþÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂàýð ÃÂÃÂþòýõ ÷õüýþù ÿþòõÃÂÃÂýþÃÂÃÂø ýð ÿûþÃÂðôúõ àòÃÂþôð ò þÃÂýþòýþõ ÷ôðýøõ ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂõàþà6 ôþ 10 ûú. ÃÂûàþÃÂÃÂðûÃÂýÃÂàüõÃÂàÃÂÃÂþàÿþúð÷ðÃÂõûàÃÂðòýÃÂõÃÂÃÂà1-4 ûú.

ÃÂðúÃÂøüðûÃÂýðàòõûøÃÂøýð òõÃÂÃÂøúðûÃÂýþóþ þÃÂòõÃÂõýøàÿõÃÂõÃÂþôýÃÂàÃÂûøÃÂ, ÿÃÂøûõóðÃÂÃÂøàú ÃÂÿðûÃÂýÃÂü úþÃÂÿÃÂÃÂðü üõôøÃÂøýÃÂúøàÃÂÃÂÃÂõöôõýøù, ð ÃÂðúöõ þúþý ÿðûðàÃÂÃÂøàúþÃÂÿÃÂÃÂþò, ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂõà5 ûú.

ÃÂõÃÂÃÂøúðûÃÂýðàþÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂàýð þúýðà÷ôðýøù ò ÷ðòøÃÂøüþÃÂÃÂø þàòõûøÃÂøý ÃÂÃÂõôýõù ÃÂÃÂúþÃÂÃÂø ø þÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø òðÃÂÃÂøÃÂÃÂõÃÂÃÂàþà7 ôþ 20 ûú.

Требования к освещению производственных помещений

Нормативные акты содержат следующие основные требования к производственному освещению:

  • освещенность территории помещения распределена равномерно;
  • соблюдены нормы освещенности для конкретного вида работ;
  • функционирование световых источников стабильно;
  • общее освещение зон трудовой деятельности более интенсивно, чем локальное;
  • коридоры и участки производства, где не ведется работа, освещаются больше чем на 25% от нормативов общего света и не меньше 100 лк;
  • отсутствуют резкие тени от светильников;
  • светящие элементы источников местного значения не находятся в поле зрения сотрудников;
  • локальные светильники оборудованы непрозрачными отражателями.

Особое значение придается безопасности жизнедеятельности при использовании световых устройств:

  • запрещено применение ламп накаливания с мощностью 100 Вт и больше;
  • цветовая температура светильников допускается в пределах от 2400°K до 6800°K;
  • ультрафиолетовые волны с длиной 320–400 нм не могут быть интенсивнее 0,03 Вт/м², запрещено наличие ультрафиолета с длиной волн меньше 320 нм.

Степень защиты: что значит IP54 или IP65/66

Степень защиты IP (International Protection) — классификатор степеней защиты, регламентирующий проникновение посторонних объектов — пыли и воды в соответствии с международным стандартом ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013).

Обозначается она буквами IP и двумя цифрами, обозначающими степень защиты. Проникновение твердых механических предметов указывается первой цифрой, второй цифрой обозначается стойкость оборудования к воздействию жидкости. Чаще всего встречаются степени защиты IP20, IP23, IP44, IP54, IP65, IP66, IP68.

В нашем случае для светодиодных светильников промышленного освещения:

  • IP54 – светодиодный прибор может эксплуатироваться на улице, кроме мест прямого воздействия струй воды, а также в помещении с повышенной влажностью.
  • IP65 — может эксплуатироваться на улице в любых условиях: светильники могут быть подверженными атмосферным воздействиям без ущерба их функциональности.
  • IP66 — прибор полностью пыленепроницаем и защищен от прямых струй воды.

Нормы хранения и демонстрирования экспонатов

Ученые признают помещения, лишенные естественного света, лучшими для хранения и демонстрации произведений искусства. Главной причиной этого является ультрафиолетовое излучение, находящееся в солнечных лучах, которое, как мы помним, разрушает строение художественных объектов.

В роли хранилищ достояний изобразительного творчества выступают не только здания, специально построенные для музеев, но и:

  • особняки;
  • дворцы;
  • вокзалы.

Если в помещении окна все же есть и их не хочется закладывать кирпичами, рекомендовано плотно закрыть либо зашторить дополнительные источники света. Предварительно нужно заклеить их пленками, поглощающими ультрафиолет. Но даже такое сооружение не гарантирует абсолютной защиты.

