Светодиоды 3000k vs 4000k: общий обзор
домашнее светодиодное освещение
Если вы внимательно посмотрите на изменение цветовой температуры от 3000K до 4000K, это довольно приятный переход, когда она превращается из более теплого желтого в более холодный белый. Однако, поскольку 3000K лучше всего подходят для домов с деревянными тонами, освещение 4000K имеет несколько коммерческих применений.
Также имейте в виду, что более теплые белые или более желтые огни имеют температуру от 3000K и ниже. В то же время более холодный белый или яркий свет составляет 4000K или выше.
Между тем, диапазон цветовой температуры от 3000K до 4000K имеет нейтральный белый цвет. Вот более понятный способ узнать о цветовой температуре 3000K, 4000K и 5000K:
Цветовая температура. | 5000K | 4000K | 3000K |
Приложения | Безопасность (наружное освещение) | Санузлы, Гаражи, Рабочие зоны, | Спальни, Гостиные |
Внешний вид | дневной свет | Холодный белый | Теплый белый |
чувство | Бодрящий | Возбуждение | удобный |
Какой свет лучше: теплый или холодный
Лампы холодного и теплого света
Свет принято разделять на теплый и холодный. Теплый лучше всего подходит для вечера, в дневное же время наиболее естественен холодный свет. Играя важную роль в формировании циркадных ритмов человека, теплый свет помогает нам расслабиться, забыть о дневных заботах и подготовиться ко сну.
Холодный же, наоборот, держит нас в тонусе, заставляет быть бодрее и энергичнее. Но и холодный, и теплый свет могут нарушить работу наших внутренних часов, застав нас в неподходящее время.
Цвет света выражается в цветовой температуре (измеряемой в кельвинах), равной температуре абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение такого же цвета. Вас может смутить, что теплому свету соответствует низкая температура, а холодному – более высокая, но, к сожалению, это именно так.
Так, свет с цветовой температурой 2700-3000 K называется теплым, имеет желтоватый оттенок и является типичным для ламп накаливания. Как видно из их названия, светятся они за счет раскаленной вольфрамовой спирали, фактическая температура которой напрямую связана с температурой цвета.
Люминесцентные лампы бывают как мягкого белого света с температурой 3000 K, так и с холодным светом – от 4000 до 6500 К.
Во время восхода и заката солнечный свет чуть теплее, чем свет лампы накаливания – около 1800 К, в полдень в ясную погоду – 6500 К. Именно поэтому теплый свет от искусственных источников ассоциируются у нас с вечером, а холодный – с ярким солнечным днем.
Стоит заметить, в пасмурный день рассеянный солнечный свет может достигать температуры 10000 К, что наряду с отсутствием видимых теней действует на человека угнетающе. К счастью, лампы с такими характеристиками практически не встречаются (разве что у фотографов).
От Луны по ночам исходит голубоватый холодный свет с температурой 4100 K. Свет пламени спички или свечи обычно имеет температуру в диапазоне 1700-1900 K.
При теплом освещении мы воспринимаем цвета предметов, как правило, немного не так, как при обычном дневном. Лампа накаливания, например, усиливает теплые тона, и приглушает холодные.
На это стоит обратить внимание при покупке мебели и деталей интерьера. Во избежание неприятных сюрпризов их следует выбирать при освещении, максимально приближенном к имеющемуся у вас в квартире
Также помните, что на цвет могут влиять не только характеристики самой лампы, но и абажуры, плафоны и прочие рассеиватели.
С возрастом хрусталики в наших глазах могут немного желтеть, поэтому мы начинаем видеть все в более теплых тонах. Добавление холодного света в освещение может помочь в такой ситуации.
Теплый или мягкий белый свет отлично подходит для создания ощущения уюта в жилых пространствах, где мы хотим чувствовать себя расслабленно и комфортно. Избыток теплого света на рабочем месте может влиять на вас усыпляюще и мешать сосредотачиваться на нужных задачах. Именно поэтому в офисных помещениях обычно преобладают светильники с холодным светом.
Тёплый свет в Кельвинах
Теплый свет расслабляет и создает атмосферу уюта. Теплый белый: цветовая температура ниже 3500 K. Лучше выбирать именно нужное значение цветовой температуры в Кельвинах, так как у разных производителей понятия «теплый» могут различаться.
