Что такое освещение и каким оно бывает

Что стоит знать о плохом освещении

«Плохой свет» и «недостаток света» — не всегда одно и то же. Иногда, говоря «плохой свет», имеют в виду мерцающую ЛЛ. И далеко не все в курсе, что неровность — далеко не единственная характеристика плохого света. И что худшим считается свет, обладающий не комфортным для человеческого зрения спектром. При этом интенсивность его роли не играет.

Оптимально подходящий человеку спектр света — тот, что излучает солнце. Чем больше сходства с ним у искусственного источника, тем лучше. Солнечный спектр состоит из разной длины волн, подобных цветам радуги. В сочетании они дают цвет, именуемый по правилам светотехники «белым».

Нужно учитывать, что лампы имеют не только разную мощность, но и цветопередачу, и цветность, которые измеряются единицами Rа и К соответственно. ЛЛ излучают свет, который ближе к солнечному, чем у ЛН. Каждая из пяти люминофорных полос обладает своим спектром, что в результате даёт сходство со светом солнца.

Чтобы обзавестись правильной лампой (а не просто самой дорогостоящей), нужно ознакомиться с некоторой важной информацией. Опрометчиво просто схватить наименее бюджетный вариант и успокоиться

Например, специализированные лампы для растений весьма недёшевы, но для людей они не подходят категорически.

Электрическое специальное освещение зрелищных учреждений

Остановимся боле подробно на освещении зрелищных учреждений. Если брать все учреждения данного типа, то придётся говорить про освещение:

  • Цирков;
  • Кинотеатров;
  • Театров;
  • Стадионов;
  • Плавательных бассейнов;
  • Теннисных кортов;
  • Ипподромов;
  • Боксёрских рингов;
  • Борцовских арен;
  • Музеев;
  • Зоопарков;
  • Террариумов;
  • Дельфинариев;
  • Океанариумов;
  • Концертных залов;
  • Дискотек и ночных клубов.

Согласитесь, слишком большой, хотя и не полный, список для одной статьи. Однако освещение всех подобных освещений объединят одно: они нормируются разделом 7, ПУЭ, главой 7.2. В главе 60 пунктов с объяснениями, которые касаются:

  • Областям применения специального освещения;
  • Электроснабжению;
  • Нормам и правилам освещения;
  • Силовому оборудованию;
  • Прокладке кабелей;
  • Защитным мерам безопасности.

Лампы накаливания: плюсы и минусы

Аварийное освещение предназначено для работы или для эвакуа­ции людей из помещения при внезапном отключении рабочего освеще­ния.

Для искусственного освещения (общего, местного, комбинированного) применяются электрические лампы накаливания, ртутные лампы высокого давления, люминесцентные, натриевые, ксеноновые и дру­гие лампы.

Второе включается для поддержания функционирования аварийного объекта, если полное отключение света угрожает жизни людей, способно нарушить течение важного технологического процесса и пр. Мощность, достаточную для работы, дают последние три типа ламп, поэтому именно они используются на производстве и в жилых помещениях

Мощность, достаточную для работы, дают последние три типа ламп, поэтому именно они используются на производстве и в жилых помещениях.

Данные продукты освещения имеют длительный срок службы, высокую эффективность преобразования энергии, малое тепловое излучение.

Данный вид освещения обязательный атрибут для помещений, где деятельность имеет непрерывный характер или может возникнуть в любое время. К таким объектам относятся операционные блоки и родзалы в больницах, лаборатории срочных анализов, посты дежурных врачей и отделения «неотложки». В помещениях любого типа (жилые, офисные, производственные) этот вид освещения предполагает наличие светильников в верхней зоне или на потолке. При организации общего вида свет должен равномерно распределяться по всей площади помещения. Для небольшой жилой комнаты это может быть люстра или потолочный светильник. В офисе или производственном помещении обычно используется система светильников.

Способы классификации осветительных приборов

В зависимости от целей, удобно использовать различные признаки для классификации.