По этой причине для музейных помещений выделены следующие особенности:

  • необходимость соблюдения новых норм, в большинстве опирающихся на старые исследования;
  • качественная цветопередача подсветки;
  • способность помещений адаптироваться к разным степеням натурального освещения;
  • отсутствие или уменьшение вредного воздействия осветительного оборудования;
  • правильное расположение светильников;
  • соответствие оборудования ГОСТу.

Что такое СанПиН?

С°Ã½ÃÂøàâ ÃÂÃÂþ ÃÂòþô ÃÂðýøÃÂðÃÂýÃÂàÿÃÂðòøû ø ÃÂÃÂðýôðÃÂÃÂþò, úþÃÂþÃÂÃÂõ ýðÿÃÂðòûõýàýð ÃÂþÃÂÃÂðýõýøõ òÃÂÃÂþúþóþ ÃÂÃÂþòýàÃÂðýøÃÂðÃÂýþ-ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúþóþ ñûðóþÃÂþÃÂÃÂþÃÂýøàýðÃÂõûõýøÃÂ. àð÷ôõûàáðýÃÂøàÃÂþ÷ôðýàýð þÃÂýþòõ ôðýýÃÂàÿþ ø÷ÃÂÃÂõýøàúþüÿûõúÃÂð ÃÂðúÃÂþÃÂþò, òûøÃÂÃÂÃÂøàýð ÃÂÃÂõÃÂàöø÷ýø ÃÂõûþòõúð. áðýÃÂøàÿþ þÃÂòõÃÂõýøàÃÂÃÂÃÂðýðòûøòðõàÿÃÂøýÃÂøÿàÿÃÂøüõýõýøàõÃÂÃÂõÃÂÃÂòõýýþóþ ø øÃÂúÃÂÃÂÃÂÃÂòõýýþóþ ÃÂòõÃÂð ôûà÷ôðýøù ø ÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøù öøûþóþ ø þñÃÂõÃÂÃÂòõýýþóþ ýð÷ýðÃÂõýøÃÂ.

ÃÂýøüðýøõ! ÃÂÃÂûø àòðàòþ÷ýøúýÃÂàòþÿÃÂþÃÂÃÂ, üþöõÃÂõ ñõÃÂÿûðÃÂýþ ÿÃÂþúþýÃÂÃÂûÃÂÃÂøÃÂþòðÃÂÃÂÃÂàò ÃÂðÃÂõ àÃÂÃÂøÃÂÃÂþü òýø÷àÃÂúÃÂðýð øûø ÿþ÷òþýøÃÂàÿþ ÃÂõûõÃÂþýðü: +7 (499) 938-45-06 ÃÂþÃÂúòð; +7 (812) 467-35-49 áðýúÃÂ-ÃÂõÃÂõÃÂñÃÂÃÂó; +7 (800) 350-10-92 ÃÂõÃÂÿûðÃÂýÃÂù ÷òþýþú ôûàòÃÂõù àþÃÂÃÂøø.

ÃÂÃÂýþòðýøõ ôûàòòõôõýøàò ôõùÃÂÃÂòøõ áðýÃÂøà1.2.3685-21:

  • ÃÂÃÂ.39 äõôõÃÂðûÃÂýþóþ ÷ðúþýð â 52-äàþà30.03.1999 ó. ëàÃÂðýøÃÂðÃÂýþ-ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúþü ñûðóþÿþûÃÂÃÂøø ýðÃÂõûõýøÃÂû .
  • ÿ.2 ÃÂþûþöõýøàþ óþÃÂÃÂôðÃÂÃÂÃÂòõýýþü ÃÂðýøÃÂðÃÂýþ-ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúþü ýþÃÂüøÃÂþòðýøø , ÃÂðýúÃÂøþýøÃÂþòðýýþóþ ÿþÃÂÃÂðýþòûõýøõü ÃÂÃÂðòøÃÂõûÃÂÃÂÃÂòð àþÃÂÃÂøùÃÂúþù äõôõÃÂðÃÂøø þà24.07.2000 N 554.
  • ÃÂþÃÂÃÂðýþòûõýøõ ÃÂûðòýþóþ óþÃÂÃÂôðÃÂÃÂÃÂòõýýþóþ ÃÂðýøÃÂðÃÂýþóþ òÃÂðÃÂð àä þà28 ÃÂýòðÃÂà2021 ó. N 2.