Теплые светодиодные лампы
Так называемые теплые светодиодные лампы это светодиодные лампы с цветовой температурой 2700 К. Такие лампы лучше всего использовать в жилых помещениях. Спектр их света близок к свету ламп накаливания и поэтому будет более привычен для глаз. Теплый светодиодный свет лучше использовать и в том случае, если в помещении будут использоваться и лампы накаливания и светодиодные лампы. В этом случае глазам будет удобнее за счет отсутствия резкого различия света между лампами разного типа. Не будет резких переходов между “теплым” и “холодным” светом.
Но при выборе светодиодных ламп нужно иметь в виду, что у дешевых ламп реальная цветовая температура может быть выше, причем значительно выше, чем объявленная 2700 К.
Как работает температура цвета.
Лампа, излучающая желтовато-белый свет, будет иметь цветовую температуру около 2700K. При увеличении цветовой температуры до 3000–3500 К цвет света становится менее желтым и более белым. Когда цветовая температура составляет 5000 К или выше, излучаемый свет становится голубовато-белым. Цветовая температура дневного света варьируется, но обычно находится в диапазоне от 5000К до 7000К.
2700-2800K — теплый свет
Когда желаемый эффект освещения «теплый», используйте источники света в диапазоне 2700–2800K. Наиболее распространенные лампы накаливания производят свет в этом диапазоне цветовой температуры.
3500-4000K — нейтральный яркий свет
Когда желаемый эффект — нейтральный или ярко-белый, используйте источники света в диапазоне 3000–3500K. Для немного более «синего» эффекта используйте 4000K.
5000-6500K — имитация дневного света
Цветовая температура дневного света в полдень составляет 5600 К, но цветовая температура солнечного света может широко варьироваться в зависимости от времени суток и погодных условий. Чтобы имитировать дневной свет (голубовато-белый свет), используйте источники света с цветовой температурой 5000К или выше.
Для создания нужной температуры, в кинематографе используются различные установки освещения.
Вольфрамовые (~ 3200К)
Их свет близок к лампам накаливания, которые можно встретить дома. Но профессиональные установки освещения дают больше света и зачастую имеют встроенные регуляторы интенсивности освещения.
Металлогалогенные ~5600K (HMI)
Это наиболее часто встречаемый вид освещения на съемочной площадке. Но в тоже время, из-за особенностей работы, для работы с этим видом освещения нужен грамотный осветитель.
Флуоресцентные (2700K — 6500K)
Раньше эти лампы были проблемными, они мерцали и имели очень уродливый оранжево-зеленый оттенок. Новые осветители не имеют этих недостатков и предлагают несколько цветовых температур. Они имеют очень мягкий свет, который более эффективен, чем от ламп накаливания и могут обеспечивать мощность, аналогичную HMI-лампам.
Светодиодные (LED) – белый цвет: 3000K — 5600K
Светодиодные лампы в последнее время стали намного более распространенными на небольших установках освещения. Белые светодиодные осветители являются самыми популярными, но на самом деле они производятся в любом цвете. Этот свет предназначен для обеспечения направленного света. Он очень эффективен, но все еще ограничен в общем объеме производства, поэтому его, как правило, используют только в небольших бюджетных проектах.
Светодиоды могут излучать свет только с одной длиной волны, поэтому для создания белого света требуется комбинация красного, зеленого и синего (RGB) светодиодов. Белый также может быть создан с помощью комбинации люминофоров и ультрафиолетового светодиода. Поскольку большинство светодиодных светильников используют RGB, были разработаны новые «умные лампочки» для изменения цвета по команде.
Светодиодные фонари предлагают мягкое и равномерное освещение. Они невероятно эффективны и могут работать от батареи. Их можно легко затемнить и просто перемещать по цветовой гамме. Они имеют долгий срок службы и не взорвутся.
Особенности восприятия цвета
Человеческий глаз устроен таким образом, что чутко улавливает изменения цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 К. При этом ученые доказали, что именно от этого параметра освещения во многом зависит психосоматическое состояние.
Влияние цвета на эмоции
Самая приятная для человеческого глаза температура света относится к оранжевому и желтому спектру. Такой свет успокаивает и расслабляет. Лампы с такой цветовой температурой рекомендуют использовать в утренние и вечерние часы, чтобы сделать приятным пробуждение и полноценно отдохнуть после работы.
Холодные оттенки хороши для работы. Неслучайно в офисах чаще всего устанавливают лампы с холодным белым светом: они помогают сконцентрироваться, не дают отвлекаться от дел. Однако дома такие лампочки будут играть в минус: они перегружают нервную систему, могут спровоцировать тревожное состояние и бессонницу.
Оттенки, тяготеющие к синему спектру (цветовая температура более 6000 К) дают максимальное цветоразличение и четкость восприятия объектов, однако пребывание в помещении с таким светом в течение длительного времени вредит здоровью. Как правило, подобные лампы устанавливают в музеях, чертежных мастерских, ювелирных магазинах, в комнатах осмотра в больницах и т.д.
Связь цветовой температуры и освещения
Если уровень освещенности низкий, то лучше всего воспринимаются теплые тона, как у обычной лампы накаливания. Такое освещение может расслаблять и успокаивать. Если увеличивать уровень освещенности, то возникнет обратный эффект, цвета начнут искажаться и находиться в помещении будет некомфортно. В то же время если вкрутить одну лампочку с высокой цветовой температурой на большое помещение, появится ощущение тревожности (вспомните, как люди воспринимают лунный свет).
Примерная закономерность выглядит так:
- освещенность менее 700 Лк — выберите теплый свет (до 2700-3400 К);
- освещенность 700-2500 Лк — выберите холодный свет (3000-5000 К).
Вот диаграмма, которая показывает, как изменяется восприятие цветовой температуры в зависимости от уровня освещенности:
Еще одна интересная закономерность между цветовой температурой и освещением касается видимости в «зашумленной» оптической среде
Вы обращали внимание, что противотуманные фары имеют желтый свет? Дело в том, что длина волны у него в несколько раз больше, чем у белого света. Желтый свет не отражается от мелких предметов (в частности, водяной пыли), а огибает их
За счет этого при включении противотуманных фар водитель видит дорогу дальше, чем если бы использовал дальние фары с белым светом.
Применение[править | править код]
Цветовая температура источника света:
- характеризует спектральный состав излучения источника света,
- является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.
По этим причинам она определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете (психология восприятия цвета).
В связи с тем, что цвет объекта зависит и от его собственных спектральных свойств, и от характера освещения, естественное и искусственное освещение регламентируется согласно СП 52.13330.2011 (актуальная редакция СНиП 23-05-95) прежде всего по цветовой температуре.
Цветовая температура в фотографии, кинематографе и телевиденииправить | править код
Цветная фотоплёнка выпускается для определённых фиксированных цветовых температур источника света. Негативная и слайдовая плёнки выпускались сбалансированными для съёмки при дневном (5600 К) свете или при свете ламп накаливания (3200 К) — «вечерняя» плёнка. Это позволяло получать сбалансированное по цвету изображение при стандартных источниках освещения без применения конверсионных светофильтров и цветокоррекции. С появлением маскированных негативных цветных плёнок они стали выпускаться сбалансированными под промежуточную цветовую температуру — 4500 К — вследствие неизбежности цветокоррекции в процессе печати позитивного изображения. Таким образом, негативная плёнка стала пригодна для съёмки при любом освещении, обеспечивая изображение, требующее незначительной коррекции. При съёмке на обращаемую плёнку исправление готового изображения невозможно. Поэтому плёнка для слайдов и теленовостей всегда была сбалансирована для реальных источников света. При профессиональной съёмке слайдов для полиграфии применялись специальные приборы для измерения цветовой температуры освещения (цветомеры) и конверсионные светофильтры. При профессиональной киносъёмке эти же технологии применялись даже при съёмке на негативную киноплёнку.
В цифровых фотоаппаратах и видеокамерах используется автоматическое определение цветовой температуры или её предустановки в зависимости от сюжета съёмки. В цифровой фотографии и телевидении эта настройка называется «баланс белого». В некоторых случаях цветовую температуру можно переопределить при дальнейшей обработке цифрового снимка или видеозаписи, однако в большинстве случаев это ведёт к потере качества цветопередачи. Изменение баланса белого без потерь качества возможно при записи несжатого фото- и видеоизображения — Raw. Последнее широко применяется в цифровом кинематографе.
Источники света в полиграфииправить | править код
Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500 К (источник Д65): от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.
Источник Д65 с цветовой температурой 6500 К имеет в своём спектре определённую стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компонента бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама — не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители). Благодаря оптическим отбеливателям белизна современной бумаги может превышать 100 %.
Как и все характеристики транспортного средства, цветовая температура закреплена на уровне законодательства и его нарушение влечет за собой финансовые санкции. В частности, в нашей[какой?] стране запрещенными являются лампы с температурой от 8000 до 30000 кельвинов. В этом случае осветительные приборы обладают насыщенным синим и фиолетовым цветом, который значительным образом искажает восприятие окружающих объектов.Это значит, что даже самая мощная лампа не позволит вовремя увидеть выбоину на дороге и не даст возможности своевременно изменить траекторию движения, адаптируясь к новым условиям. Естественно для опытных и ответственных водителей такой вариант является недопустимым.
Выбор цвета светодиодной подсветки
Какой свет выбрать: теплый или холодный? Предпочтение цветности свечения светодиодных ламп – дело субъективное. Географические и климатические факторы также могут сыграть роль в выборе оттенков света. Чаще всего те, кто живет в более холодных северных климатических условиях, предпочитают теплый свет, а жители южных мест – любители холодного света.
Таблица цветовой температуры светодиодного освещения, как можно увидеть, находится в пределах от 2 700K до 6 500K по шкале Кельвина и включает в себя теплый, холодный свет и дневной.
Свечение светодиодных ламп выше 5 000 К относят к холодному белому свету (голубовато-белый), а более низкие цветовые температуры – 2 700-3 000 К к теплому (от желтовато-белого до красного)
- Теплый белый свет (warm white) находится в диапазоне от 2 700 K до 3 500 K. Он создает успокаивающий и расслабляющий свет, который отлично подходит для спален, гостиных, столовых или ресторанов.
- Дневной свет (neutral white) колеблется от 5 000K–6 000K – четкий и ясный белый свет, который отлично подходит для гаражей, уличного освещения, офисов или магазинов.
- Холодный белый свет (cool white) находится между 6 000K и 7 000K – подходит для повышения бдительности, хорош в коммерческих и промышленных помещениях.
Также могут еще выделять естественный белый свет, который варьируется от 3 500 K до 4 500 K. Чистый белый свет лучше остальных имитирует солнечный, что делает его пригодным для использования практически в любом месте. Подвалы, гаражи и другие темные места, которые имеют слабое освещение, являются хорошим местом для прохладных белых светодиодов.
Цвет свечения светодиодов для освещения нужно выбирать в зависимости от того, где именно вы собираетесь использовать лампу, и от ваших личных предпочтений. Теплый свет хорошо применяем в различных жилых помещениях или в местах, где требуется расслабленная атмосфера. Прохладные цвета хороши для современного стиля и в промышленных, коммерческих условиях; или же если вы просто хотите увеличить яркость.
Используя светодиодные источники света, можно подобрать любой белый цвет по шкале Кельвина. Светодиод продается как источник света «полного цветового спектра» или же «улучшенного спектрального освещения».
Источники света LED, лампы или светильники хорошего качества излучают длину волны света, что больше соответствует тому, что мы видим в естественном солнечном свете, где присутствует полный цветовой спектр.
Выбирая холодный или теплый свет, ориентируйтесь на то, что светодиодные изделия для интерьера предлагаются в диапазоне от теплого белого света и нейтрального до белого дневного.
Оттенки теплее (например, 2 700k) выделяют желтый свет, что может быть полезно для кожи, но не подойдет для коммерческих и промышленных помещений и освещения тканей, продуктов питания, где присутствуют насыщенные яркие цвета, такие как красный, оранжевый и пурпурный. Как правило, внешние помещения освещаются в белом диапазоне дневного света. Любой холодный свет дает синий оттенок, а также искажает восприятие цвета – он подойдет для мастерских, гаражей или наружного освещения.
Для освещения дома предлагают светодиодные лампы на 3 500 K, 4 000 K и 5 000 K.
Лампы для встраиваемых потолочных светильников предлагаются в 3 000 K, 4 000 K, 5 000 K.
Лампы для внешнего уличного освещения предлагаются на 5 200 K.
Лампы для внешнего уличного освещения предлагаются на 5 200 K
Освещать такие места как гаражи, подвалы и паркинги для машин предлагается с помощью ламп в 5 000 K и 5 700 K.
Освещать такие места как гаражи, подвалы, паркинги для машин предлагается с помощью ламп в 5 000 K и 5 700 K
Использование полноцветного источника света, такого как светодиодные лампы, улучшает остроту зрения (даже при более низком уровне освещенности), оказывает положительное влияние на внутренние биологические часы организма (циркадный ритм) и просто способствует эффективному освещению.
Шкала цветовой температуры
Сегодняшний отечественный рынок предлагает огромный ассортимент источников света на светодиодных кристаллах. Все они работают в различных температурных диапазонах.
Обычно их выбирают в зависимости от места предполагаемой установки, ведь каждая такая лампа создает свой, индивидуальный облик. Одно и то же помещение можно существенно преобразить, изменив в нем лишь цвет освещения.
Для оптимального применения каждого светодиодного источника света следует заранее определиться, какой цвет вам наиболее удобен. Понятие цветовой температуры не связано конкретно со светодиодными лампами, его нельзя привязать и к определенному источнику, оно зависит лишь от спектрального состава выбранного излучения.
Цветовая температура всегда была у каждого светового прибора, просто при выпуске стандартных ламп накаливания их свечение было только «теплым» желтым (спектр излучения был стандартным).
С появлением люминесцентных и галогеновых источников освещения вошел в обиход белый «холодный» свет. Светодиодные лампы характеризуются еще более широкой цветовой гаммой, за счет чего самостоятельный выбор оптимального освещения усложнился, а все его оттенки стали обуславливаться материалом, из которого выполнялся полупроводник.
Индекс цветопередачи светодиодных ламп
Индекс цветопередачи характеризует возможность воспринимать градации цвета. Когда температура света светодиодных ламп ниже 3200 К цветовое восприятие существенно уменьшается. Попробуйте при свете свечи вытащить из коробки цветных карандашей зелёный или коричневый цвет. Поверьте, задача окажется не из лёгких.
Индекс цветопередачи очень чётко регламентируется для автомобильных светодиодных ламп, ведь при плохой цветопередаче может возникнуть ситуация, когда водитель не сможет различить полотно дороги и обочину.
Свет может изменять яркость и насыщенность цветов в помещении. Такое явление называют метамеризмом.
Каждая лампа обладает определенной цветопередачей, которая на упаковке обозначается индексом Ra (или CRl). Данный параметр источника определяется его способностью максимально точно передавать цвета освещаемого объекта.
Лучшего результата вы добьетесь, используя лампы с индексом цветопередачи от 80 Ra и выше. Это позволит всем цветам интерьера выглядеть наиболее естественно.
Характеристика | Коэффициент | Примеры ламп |
---|---|---|
Эталон | 99–100 | Лампы накаливания, галогенные лампы |
Очень хорошая | Более 90 | Люминесцентные лампы с пятикомпонентным люминофором, Лампы МГЛ (металогалогенные), современные светодиодные лампы |
Очень хорошая | 80–89 | Люминесцентные лампы с трехкомпонентным люминофором, светодиодные лампы |
Хорошая | 70–79 | Люминесцентные лампы ЛБЦ, ЛДЦ, светодиодные лампы |
Хорошая | 60–69 | Люминесцентные лампы ЛД, ЛБ, светодиодные лампы |
Посредственная | 40–59 | Лампы ДРЛ (ртутные), НЛВД с улучшенной цветопередачей |
Плохая | Менее 39 | Лампы ДНат (натриевые) |
Различные типы ламп, обладая одинаковой цветовой температурой, могут передавать цвета по-разному. Индекс цветопередачи определяет степень отклонения цвета предметов интерьера от его настоящего при освещении той или иной лампой.