Классификация по месту применения

В помещениях:

Сравнительная таблица применения осветительных приборов в помещении
СветильникиПрожекторыПроекторы
  • Для освещения общественных и жилых зданий;
  • Для использования в на производствах;
  • Для освещения на рудниках и шахтах;
  • В транспортных средствах.
  • На спортивных сооружениях;
  • В театрах, концертных залах и др;
  • Музеи и выставки иногда предъявляют особые требования, например к максимальной светосиле, в целях сохранения экспонатов.
  • Экранные. Например, используются в кинотеатрах;
  • Технологические. Примером могут служить проекционные телевизоры.

К приборам освещения этого типа могут предъявляться дополнительные требования к максимальной яркости одного элемента (в помещениях), к пылезащите (на производствах), пожарной безопасности и водо/пыле защите (в шахтах).

На открытых пространствах:

Сравнительная таблица применения осветительных приборов на открытых пространствах
СветильникиПрожекторы
  • Уличное освещение;
  • Большие открытые пространства;
  • Туннели;
  • Архитектурные сооружения;
  • Транспортные средствах;
  • Парковые зоны.
  • Общего назначения;
  • Морские;
  • Аэродромные;
  • Зенитные;
  • Транспортные средства;
  • Киносъемочные.

В классификации название говорит об области применения, которой определяются дополнительные требования. Например для морских прожекторов — повышенная влагозащита, для зенитных — требования к мощности и рассеиванию светового пучка, для подсветки архитектурных сооружений важна эстетическая составляющая и пожарная безопасность.

В экстремальных средах:

Светильники и прожекторы

  • Под водой
  • В космосе

Для этого класса устройств характерна сложная конструкция и высокая цена обусловленная особыми требованиями к устойчивости к воздействиям внешней среды.

Классификация по уровню защиты от окружающей среды

Международная система обозначения (Ingress Protection) оперирует понятиями защищенности от проникновения твердых частиц и воды.

Первая цифра говорит о защищенности от пыли, вторая от влаги.

Таблица обозначений защиты от пыли и влаги
ПылезащитаВлагозащита
2 — защита не предусмотрена

3 — защиты от пыли нет, но выполнена изоляция, предупреждающая возможность контакта с токоведущими элементами частицам с поперечным сечением более двух с половиной мм.

4 — защиты от пыли нет, но изоляция выполнена с расчетом недопущения прикосновения к токоведущим элементам телами с сечением более 1мм

5 — от попадания пыли защищены токоведущие элементы и лампы

6 — полная защита от попадания пыль в осветительный прибор

0 — защиты нет

1 — цифра не используется

2 — защита от капель падающих сверху под углом 15 градусов к вертикали

3 — защита от дождя

4 — защита от капель и брызг с любого направления

5 — защита от струй

6 — защита от волн (временное попадание больших объемов воды)

7 — защита от погружения на ограниченное время и глубину

8 — полная защита (герметичность)

Например маркировка IP20, характерная для домашних приборов, говорит о отсутствии какой либо защиты. Фонари уличного освещения, обычно соответствуют IP54 – защищены от попадания пыли на токоведущие элементы и от струй воды(дождя).

Классификация осветительных приборов по конструктивному исполнению

  • Встраиваемые — устанавливаются в подготовленную нишу в конструкции здания или прибора;
  • Настольные — предназначены для установке на столе или другой мебели без жесткого крепления;
  • Подвесные — крепятся к поверхности снизу с помощью конструкций высотой более 10см;
  • Потолочные — прямой монтаж к перекрытию либо с помощью узла высотой менее 10см;
  • Консольные — например фонари уличного освещения советского образца, главная особенность — смещенный световой центр относительно точки крепления;
  • Переносные — носимые приборы, запитанные с помощью гибкого провода или аккумулятора;
  • Настенные — крепятся к вертикальной несущей поверхности;
  • Венчающие — используются для освещения открытых пространств.

По типу используемых ламп

Одним из дополнительных признаков для классификации приборов освещения является тип применяемых ламп:

  • накаливания,
  • дуговые,
  • галогенные,
  • люминесцентные,
  • натриевые,
  • диодные.

Вследствие развития технологий этот перечень постоянно расширяется и делится на подклассы, и не может быть приведен в полном объеме, тем не менее, приведены основные актуальные типы источников света.

Системы освещения на производстве

Основываясь на природе источника света, освещение производственных помещений можно разделить на:

  1. Естественное – на основе солнечных лучей, проникающих в помещение через окна.
  2. Искусственное – создается осветительными приборами, размещенными в верхней и боковой общих зонах, на локальных рабочих местах.
  3. Комбинированное – совмещает естественное и искусственное освещение.

Естественное освещение

Наиболее благоприятным для людей является естественное освещение на основе солнечных лучей. При таком свете глаза устают меньше, в силу биологической приспособленности организма. Реализуется посредством установки прозрачных конструкций в кровле и стенах.

В цехах шириной менее 12 метров допускается боковое естественное освещение с одной стороны. При ширине от 12 до 24 метров необходимо использовать двухстороннее. При ширине цеха более 24 метров обустраивается комбинированное естественное освещение. Допускается организация специальных производственных помещений, в которых естественное освещение не предусмотрено.

Искусственное освещение

Для создания благоприятных условий работы при наступлении темноты в производственном помещении организуется искусственное освещение. Исходя из метода установки светильники делятся на потолочные, настенные, напольные, торцевые, подвесные, встраиваемые. Используются различные осветительные приборы:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • светодиодные светильники.

Обычные электрические лампочки компактны и просты в применении, но слишком энергозатратны. Они искажают восприятие цветов, сильно нагреваются, служат недолго. Время службы люминесцентных ламп выше. Они обеспечивают рассеянный свет с различными световыми оттенками и увеличенной светоотдачей. К недостаткам можно отнести невысокую мощность, содержание ртути, эффект мерцания света.

В современных условиях производства отдается предпочтение светодиодным светильникам. Работают дольше, энергозатратность снижена, а излучаемый свет близок к естественному. Выпускаются лампы на светодиодах с повышенной защитой от неблагоприятных факторов производственной среды:

  • влаги;
  • пыли;
  • агрессивных химических сред;
  • перепадов температуры.

Комбинированное освещение

Если естественного освещения недостаточно, устанавливаются дополнительные осветительных приборы. Это позволяет повысить уровень освещенности, избежать нежелательного отбрасывания теней. Используется вечером и ночью.

Искусственный свет

Природный свет не всегда способен обеспечить необходимую для человеческой деятельности освещенность. Для большинства видов работ естественной освещенности оказывается недостаточно. Дождь, снег, наружные и внутренние загрязнения окон снижают интенсивность поступления света. Люди с древнейших времен не могли существовать без использования дополнительных приспособлений, увеличивающих освещенность.

В зависимости от направления действия искусственного источника света освещение бывает общим, местным и комбинированным. Виды искусственного освещения определяет их назначение:

Рабочее используется для создания хорошей видимости на транспортных и пешеходных путях, в любых помещениях, необходимо для бесперебойного течения рабочих процессов;

  • Аварийное — используется для обеспечения светом мест, где при отключении основного может возникнуть аварийная ситуация. Оно применяется для предотвращения опасных ситуаций, технологических катастроф. Остановленный на продолжительное время производственный процесс также считается аварийной ситуацией;
  • Вынужденная эвакуация людей обеспечивается эвакуационным освещением. Оно должно дать возможность различать направление хода эвакуационных путей (пол помещения, лестница);
  • Границы территорий, подлежащих охране, снабжают источниками света, это охранный вид освещения;
  • Более низкое по сравнению с основным освещение, применяемое в нерабочий период времени для визуального контроля территорий и помещений, называют дежурным;
  • Фасадное используется в дизайне городского пейзажа;
  • Парковое служит для обеспечения видимости на путях движения в зеленых зонах и является элементом дизайнерского оформления.

Эвакуационное и аварийное освещение могут делиться на 2 варианта: функционировать, когда горит рабочий свет, либо включаться в момент отключения основного света.

Концепция освещения городских улиц

Городское освещение – это не только установка фонарей в плохо освещенных местах. Эта часть работ обычно входит в планирование районов и новых улиц, требуется вести проводку и выбирать варианты, лучше всего подходящие под окружающую обстановку.

Особенности и правила организации

Чтобы обеспечить качественное освещение, надо учесть ряд важных аспектов. Они могут меняться в зависимости от внешний условий и других особенностей. Но основные всегда одинаковы:

  1. Необходимо продумывать перспективы развития микрорайона и появления новых сооружений. Планировать как минимум на 10 лет вперед, чтобы после не пришлось переделывать план освещения.
  2. Учитывается количество и особенности уже работающего осветительного оборудования. Тут может быть либо дополнение существующих систем как с модернизацией, так и без нее, либо полная замена, если совместить новое и старое оборудование не удается.
  3. Подбирать решения, которые подходят по производительности и энергоэффективности. Они должны соответствовать действующему техническому регламенту. Технологии развиваются и появляются новые варианты, позволяющие еще больше увеличить эффективность и снизить расход электроэнергии.
  4. Обязательно учитывают особенности улиц и объектов, расположенных рядом. Это влияет как на метод и место установки, так и на выбор мощности и планировку правильного расположения.
  5. Учитывать дополнительные возможности, которые может выполнять освещение. Например, при расположении тротуаров рядом с проезжей частью фонари могут одновременно освещать автомобильную дорогу и пешеходную зону.
  6. Подбирать варианты, обеспечивающие максимальный уровень безопасности. Большое значение имеют отказоустойчивость и рабочий ресурс, чтобы не приходилось постоянно обслуживать фонари.
  7. Должна создаваться комфортная световая среда, которая вписывается в общую городскую концепцию. Очень часто уже есть готовый план, в котором подробно прописаны требования к уличному освещению, что существенно упрощает проектирование и выбор оборудования.

Проектирование уличного освещения входит в общий план работ по благоустройству отдельных микрорайонов.

Требования к утилитарному уличному освещению

Утилитарное городское освещение улиц подразумевает использование фонарей чисто в практических целях

Они должны обеспечить хорошую видимость проезжей части, пешеходной или дворовой зоны и выделить особенно опасные участки, на которые надо обращать внимание. Но упускать из вида эстетическую сторону нельзя, поэтому требования к утилитарному освещению такие:

Учитывается зернистость и отражающая способность дорожного покрытия. Это влияет на выбор мощности фонарей и определение количества, необходимого для достижения нужного эффекта.
Схема расположения светильников подбирается в зависимости от ширины дорожного полотна. Если дорога не шире 12 метров, достаточно ставить фонари с одной из сторон. В случаях, когда ширина около 18 метров, используют шахматное расположение оборудования. Если полос несколько и дорога в поперечнике не больше 32 метров, то используется прямоугольная шахматная схема.
При всех вариантах уличного освещения надо учитывать архитектурно-художественный облик населенного пункта. Это требование указано в пункте 10.16 СНиП 2-4-79.
Для освещения пешеходных переходов ставится по светильнику с каждой из сторон

Тут важен момент – фонарь должен находиться с правой стороны от пешехода, чтобы водитель лучше видел его.
Важно учитывать количество осадков в регионе и их характер. Фонари должны обеспечить нормальную видимость даже при самых сложных погодных условиях.

Пример того, как преображается внешний вид улицы при установке современной системы освещения.

Какое освещение лучше – теплое или холодное

Цветовая температура – важный аспект, так как городское освещение улиц подбирается с учетом его воздействия на человека. Можно добиться такого эффекта:

  1. Холодный свет искажает цветопередачу, но зато намного четче выделяет объекты в темное время суток и обеспечивает видимость на большом расстоянии. Белый свет повышает тонус, помогает водителям сохранять концентрацию и не отвлекаться во время езды. Он больше всего подходит для автомобильных дорог и подсветки пешеходных переходов.
  2. Теплый белый свет имеет желтоватый оттенок, что придает улицам особый уют и спокойствие. Такие фонари подойдут для создания расслабляющей обстановки в пешеходных и парковых зонах.

Холодное освещение выделяет проезжую часть и обеспечивает отличную видимость.

Располагать рядом друг с другом оба варианта не стоит, так как это выглядит не очень хорошо.

Сколько нужно светить, чтобы правильно жить

Недостаток света не только портит зрение, но и провоцирует усталость. Незнание элементарных азов по части освещённости создаёт нам неудобства. То, что наше зрение адаптируется и не особо ощущает разницу в лк, доходящую порой до тысячи единиц, часто приводит к ощущению дискомфорта, вызванного непонятно чем.

Чисто вымытая комната воспринимается как мрачная и грязная, если использовать ЛН в 25 ватт. И в то же время, применяя в грязном помещении очень яркую ЛЛ, мы добьёмся противоположного эффекта.

Часто в домах встречаются двух- и трёхрожковые люстры по 60–75 ватт на каждую лампочку. Между тем, потребность человеческого глаза примерно в 4 раза выше. Многие из нас даже не подозревают, что живут при недостаточном освещении, причиняя тем самым вред своему здоровью.

Существуют официальные нормы освещения, указанные в лк для различных помещений. Но следовать им буквально, во-первых, технически сложно, во-вторых, не обязательно — по нескольким причинам:

  • разница в 100–200 лк не воспринимается на глаз;
  • параметры рассчитаны на среднестатистическое зрение без учёта индивидуальности;
  • нормы указаны минимальные по причине необходимости экономии электроэнергии.

Следовательно, нормы должны служить лишь ориентиром, а подбирать ИО стоит под свои личные нужды, подразделяя потребности и учитывая нюансы — методом проб и ошибок. Главное правило — со светом переборщить невозможно. Это особенно актуально для людей, занимающихся точной работой, которая требует постоянного напряжения глаз (ювелиры, швеи, часовщики). Даже покупая, на ваш взгляд, слишком яркий светильник, вы не достигнете уровня излучения, эквивалентного по мощности солнечному.

Электрическое специальное освещение зрелищных учреждений

Остановимся боле подробно на освещении зрелищных учреждений. Если брать все учреждения данного типа, то придётся говорить про освещение:

  • Цирков;
  • Кинотеатров;
  • Театров;
  • Стадионов;
  • Плавательных бассейнов;
  • Теннисных кортов;
  • Ипподромов;
  • Боксёрских рингов;
  • Борцовских арен;
  • Музеев;
  • Зоопарков;
  • Террариумов;
  • Дельфинариев;
  • Океанариумов;
  • Концертных залов;
  • Дискотек и ночных клубов.

Согласитесь, слишком большой, хотя и не полный, список для одной статьи. Однако освещение всех подобных освещений объединят одно: они нормируются разделом 7, ПУЭ, главой 7.2. В главе 60 пунктов с объяснениями, которые касаются:

  • Областям применения специального освещения;
  • Электроснабжению;
  • Нормам и правилам освещения;
  • Силовому оборудованию;
  • Прокладке кабелей;
  • Защитным мерам безопасности.

Что стоит знать о плохом освещении

«Плохой свет» и «недостаток света» — не всегда одно и то же. Иногда, говоря «плохой свет», имеют в виду мерцающую ЛЛ. И далеко не все в курсе, что неровность — далеко не единственная характеристика плохого света. И что худшим считается свет, обладающий не комфортным для человеческого зрения спектром. При этом интенсивность его роли не играет.

Оптимально подходящий человеку спектр света — тот, что излучает солнце. Чем больше сходства с ним у искусственного источника, тем лучше. Солнечный спектр состоит из разной длины волн, подобных цветам радуги. В сочетании они дают цвет, именуемый по правилам светотехники «белым».

Нужно учитывать, что лампы имеют не только разную мощность, но и цветопередачу, и цветность, которые измеряются единицами Rа и К соответственно. ЛЛ излучают свет, который ближе к солнечному, чем у ЛН. Каждая из пяти люминофорных полос обладает своим спектром, что в результате даёт сходство со светом солнца.

Чтобы обзавестись правильной лампой (а не просто самой дорогостоящей), нужно ознакомиться с некоторой важной информацией. Опрометчиво просто схватить наименее бюджетный вариант и успокоиться

Например, специализированные лампы для растений весьма недёшевы, но для людей они не подходят категорически.

Подробнее о люминесцентных лампах

Люминесцентные лампы (далее ЛЛ) различаются по спектрам заметного на глаз излучения. Лампы дневного света приближены к естественному освещению, поэтому в наименьшей степени утомляют глаза. Минус данного вида ламп в том, что в их свете преобладают голубые лучи, делающие человеческую кожу нездоровой на вид. В лампах белого света больше жёлтых лучей. Лампы тёпло-белого света лучше передают розовый и жёлтый цвет, а холодно-белого — подчёркивают выразительность фиолетового, голубого и синего цветов.

ЛЛ являются источниками рассеянного и равномерного света, не дающего контрастную тень. Их светоотдача такова, что при одинаковой мощности превышает аналогичную светоотдачу ламп накаливания. По этой причине они экономичны, но при условиях освещённости ниже 150 лк возникает «эффект сумерек» — по сути в помещении достаточно светло, но глазу не хватает. Если дроссель неисправен, ЛЛ издают шум или излучаемый ими свет начинает пульсировать.

Фоновое

Этот вид освещения отличается тем, что при нем световой поток направлен не на объект или фотоаппарат, а на задний фон. С помощью фонового освещения создается мягкий световой переход за моделью, благодаря чему она не сливается с фоном. Такой тип часто используется для съемки портретов в студии. Фоновой свет помогает отделить модель от фона, показать глубину пространства на фотографии. Можно сказать, он действует также, как контровой, только в разы мягче. Фоновой свет отлично подходит для съемки романтичных портретов. Также эту разновидность можно использовать для подсветки важных фоновых деталей на снимке.

Плюсы:

  • Нет трудностей в работе;
  • Мягко отделяет объект от фона;
  • Отображается глубина пространства в кадре;

Минусы:

Практически невозможно заполучить при съемке в естественных условиях.

Использование естественных источников света

Естественный свет наиболее благоприятен для глаз. Основным его источником является Солнце. Дневной свет не только полезен для здоровья, но и выгоден экономически. Для наиболее полного использования энергии Солнца здания проектируют с широкими окнами, предусматривают застекленные проемы в крышах. Помещения, предназначенные для жилья или производственной деятельности, проектируют так, чтобы обеспечить максимальное поступление солнечной энергии. По способу проникновения в помещение светового потока выделяют разные виды естественного освещения. Естественное бывает:

  • поступающим через окно — боковым;
  • поступающим через крышу — верхним;
  • совмещающим оба способа — комбинированным.

Отдельным видом можно считать использование стеклянных атриумов, представляющих собой полусферы, купола или пирамиды. Солнечный спектр идеально подходит для зрительного восприятия, однако равномерность освещенности все время меняется вследствие движения Солнца. Освещенность поверхности измеряется в люксах (лк). Коэффициент естественной освещенности рассчитывается, как отношение внутренней освещенности к освещенности наружной. Он учитывает размер и вид остекления окон, степень загрязнения стекла, определяет эффективность систем инсоляции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий