Что нужно знать о хладагенте?
В качестве хладагента в современных сплит-системах обычно используют фреон. Это газообразное вещество, которое при сжатии переходит в жидкое состояние. Проходя по внутреннему контуру устройства, фреон поглощает тепловую энергию. В наружном блоке он отдает тепло окружающему воздуху.
Важная часть системы – компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Если фреона в контуре слишком мало, оборудование будет работать с перегрузками, что почти наверняка приведет к его скорой поломке.
Крепления наружного блока вполне способны выдержать дополнительную нагрузку, поэтому электронные весы и баллон с хладагентом удобнее всего поставить прямо на корпус
Следует отметить, что стоимость компрессора может составить больше половины цены за новую сплит-систему. Поэтому, обнаружив недостаток фреона в системе, нужно проверить компрессор и выполнить заправку как можно скорее.
Если производительность кондиционера упала, он стал медленнее охлаждать помещение, скорее всего, пора проверить количество хладагента в контуре.
Об утечке фреона может также свидетельствовать обмерзание наружной трубы контура. Очень часто хладагент вытекает из-за разгерметизации системы. Но даже если никаких поломок нет, а монтаж кондиционера выполнен правильно, в течение года количество газа может уменьшиться на 8-10%.
Если кондиционер безупречно работал в течение нескольких лет, обслуживание сплита проводилось в соответствии с рекомендации производителя, а потом агрегат стал охлаждать помещение недостаточно быстро, скорее всего, нужна дозаправка.
Но не всегда возможно просто долить в систему небольшую порцию хладагента. Некоторые виды этого материала нужно полностью удалять из контура, а затем заполнять его новым фреоном.
Обморожение концов медной трубки и конденсат на ней – это явный признак того, что в системе недостаточное количество хладагента
Чаще всего современные кондиционеры заправляют фреоном марок R-410А и R-407С. Последний представляет собой смесь из трех разных хладагентов. Именно эту марку нельзя добавлять к остаткам вещества в системе. Компоненты состава испаряются с разной скоростью, поэтому при утечке пропорции изменяются.
Это не относится к фреону марки R-410А – более современной версии, которая применяется в последних моделях сплит-систем. Составы R-407С и R-410А не наносят вреда окружающей среде, в отличие от фреона R-22. Он представляет собой состав прошлых лет, использование которого не рекомендуется из-за вреда для озонового слоя.
Чем безопаснее фреон, тем он дороже. Но использовать ради экономии неподходящую марку фреона нельзя. Сведения о том, какой именно хладагент необходим для конкретного прибора, указаны в его техпаспорте, а также на шильде, прикрепленном к корпусу наружного блока.
Что такое фреон и в чём причина его утечек из холодильника
Чтобы понять, что такое фреон и зачем он нужен, можно провести простую параллель с человеческим организмом. «Сердцем» в данном случае выступает компрессор холодильника: устройство, обеспечивающее циркуляцию хладагента по магистралям охлаждения
А вот сам хладагент в данном случае будет «кровью», жизненно важной для работы всего «организма». Отойдя от подобных сравнений, можно сравнить фреон с антифризом в системе охлаждения автомобиля
Контур системы циркуляции хладагента по холодильным камерам состоит из внутренней и наружной части. Во внутренний контур поставляется жидкий фреон, который, «впитывая» в себя тепло из камеры, переходит в форму газа. После этого газ попадает во внешний контур, направляется сквозь испаритель и двигатель, отдавая попутно тепло окружающему контур воздуху, и снова превращается в жидкость, после чего цикл повторяется.
Основной причиной «выветривания» фреона из системы охлаждения можно назвать повреждение одной из линий её контура. Контур может повредиться вследствие:
- неаккуратной транспортировки холодильника;
- случайных физических воздействий;
- заводского брака или использования изготовителем некачественных исходных материалов;
- неправильного монтажа системы;
- накопления в системе частиц выгоревшего масла, препятствующих циркуляции охлаждающего вещества (в этом случае контур остаётся неповреждённым, но всё же вскрытие его для ремонта необходимо);
- некачественного ремонта и множества других факторов.
Какой бы ни была причина, системе необходима локализация места утечки и дозаправка фреона.
R-134a
Хладагент R-134a был разработан как альтернатива запрещенному R-12. У него не такие хорошие характеристики, в частности холодопроизводительность. Для его работы требуется не минеральное, а более дорогое, синтетическое масло.
R134-a не горюч, не токсичен. Его потенциал разрушения озонового слоя ODP равен 0. Потенциал глобального потепления GWP составляет 1430. Это в 5,65 раз меньше, чем у фреона R12. Сферы применения хладагента R134a:
- Автомобильные кондиционеры;
- Холодильники;
- Среднетемпературные морозильные камеры;
- Растворитель в органической химии;
- Вспениватель пластиков;
- Наполнитель для аэрозолей.
R-600a, изобутан
Этот хладагент использовался с начала 20 века в холодильниках и морозильных камерах. Но после появления R12 он был забыт на долгие годы. Повторно его начали использовать с 1993 года. По своим характеристикам он аналогичен хладагенту R134a. Но имеет ряд отличий. Ранее мы рассматривали тему, какой хладагент лучше, R134a или R600a.
У хладагента R600a потенциал разрушения озонового слоя ODP равен 0. Потенциал глобального потепления GWP менее 0,001. При этом он работает с минеральными маслами. Единственный недостаток – относительно высокая горючесть.
Интересный факт
В некоторых странах запрещено использовать изобутан для заправки холодильников, например, в США. Все выпускаемая там холодильная и морозильная техника работает на R-134a или R-290. Запрет лоббируют производители этих хладагентов, чтобы захватить рынки сбыта.
Заправка системы охлаждения фреоном
Ремонт холодильника лучше доверить мастеру из сервисного центра. Однако при наличии минимальных навыков ремонта и комплекта необходимого оборудования с задачей можно справиться самостоятельно. Перед началом работы необходимо ознакомиться с принципом действия холодильного агрегата, расположением компонентов и сервисных штуцеров, а также учитывать:
- особенности ремонта и эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
- назначение хладагента;
- способ применения оборудования для заправки;
- правила безопасности при работе с фреоном.
К сведению!
Перед выполнением ремонта следует принять во внимание, что некомпетентные действия могут привести ещё к более серьёзной поломке
Оборудование и материалы
Восполнение или полную заправку охлаждающего контура хладагентом производят специальным инструментом. Для ремонта понадобятся:
- Фреон. Его тип и количество указаны на информационной табличке, закреплённой на корпусе холодильного агрегата или компрессора. Следует приобрести маленький баллон нужного вещества или взять в аренду в сервисном центре большой сосуд. Во время транспортировки и работы обращаются с ним аккуратно: ёмкость находится под большим избыточным давлением.
- Вакуум-нагнетательная станция. Комплекс насосного оборудования, предназначенный для испытания системы давлением и полного удаления газов из холодильного контура. Покупать станцию для разового применения нецелесообразно, её также можно взять в сервисном центре на время работы.
- Электронные весы. Необходимы для точного дозирования хладагента.
- Сварочный пост или газовая горелка, а также флюс и припой для герметизации системы после ремонта или заправки. Материалы для пайки подбирают в зависимости от металла, из которого изготовлены детали контура.
- Течеискатель. Если система повреждена и это стало причиной испарения фреона, прибор нужен для поиска места разгерметизации.
- Фильтр-осушитель. Компонент холодильного контура, который обязательно меняют при заливке фреона.
- Клапан Шредера. Нужен для удержания в системе вакуума или давления.
- Ёмкость с азотом. Газ необходим для продувания и осушения компонентов.
Меры предосторожности
Замена фреона – процедура, сопряжённая с возможностью получения травм от электричества или избыточного давления газов. Когда работу выполняют самостоятельно, необходимо соблюдать ряд правил:
- холодильное оборудование отключают, вынимая вилку из розетки;
- при наполнении системы не используют открытый огонь;
- стыки паяют, соблюдая правила пожарной безопасности (можно заранее подготовить средства тушения в случае возможного возгорания);
- испытывая систему, контролируют давление среды.
Поиск утечки
Если в системе нарушена герметизация, просто заправка не устранит неисправность. Первоначально нужно определить место повреждения. В большинстве случаев внешний осмотр позволяет найти причину.
На контуре подогрева дверного уплотнителя появляются трещины и ржавчина. В местах соединения капилляров видны иней или наледь. Если утечку найти не получается, на все поверхности контура наносят мыльный раствор. Появление пузырей указывает на повреждение.
К сведению!
Для определения дефекта недоступного для визуальной диагностики необходим специальный прибор – течеискатель (галоидный, электронный или ультразвуковой).
Заправки хладагента
После устранения течи приступают к наполнению контура. Последовательность заправки:
- Клапан Шредера размещают на сервисном патрубке компрессора.
- Продувают контур азотом. Газ вытеснит влагу из системы. Если азот находится под давлением 10 атм и более, необходимо использовать редуктор.
- Меняют фильтр-осушитель. Для этого срезают старый, а с нового снимают заглушки. Вставляют фильтр в капилляр и паяют место стыка.
- Подключают вакуум-насосную станцию. Как правильно это сделать, указано в инструкции по её эксплуатации.
- Откачивают из контура воздух. Одновременно с этим удаляется оставшаяся влага. Общее время вакуумирования не менее 15 минут.
- Закачивают хладагент (количество зависит от типа холодильного агрегата).
- Герметизируют сервисный патрубок (пайкой или специальным колпачком).
Заполнить охлаждающий контур можно своими руками. Это позволит существенно сэкономить на вызове мастера
Однако важно точно знать, как выполнить ремонт, и иметь необходимое оборудование
Техника безопасности
Чтобы самостоятельно выполнить заправку аппарата фреоном, требуется соблюдать повышенные меры предосторожности. Прежде чем начинать работу, требуется подробно изучить правила обращения с газом
Только в этом случае можно гарантировать безопасность проводимых операций.
Прежде чем начать работу, холодильник нужно обесточить. Электрический кабель обязательно вынуть из розетки. Ремонтные работы должны проводиться только с аппаратурой, у которой имеется заземление. Если его невозможно создать, все действия разрешается выполнять лишь на специальной изолированной площадке.
Технологические работы должны выполняться при постоянном проветривании помещения. Все зависит от уличной температуры. Обычно проветривание должно длиться ориентировочно 5-10 минут. Эту процедуру нужно делать обязательно, так как выходящие пары фреона способны оказывать отрицательное воздействие на человеческий организм. Профессиональные мастера рекомендуют выполнять подобные работы в специальной защитной маске.
Чтобы проводить ремонтные работы, мастера советуют приобретать необходимые материалы только у хорошо известных производителей. Они дают определенную гарантию на продукцию собственного изготовления.
Чтобы запаять стыки контура, необходимо строго соблюдать требования пожарной безопасности. Их выполнение поможет исключить возможность случайного возгорания. Перед проверкой герметичности изделия, необходимо тщательно изучить требования техники безопасности, относящиеся к холодильным системам, работающим на фреоне.
Если соблюдать все вышеизложенные правила, ремонтные работы не повлекут за собой никаких последствий. Они будут проходить в максимальной безопасности.
Этап 5 — Дозаправка масла
1. Первые действия и необходимое оборудование
- Откачайте сторону низкого давления компрессора до атмосферного давления. Постарайтесь не создать вакуума, чтобы не допустить проникновения воздуха и влаги в компрессор при дозаправке масла.
- Используйте новую герметично запечатанную банку с маслом и ручной масляный насос. Шланг насоса должен быть размером ¼” для соединения под отбортовку с отжимателем на конце, который открывает клапан самозакрывающегося технологического штуцера, расположенного на компрессоре.
- Тип используемой смазки указан на маркировочной табличке компрессора. Убедитесь, что содержимое банки с маслом соответствует типу масла, указанному на табличке компрессора.
2. Продувка насоса и шланга
Ручной насос (аналогичный показанному на снимке) погружается в банку с маслом — убедитесь при этом, что насос чистый — в самый последний момент перед заправкой, чтобы банка находилась открытой в воздухе минимальное количество времени (чтобы еще уменьшить время пребывания масла на открытом воздухе, используйте пробку с переходником). Несколькими движениями поршня откачайте воздух из насоса и шланга. Продувка насоса необходима, чтобы удалить из шланга масло, насыщенное влагой, которое осталось внутри него после предыдущего использования.Подосе-дините шланг к штуцеру компрессора сразу после его продувки, чтобы на дать влаге попасть в масло.
3. Закачивание масла в компрессор
- Закачайте в компрессор рассчитанное количество масла или закачивайте его до тех пор, пока смотровое стекло не укажет заданный уровень.
- Примечание: когда компрессор, не оборудованный смотровым стеклом, теряет много масла, его уровень нельзя измерить или увидеть.
Единственный путь убедиться, что в компрессор будет закачано нужное количество масла — это слить масло из компрессора и заправить его снова. В этом случае компрессор нужно отсоединять от системы.
Дополнительные рекомендации
- После дозаправки компрессора маслом дайте ему проработать под полной нагрузкой около 20 минут, после чего проверьте уровень масла в смотровом стекле. Этот уровень должен находиться между отметками % и 3
- Будьте внимательны и не добавляйте масла в компрессор больше, чем положено. При избытке масла возможны следующие проблемы в работе установки: Повреждение клапанов и поршней или спиралей в результате гидравлических ударов. Чрезмерный перенос масла по системе. Потеря производительности испарителя в результате скапливания масла в нижней части системы.
Предварительные работы
Заправка начинается с подготовки оборудования и сопровождается соблюдением некоторых правил техники безопасности:
- Отключить холодильник от электропроводящей сети.
- Нельзя включать аппараты, выделяющие большое количество тепла, и курить в помещении, где проводится процедура.
- Прибор надо заземлить и изолировать площадь, на которой будет происходить ремонт.
- После спуска или закачки газа проветрить помещение в течение 15 минут как минимум.
- Необходимо внимательно изучить инструкцию. Производители указывают, что именно допускается заливать в холодильник. Каждый из агрегатов имеет свои особенности, о которых следует узнать перед началом работы.
Первым делом выявляют место утечки визуальным осмотром или, при необходимости, применив течеискатель. Перед запаиванием спускают фреон вакуумным насосом с трубопровода. После этого место утечки запаивают, но если повреждения велики, такой испаритель подлежит замене.
Необходимое для заправки
Самостоятельная заправка холодильника – дело трудоемкое и небезопасное. Перед началом процесса следует убедиться в наличии всего необходимого для этого:
Фреон. Чтобы выяснить, сколько нужно фреона для заправки холодильника и его наименование, необходимо просмотреть технические данные в паспорте или найти эту информацию на этикетке компрессора. Не стоит экспериментировать и пытаться заправить холодильник чем-то другим, кроме фреона, – это приведет к поломке
При транспортировке баллона следует соблюдать меры предосторожности. Фильтр-осушитель. Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы
Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы
Фильтр-осушитель. Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы
Иначе там будет скапливаться влага, которая спровоцирует еще одну поломку.
Вакуумно-насосная станция, нагнетательный насос, вакуумный насос. Эти предметы необходимы для проведения опрессовки, вакуумирования охлаждающей системы и заполнения ее фреоном. Покупка вакуумно-насосной станции обойдется дороже, чем вызов мастера по ремонту, поэтому рекомендуется взять ее напрокат.
Клапан Шрадера. С ним создается вакуум и повышенная сила напора. Автомобильный ниппель для этого не приспособлен, вместо клапана Шрадера его использовать нельзя.
Два манометра (красного и синего цвета) и три шланга (желтого, синего и красного цветов). Манометр синего цвета применяется, чтобы контролировать численные показатели атмосфер всасывания, а манометр красного – для контроля показателей атмосфер нагнетания.
Баллон с азотом. С его помощью продувают охладительную систему. При показателях в баллоне выше 6 атм для заправки требуется еще и редуктор, чтобы снизить силу напора до нужных пределов.
Очистка системы
До начала заправки систему очищают от оставшегося в ней фреона.
Для этого фильтр-осушитель зажимают при помощи игольчатого захвата и прокалывают там, где виднеется медь. Чтобы воздух в месте проведения работ не загрязнялся, газ следует стравить через трубку, выведенную на улицу через окно. После систему продувают азотом, чтобы убрать ненужную влагу.
После удаления фреона из устройства устанавливают клапан Шрадера, чтобы закачать новый.
Вопрос-ответ
Как определить лишнее количество фреона и спустить его
Включите аппарат и оставьте на час, после этого проверьте состояние охлаждающего контура. Если капиллярная трубка и фильтр горячие, а обратная — покрыта инеем, это говорит о переизбытке хладагента. Спустите его до нужного давления — эта информация указана в техпаспорте бытового прибора. Повторите процедуру. В норме обратная труба должна обмерзать не более чем на 10 см от выхода из корпуса холодильника.
Сколько хладагента в системе
Для каждой марки холодильников предусмотрено свое количество газа, необходимое для правильной работы. В среднем эти значения выдерживаются в рамках от 30 до 70 грамм. Не стоит превышать необходимый уровень фреона. Также следует придерживаться марки, указанной в технических характеристиках к вашему аппарату.
Можно ли включать оборудование без хладагента
Нельзя включать агрегат без охлаждающего газа, так как это приведет к выходу из строя мотора-компрессора, и ремонт оборудования нет только усложнится, но и подорожает.
Как заправить холодильник фреоном своими руками
Что нужно сделать перед заправкой фреоном — 4 правила заправки холодильника:
- Локализуйте место утечки фреона и устраните;
- Осмотрите компрессор холодильника, на нем написано какой хладагент используется;
- Осмотрите места пайки трубок холодильника, какой сплав используется. Алюминиевый припой допустимое давление в системе до 15 атмосфер Стыки трубок сварены или используется припой на основе меди, серебра — максимальное давление до 25 атмосфер;
- осушительный фильтр холодильника
Перед заправкой фреоном необходимо удалить влагу, с помощью продувки азотом. Если этого не сделать, через некоторое время компрессор выйдет из строя или холодильник будет работать неустойчиво, вода перекрывает самые узкие места в системе охлаждения — капиллярную трубку, осушительный фильтр.
Как установить место утечки фреона
Фреон — газ без цвета и запаха, обнаружить его утечку сложно. Осмотрите места пайки и внешние трубки на предмет микротрещин, изломов, потертостей — часто причина утечки, повреждения трубок испарителя, в результате «ускоренной отайки» с помощью ножа или другого острого предмета.
Если есть возможность, используйте течеискатель, предварительно заполнив систему фреоном. Если нет течеискателя и обнаружить место утечки визуальным осмотром не удалось, нужно сделать опрессовку системы. Опрессовка — диагностическое заполнение газом или воздухом системы с последующим контролем давления.
Как сделать опрессовку в холодильнике
Для опрессовки понадобится воздушный компрессор с манометром и клапан Шредера
- Обрежьте сервисный патрубок на компрессоре холодильника , установите на него клапан Шредера и подключите компрессор;
- Поднимите давление в системе до максимально допустимого, (25 атм — медные или стальные трубки, 15 атм — алюминиевые);
- С помощью манометра проверьте давление в системе через 2-3 часа, если давление не падает, можно заправлять холодильник фреоном.
- обнаружение места утечки фреона в холодильнике
Если давление падает, необходимо продолжить поиск места утечки. Т.к., система находится под давлением поиск места повреждения можно провести с помощью мыльной пены и кисточки, ищем пузыри устраняем. Затем повторно нагнетаем давление и проверяем через пару часов.
Работаем со всеми известными брендами
При необходимости пополнения хладагента в холодильном оборудовании Вы всегда можете рассчитывать на нашу компетентную помощь. Наша компания занимается ремонтом холодильников длительное время, за которое мы не только накопили значительный опыт и сформировали коллектив профессионалов, но и успешно восстановили исправность техники от всех известных брендов в России:
- Indesit;
- Bosch;
- VestFrost;
- ElectroLux;
- Liebherr;
- Samsung;
- Ariston;
- LG и многих другие.
Помимо этого, мы выполняем заправку и на устройствах старого типа, включая Урал, Север, ЗИЛ, Минск (старое наименование Атланта). Вы можете доверить нам свою технику и быть уверенными в нашей компетентности.
Подготовка к заправке фреоном холодильника Атлант своими руками
Прежде чем браться за дело, убедитесь, что у Вас есть достаточно знаний и навыков:
- Вы знаете, как устроен холодильник. Понимаете, для чего нужен фреон, как и где он циркулирует.
- У Вас есть навыки работы с сосудами под давлением.
- Вы знакомы с правилами безопасности и знаете, как работать со специальным оборудованием – насосами, манометрами и т.п.
И еще одно. Перед тем как самому заправить холодильник, обязательно ознакомьтесь с инструкцией к нему. У каждой модели есть свои особенности, и их необходимо изучить до начала ремонта.
Выявление места утечки фреона в холодильнике
Фреон — газ без цвета и запаха, обнаружить его утечку сложно. Осмотрите места пайки и внешние трубки на предмет микротрещин, изломов, потертостей — часто причина утечки, повреждения трубок испарителя, в результате «ускоренной отайки» с помощью ножа или другого острого предмета.
Если есть возможность, используйте течеискатель, предварительно заполнив систему фреоном. Если нет течеискателя и обнаружить место утечки визуальным осмотром не удалось, нужно сделать опрессовку системы. Опрессовка — диагностическое заполнение газом или воздухом системы с последующим контролем давления.
Меры предосторожности при заправке фреоном холодильника
Со следующей информацией, рекомендуется ознакомиться перед тем, как заправлять фреон в холодильник.
Правила безопасности:
- перед заменой охлаждающего вещества бытовой прибор должен быть обесточен;
- используемая во время работы техника в обязательном порядке заземляется;
- каждые 20-30 минут проводится проветривание комнаты;
- строго воспрещено подключать в электросеть радиаторы, тепловые завесы, а также курить;
- если возникла необходимость спаять стыки контура, нужно применять правила пожарной безопасности и иметь под рукой огнетушитель.
Невзирая на отсутствие у хладагента запаха и вкуса, возможно негативное влияние на организм человека, поэтому открывание окон в процессе работы является обязательным.
Необходимое оборудование для заправки фреоном холодильника
Замена фреона в холодильнике своими руками – совсем не дешевое мероприятие. Вам понадобятся:
- Хладагент. Его марка и количество должны строго соответствовать модели техники. Как правило, тип хладагента и его необходимый заправочный вес указаны на шильдике холодильника и/или на этикетке компрессора. Купите баллончик нужного вещества. Во время транспортировки и использования не забывайте, что он находится под высоким давлением.
- Вакуум-насосная станция, вакуумный и нагнетательный насос. Это комплексное оборудование, которое позволяет провести опрессовку, вакуумирование охлаждающей системы и закачку фреона. Поищите, где можно взять вакуум-насосную станцию напрокат (покупать ее ради одной заправки слишком дорого).
- Точные весы. Они понадобятся, чтобы взвесить нужное количество хладагента. Особенно важна точность взвешивания при заправке холодильника фреоном R600 – здесь ошибка даже в 2–3 грамма способна испортить результат всей работы. Чтобы взвесить хладагент, перед работой поставьте баллон на весы. А во время закачки следите за изменениями массы, чтобы вовремя перекрыть кран.
- Оборудование (сварочный пост или горелка), припой и флюс для запаивания трубки после заправки и в местах повреждений. Тип припоя зависит от материала трубок.
- Течеискатель. Необходим для поиска места утечки при повреждениях охлаждающего контура. Если заправка холодильника фреоном своими руками является просто завершающим этапом самостоятельного ремонта, течеискатель не нужен.
- Новый фильтр-осушитель. Этот элемент следует менять каждый раз, когда нарушается герметичность системы. Иначе в охлаждающем контуре останется влага, которая быстро приведет к новой поломке.
- Клапан Шредера. Не стоит брать вместо него автомобильный ниппель. Клапан Шредера работает в обе стороны – он позволит создать в системе и вакуум, и повышенное давление. А обычный ниппель на это не способен.
- Баллон с азотом для продувки системы. Если давление в нем выше 6 атмосфер, дополнительно понадобится редуктор.
Оборудование и материалы для работы
Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:
- насос вакуумный двухступенчатый, оснащенный обратным клапаном;
- коллектор манометрический со смотровым окошком и комплектом шлангов;
- электронные напольные весы;
- ключи рожковые и шестигранники размером 5—8 мм (возможно, найдутся в домашнем хозяйстве).
Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).
При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:
- Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
- Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
- Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
- Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
- Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.
Сифон позволяет закачивать жидкий хладагент через трубку, ставить емкость вверх дном не нужно
В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.
Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, — течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать — дорого и бессмысленно.
Пошаговая инструкция по замене фреона своими руками
Чтобы заправить фреон самостоятельно, нужно выполнить определённый порядок действий.
Шаг 1: Удаление остатков старого хладагента
До начала работ стоит обзавестись набором рожковых ключей, тестером, течеискателем, насосом вакуумного типа, плоскогубцами, термометром, пережимными клещами и всем дополнительным инструментом, который может понадобиться при разборе той или иной разновидности холодильного агрегата. Для пайки потребуется защитный экран, плюс необходимо приобрести клапан Шредера и осушающий фильтр.
Для удаления остатков газа необходимо отыскать фильтр-осушитель, а затем зажать его игольчатым захватом. Далее необходимо проделать в фильтре небольшое отверстие на медной его части. Увы, восстановить работоспособность этого элемента уже не получится, и в дальнейшем он подлежит замене на новый.
На заранее подготовленное место на компрессоре припаивается клапан необходимой длины. Когда остатки хладагента покинут систему, все трубки необходимо продуть азотом. Нужно это для того, чтобы удалить образовавшийся на стенках трубок конденсат. Продувать систему необходимо не менее 12–15 минут, после чего нужно перекрыть вентиль захвата и отрезать фильтр рядом с трубкой.
Шаг 2: Повторная продувка системы и установка фильтра
После перекрытия вентиля систему продувают снова, а затем на место старого устанавливают новый осушительный фильтр. Устанавливать его нужно достаточно быстро: если пройдёт чуть больше 15 минут, система уже будет нуждаться в повторной продувке.