ÃÂýÃÂþÃÂüðÃÂøàþÃÂýþÃÂøÃÂõûÃÂýþ ÃÂÃÂõñþòðýøù ú þÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø ÃÂþôõÃÂöøÃÂÃÂàò ÃÂð÷ôõûõ V áðýÃÂøà1.2.3685-21. äø÷øÃÂõÃÂúøõ ÃÂðúÃÂþÃÂà(÷ð øÃÂúûÃÂÃÂõýøõü øþýø÷øÃÂÃÂÃÂÃÂõóþ ø÷ûÃÂÃÂõýøÃÂ).

Требования и нормативные документы

Чтобы правильно организовать освещение в детском саду, нужно знать требования и ориентироваться в них. Любые нарушения могут причинить вред зрению детей. Кроме того, контролирующие органы при несоответствии освещенности нормам могу наложить взыскание или даже запретить работу учреждения до устранения нарушений. При проектировании и планировании освещения стоит руководствоваться двумя основными нормативными актами:

  1. СП 52.13330.2016 – тут есть полный перечень требований, предъявляемых к естественному и искусственному освещению в дошкольных учреждениях. Нужно изучить информацию, чтобы понимать, какие показатели надо соблюдать.
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 регламентирует основные нормы освещенности для общественных и жилых помещений. Также там есть отдельные требования для детских садов и подобных учреждений, поэтому данный документ также постоянно используют.

Первое требование – чем больше естественного света в помещении, тем лучше. Поэтому при планировании строений проектировщики обычно стараются делать как можно больше оконных проемов. При этом учитываются такие показатели для разных помещений:

  1. Коридоры и кабинеты воспитателей – 200 люксов при показателе пульсации не выше 15%. Такие же нормативы применяются для раздевалок, медицинских кабинетов и изоляторов, в которых содержатся заболевшие дети.
  2. Группы детского сада, помещения для занятий музыкой и спортом, а также игровые комнаты должны иметь уровень освещенности в 400 люксов и показатель пульсации не больше 10%.
  3. Для спален достаточно освещенности в 150 лк, а пульсация может составлять до 15%.

Требования к освещенности спален в детском саду ниже, чем для других помещений.

Недостатки светодиодного освещения

Несомненно, наряду с преимуществами, светодиодное освещение квартир имеет и определенные ограничения.

И первое на что следует обратить внимание – это высокая стоимость указанного оборудования, которая может быть на порядок выше традиционных систем освещения (ламп накаливания).  Однако, учитывая стоимость энергоресурсов, период окупаемости таких источников довольно непродолжительный и составляет 2 – 3 года. При условии приобретения качественного изделия. 

При условии приобретения качественного изделия. 

Вторым ограничением светодиодных устройств является генерация света направленным потоком, и дабы организовать рассеянный свет требуется применение дополнительных элементов (плафоны, рассеиватели и т.п.) и фурнитуры. 

В-третьих, хотя светодиодные лампы и не выделяют больших теплопотерь, все же для их долговременной работы требуется отведение избыточного тепла от источников света. Ведь мало того, что при нагреве светодиодов до температуры + 60⁰С происходит снижение светового потока (элементы тускнеют), вдобавок продолжительный перегрев оборудования может негативно отразиться на продолжительности его работы. Ввиду этого светодиодные системы не желательно монтировать в абсолютно герметичных оболочках (кроме специальных), а также при необходимости совместно с устройствами применять охлаждающие радиаторы.

Для некоторых потребителей, существенным недостатком светодиодного освещения является непривычный для глаз цвет свечения. Однако, зная правила выбора осветительных приборов можно добиться любого желаемого результата и в дальнейшем наслаждаться энергоэффективными устройствами у себя дома. 

Читать еще:

Видео по теме:

Если Вам понравился материал буду благодарен, если порекомендуете его друзьям или оставите полезный комментарий.

Подсветка деталей интерьера

Существует огромное количество фото примеров светодиодной подсветки в интерьерах различных стилей. Наиболее часто используется при выделении отдельных элементов мебели:

  • рабочей зоны кухонного гарнитура;
  • зеркал;
  • обводов диванов, кроватей;
  • в качестве самостоятельных фигурных элементов – из световых шнуров часто делают панно на стену, которое выполняет функцию декоративного освещения;
  • подсветка шкафов, горок и пр.

Светодиодная подсветка в интерьере квартиры – многогранный дизайнерский прием, который делает жилье не только удобным, но и красивым. Возможности современных технологий позволяют комбинировать элементы и выстраивать световые схемы по собственному желанию. Светодиоды различных цветов, контроллеры, необходимые монтажные элементы – все это есть в магазинах светильников и электрооборудования ТК «Ланской». Специалисты подскажут некоторые лайфхаки, посоветуют необходимую технику и помогут рассчитать необходимую длину лент и шнуров.

Нормы и стандарты освещённости

Каким должно быть правильное освещение рабочего места, определяет не сам сотрудник или его работодатель. Нормы регламентируются нормативными актами, где закреплён допустимый уровень яркости в Люксах.

Нормативные документы:

  • СНиП — строительные нормы и правила проектирования освещения;
  • СанПиН — санитарные правила и нормы, которые включают в себя всю гигиену труда, в том числе и гигиену света;
  • ГОСТ Р 55710-2013 — регламентирует световые нормативы внутри зданий.

Уровень света отличается в зависимости от вида выполняемых работ. Виды производства делятся на труд высокой точности, средней, малой. Освещение, применяемое на рабочих местах на производстве с повышенной точностью работ, отличается от такового на местах с низкой точностью. Ниже представлены нормы яркости в зависимости от требуемой точности выполнения:

  • наивысшая точность — 5000 Лк;
  • очень высокая — 4000 Лк;
  • высокая — 2000 Лк;
  • средняя — 750 Лк;
  • малая — 400 Лк;
  • грубая — 200 Лк.

В таблице представлены нормы подсветки в зависимости от типа офисного помещения:

ПомещениеНормы, согласно СНиП
Кабинет с компьютерами200-300 Лк
Серверная400 Лк
Операционный или кассовый зал400 Лк
Большой кабинет со свободной планировкой400 Лк
Комната для посетителей300 Лк
Кабинет для чертёжных работ500 Лк
Помещение для ксерокопирования300 Лк
Конференц-зал200 Лк
Лестничные пролёты и эскалаторы50-100 Лк
Холл, коридор, вестибюль50-75 Лк
Архив75 Лк
Кладовка50 Лк

Коэффициенты отражения окружающих поверхностей

Отражение от поверхностей — важный показатель при организации рабочего места. Коэффициент отражения поверхности означает способность основания отражать падающий световой поток. Он равен отношению света, отраженного от поверхности, к общему падающему световому потоку. Такие коэффициенты давно рассчитаны (в зависимости от материала цифры могут варьироваться):

  • пол — 0,2-0,4;
  • стены — 0,5-0,8;
  • потолок — 0,7-0,9;
  • стол, рабочая поверхность — 0,2-0,7.

Отраслевые нормы искусственного освещения

Кроме сведений СНиП, которые являются общими, есть ряд отраслевых документов, разрабатываемых специальными институтами. Они устанавливаются в зависимости от типа отрасли после анализа ее специфики, и только затем переходят в разряд рекомендаций. При отсутствии конкретных отраслевых норм придется пользоваться общими.

Все нормативы в промышленности зависят от точности зрительных работ, которая делится на 7 разрядов в зависимости от величины объекта работы и сложности труда. Например, точные работы (1-4 разряды) подразумевают наличие объекта размером от 0,15 мм (наивысшая точность) до 5 мм (средняя точность). Пятый разряд (малой точности) может включать работу со светящимися объектами.

При делении работ по сложности внутри разряда учитывается цвет фона, ведь он влияет на коэффициент отражения (так, черный цвет имеет самый низкий коэффициент отражения). Нормы обязательно учитывают следующие факторы:

  • длительность работы;
  • напряженность труда;
  • степень разрешения задачи — различение или поиск;
  • число объектов в поле зрения;
  • возраст сотрудников;
  • квалификация сотрудников.

Факторы зрительного комфорта

При оформлении интерьера в офисных помещениях важно учитывать цветовую гамму стен, ведь она по-разному воздействует на человека. Лучше всего выбирать пастельные тона, а также зеленоватые, желтые оттенки, приятные для глаз

Есть и иные факторы зрительного комфорта:

  • подходящая яркость;
  • однородность света;
  • отсутствие бликов и мерцания;
  • нужная контрастность.

Плохо воздействует на глаза блесткость, или сильная слепящая яркость — свойство ярких поверхностей ухудшать контрастность и нарушать зрительный комфорт. Утомление глаз вызывают и колебания света, они сильно снижают производительность труда, поэтому тоже недопустимы.

Как выбрать?

Выбирать качественные и долговечные диодные светильники необходимо в соответствии со следующими критериями:

Световой поток. На этот показатель никак не влияет мощность лампы. Она может охарактеризовать лишь ее энергопотребление. Световой поток в диодных лампочках изменяется люменами

Именно на это обозначение необходимо обращать внимание при покупке прибора. Цвет и спектр излучения

Для определения цветовой гаммы применяется такое понятие, как цветовая температура

Цвет и спектр излучения. Для определения цветовой гаммы применяется такое понятие, как цветовая температура

Этот показатель измеряется в градусах Кельвина. Чем меньше изменяется цифра, тем более теплым является цвет.

Индекс цветопередачи. Этот показатель необходим для того, чтобы узнать, насколько заметны в лампочке другие цвета. Он измеряется в диапазоне от 0 до 100. Чем более высоким является этот показатель, тем более качественной является цветопередача.

Угол направления потока света. Светодиодные лампы идеально подходят для точечного освещения. Как правило, они имеют небольшой угол направленности, не превышающий 120 градусов.

Дизайн. Дизайн светильника должен подходить к интерьеру, в котором вы планируете его разместить. Это необходимо для того, чтобы предмет не выбивался из общего ансамбля, а гармонично дополнял его.

Производитель. Рекомендуется обращаться к популярным и известным производителям, выпускающим действительно качественные и долговечные лампы.

Светильники 2022: Потолочные и настенные светильники

Потолочные светильники 2022 года достаточно разнообразны. Здесь стоит тщательно выбирать, потому что эти элементы всегда на виду и, в отличие от настольных ламп, они не мобильны.

Самыми современными являются подвесные светильники. Однако откажитесь от скучных традиционных форм и цветов! Если вы любите хрустальные люстры, черпайте вдохновение в формах натуральных кристаллов. В качестве идеальных примеров подойдут эти элегантные люстры.

Поэтому, по задумке дизайнеров этого года, освещение в интерьере кажется подарком самой природы! Что, если свет планет достигнет вас в спальне?

А может, вам ближе по духу волшебная светящаяся медуза? Альбом не видит в этом проблемы и вдохновляет на творчество!

Archeo Venice Design, с другой стороны, предлагает произведения искусства, подходящие для роскошных интерьеров: классических, возможно, барочных, рококо, шинуазри или восточных.

Конечно, подвесные светильники не подходят для помещений с низкими потолками. А также, пожалуй, в домашних мастерских и спортзалах, рабочих уголках некоторых музыкантов, во всех местах, где требуется полная свобода передвижения.

Здесь много маленьких фонариков. Опять же, откажемся от скучных вариантов – с потолком можно составить единую тематическую композицию.

Как насчет импровизированного морского дна или сосулек, свисающих прямо с потолка?

Также в пользу дизайнеров говорят невероятные футуристические дизайны, как в коллекции Artemide.

Первый легко меняет форму.

Тенденции для настенных светильников не сильно отличаются от потолочных: тот же морской мир, футуризм в более минималистичном дизайне, фантазийные и бионические формы.

Сказочный вневременной «уличный» фонарик не потеряет своей актуальности.

Как сделать своими руками

В связи с тем, что освещение на основе светодиодов становится все более популярным среди пользователей, то и людей, желающих самостоятельно изготовить подобные устройства, становится все больше.

Главной задачей при самостоятельном изготовлении светодиодного светильника, является задача по преобразованию рабочего напряжения осветительной сети (220 В), в рабочее напряжение светодиода (12 В). Существует два варианта схем, на основании которых можно справится с этой задачей: на основе диодного моста и основе резисторов.

Схема подключения светодиодов посредством диодного моста приведена на ниже следующей схеме:

В данной схеме перед диодным мостом устанавливается конденсатор и сопротивление, защищающие собираемое устройство от скачков напряжения в линейной сети электроснабжения. Кроме этого, конденсатор устанавливается и после диодного моста, что позволяет сгладить перепады напряжения на выходе моста и входе светодиодов.

В качестве полупроводникового элемента, излучающего свет, можно использовать светодиоды из вышедшего из строя светодиодного светильника. В этом случае проверяется исправность каждого светодиода в отдельности, для чего они выпаиваются из платы и посредством автомобильного аккумулятора или иного источника питания, проверяется их работоспособность.

Отобрав исправные светодиоды, они соединяются последовательно в цепочки по 10 светодиодов в каждой. Собранные цепочки, между собой соединяются параллельно.

Собранные в единую цепь цепочки светодиодов соединяются с собранной схемой питания на основе диодного моста.

Когда цепь питания светодиодов готова, встает вопрос, как и где ее разместить, чтобы была возможность подключения к электрической сети. Для этого можно воспользоваться корпусом светодиодного светильника, из которого были взяты светодиоды, корпусом лампы накаливания или энергосберегающей лампы.

Собранная схема помещается в выбранный корпус, места соединения изолируются, устройство готово к работе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий