Какой цоколь у обычной лампочки накаливания советского образца?
У обычной лампочки накаливания советского образца самый распространенный тип и диаметр цоколя, который имеет название винтовой или резьбовой, что в принципе одно и то же.
Цоколь такой лампочки имел маркировку Е27, где первая буква означала тип цоколя (Е – значит резьбовой или винтовой), а следующая за буквой цифра означала диаметр цоколя.
Лампочка накаливания при помощи резьбы, которая имелась на цоколе, вкручивалась в патрон соответствующего диаметра.
нашей любимой лампочки Ильича металлический резьбовой цоколь с маркировкой Е27.
Согласно существующего стандарта латинская буква “Е” обозначает тип цоколя лампочки как “резьбовой”, а маркировка “27” указывает на наружный диаметр цоколя в мм. для вкручивания в патрон.
Самые распространенные и широко используемые осветительные лампы советского периода нашей страны.
Используется в сети переменного тока напряжением 220 Вольт и частотой сети 50 Герц.
Имея один цоколь, стеклянную колбу грушевидную и приплюснутую, различалась по потребляемой мощности: на 25, 40, 60, 75 и 100 Вт.
Очень маленький КПД от 5 до 15 процентов максимум.
В советские времена использовались цоколи у лампочек накаливания это Е27 устанавливались в плафонах фонарях, люстрах, светильниках в быту. Обычная резьбовая лампочка.
Второй вид это резьбовой цоколь Е14 это лампочки с тоненьким цоколем, которые устанавливались в подсветке холодильников, вытяжек, в настольных лампах и светильниках, а также в люстрах на большое количество лампочек.
Третий вид это Е40 такие лампочки с большим цоколем использовались в уличных светильниках и имели большую мощность начиная от 500 Ватт.
Цоколь Е10 практически не встречался, но существовал по стандартам советского производства.
Поэтому принято считать Е27 – обычным, средним цоколем!
Е14 – маленьким цоколем и Е40 – большим.
Чтоб проще было понять цифра после Е это и есть диаметр самого цоколя!
Если имеется ввиду самая распространённая лампа накаливания для получения освещения в помещениях, как жилого и бытового помещения, так и помещений предназначенных для работы на рабочих местах, а также прочих зданий (не помню как это при СССР называлось, а сейчас это офисные помещения), так вот в этой лампе использовался Цоколь Эдисона, один из его диаметров, именуемый как E27, который является во всей гамме размеров Цоколей Эдисона, как средний цоколь в линейке ламп на 220 вольт.
Что такое в типе буква “Е” я точно не знаю, могу лишь предположить, что первая буква слова “резьба” иностранного происхождения или тип резьбы, типа как “М” – метрическая, а вот цифра “27” означает, что цоколь имеет резьбу 27 миллиметров.
Цоколь обычной Советской лампы идёт с маркировкой Е27-ь.
Цифра “27” означает диаметр цоколя в миллиметрах, цоколь обычный резьбовой, шаг резьбы крупный.
А буква (“Е”) это первая буква фамилии того человека который успешно применил данную рампу накаливания в коммерческих целях (запатентовал), то есть всем известный Эдисон, “Е” потому что на английском фамилия пишется как Edison.
Лампы с этим цоколем (с этой маркировкой) выпускают и сейчас, они как были одними из самых востребованных (самыми массовыми) при Союзе, так ими и остаются).
Мощность лампочек, даже с одним цоколем, разная.
При Союзе выпускали лампы и с другой маркировкой цоколя, а именно Е14-ь, расшифровка та же, только тут диаметр цоколя чуть меньше (14-ь мм).
Как правило лампы с таким цоколем менее мощные, до 40-а Ватт, были и 60-т Ватт, но это уже редкость.
Использовались в различных люстрах, светильниках, их и сейчас выпускают.
Расшифровка обозначений на цоколях автомобильных ламп
Существует несколько видов маркировки автомобильных ламп. Они серьезно отличаются друг от друга, часто сбивая автомобилиста с толку.
Маркировка отечественных автомобильных ламп
Еще со времен Советского Союза действуют обозначения автомобильных ламп в соответствии с ГОСТ 2023-88. Они выглядят следующим образом:
- А – автомобильная лампочка,
- АМН – автомобильная миниатюрная лампа,
- АС – автомобильная софитная лампа,
- АКГ – автомобильная кварцевая галогенная лампа.
Обычно после этих букв следуют цифры, которые обозначают мощность лампочки и номер разработки. Такая маркировка встречается только на автомобильных лампах отечественного производства. Главным недостатком ее является отсутствие в шифре конкретного типа лампы.
Европейская маркировка автомобильных ламп
Чаще всего на автомобильном рынке можно встретить лампочки с другим обозначением. Оно выполняется по единому европейскому стандарту ЕСЕ. В нем используется следующая шифровка:
- T – миниатюрная цокольная лампа, например, T4W;
- R – лампочка, имеющая диаметр цоколя 15 мм, диаметр колбы составляет 19 мм (R10W);
- P – лампочка, имеющая диаметр цоколя 15 мм, а диаметр колбы не превышает 26,5 мм (P15W);
- W – лампочка со стеклянным цоколем (W4W);
- H – галогенная лампочка (H5W);
- Y – наличие данной буквы перед числом говорит об оранжевом цвете колбы (PY21W).
Маркировка
Несмотря на договорённость автопроизводителей об унификации, классификация автомобильных ламп насчитывает десятки осветительных приборов, отличающихся формой колбы и типом цоколя. В условном обозначении автомобильных ламп советского образца используют следующие буквы:
- А – автомобильная;
- С – софитная;
- МН – миниатюрная;
- КГ – кварцевая галогенная.
Полная аббревиатура автолампы также включает номинальное напряжение, мощность и номер разработки, которые следуют после буквенного кода. К сожалению, такое сокращение неинформативно, а лампочки для автомобилей с маркировкой по ГОСТ 2023-88 востребованы исключительно в старых отечественных машинах.
Актуальной и более универсальной на сегодня является другая маркировка, выполненная по единому европейскому стандарту. Она включает следующие основные буквы:
- H – галогенная;
- D – ксеноновая;
- T – миниатюрная небольшой мощности с одним цоколем;
- R – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – 19 мм;
- P – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – не более 26,5 мм;
- W – без металлического цоколя;
- Y – дополнительный символ, указывающий на жёлтый (yellow) цвет колбы.
- s (single) – 1;
- d (duo) – 2;
- t (tres) – 3;
- q (quatro) – 4;
- p (penta) – 5.
Маркировка автомобильных ламп не по цоколям
Галогенный тип ламп относится к наиболее распространенному. Изделия такого плана могут изготавливаться с разными по размерам цоколями, но их маркировка всегда начинается с буквы «H» (галогенная лампа). Также могут встречаться цифровые обозначения. Они указывают на уникальность формы и цоколевой части автолампы. Например, противотуманная лампа маркируется как 9145.
Маркировка по цвету освещения
Если после первого символа маркировки проставлена буква Y, это значит, что колба автолампы оранжевого цвета. Например, лампа с пятнадцатимиллиметровым цоколем, оранжевой колбой будет обозначена следующей надписью – (PY21W).
Дальше предоставляем рисунок, с помощью которого будет несложно сравнить вышеприведенные описания с формой автомобильной лампы плюс цоколь, чтобы знать, какой визуальный вид имеют изделия.
Действующим ГОСТом 8769–75 предусмотрено наличие на транспортных средствах восьми видов внешних световых приборов. Каждый из них отличается конструкцией и назначением, что вынуждает производителей устанавливать различные типы автомобильных ламп.
Собственные предпочтения
Диодные лампы для машины
Тест автомобильных ламп, проведенный специалистами нашего портала, показал, что 90% дешевых китайских лампочек являются низкокачественными, что неудивительно. Так какие же лучше подобрать неоновые, газоразрядные или другие лампы для фар своего авто? Не нужно забывать и о собственных предпочтениях.
В целом существует несколько типов потребителей:
- Первый тип автовладельцев — эти люди в первую очередь думают о своей безопасности за рулем, в частности, об активной безопасности. Речь идет о тех автомобилистах, которые хотят видеть больше освещения на дороге во время езды. Как правило, такие люди покупают в свои фары более мощные лампочки, более яркие, которые светили бы хорошо и при этом обладали высоким ресурсом эксплуатации. Необходимо учитывать, что ресурс использования элемента — одна из самых важных характеристик в любом случае, ведь каждый автомобилист желает как можно реже менять устройства в фарах. Как показывает практика, наиболее весомые преимущества для автолюбителя дают всепогодные либо всесезонные устройства. По факту лампочки такого типа обеспечивают превосходную видимость дорожного полотна почти в любых погодных условиях, как при дальнем, так и ближнем освещении.
- Вторая категория автолюбителей — это люди, которые больше, чем о безопасности, заботятся об эстетических параметрах оптики. Как правило, такие потребители делают акцент на наиболее оптимальной цветовой температуре.
- Что касается третьего типа автовладельцев, то им вполне достаточно пассивной безопасности на дороге. Обычно автомобилистов, которые относятся к этой световой категории, не волнует большой световой поток фары, так как они стараются передвигаться по хорошо освещенным участкам дороги.
Краткие технические особенности
Цоколь лампы для авто — неотъемлемый элемент, который требуется для крепкой фиксации светильного аппарата в патроне устройства. Помимо всего, данная деталь обеспечивает беспрерывную подачу электроэнергии через свои контакты для подпитки светоприбора. Некоторые константные элементы предусматривают наличие газа, в результате неправильного подбора устройства может образоваться утечка.
Цоколи подразделяются по виду контактных приспособлений и могут быть:
- С лепестками
- Монолитными площадками
- Проволочными штырьками.
Цоколь как основание светильного аппарата предназначается для обеспечения надежной герметизации самой колбы и защиты от воздействия агрессивных внешних условий.
Если дело касается диодных приспособлений, то фиксирование лампочек для авто не обязательно. В остальных типах автоламп, таких как галогеновые, ксеноновые и аппараты с методом накаливания, обязательно должно присутствовать герметичное соединение.
Каждая модификация цокольного элемента обладает индивидуальным индексом, который может различаться как буквенной символикой, так и цифрами. Все значения сообщают определенные параметры изделия. Чтобы понять расшифровку видов автомобильных лампочек, следует изучить таблицу и списки определений.
Предназначение в краткой форме:
- Аппарат надежно удерживает светоприбор в патроне присоединительного типа.
- Является проводником электроэнергии, поступающей от источника до нитей накаливания.
- Обеспечивает герметизацию корпуса автолампы, защищающую устройство от влияния внешних факторов.
ВИДЕО: Основные виды цоколей
Классификация и виды
На момент существования СССР были зафиксированы в государственном регламенте 4 основные аббревиатуры лампочек для автотранспорта, которые производились на данной территории:
- АМН — сокращенное название автоламп с миниатюрными размерными параметрами.
- АКГ — обозначаются такие светоприборы на автомобили, как галогеновые изделия и кварцевые.
- АС — аббревиатура числится за софитной светотехникой;
- А — стандартный тип комплектации, предназначенный для автотранспорта.
Зачатую последующая цифирная символика, которая указывается после букв, свидетельствует об объеме мощности светотехники и серийном номере производителя. Однако данная маркировка может встречаться исключительно на автотранспортных световых устройствах отечественного изготовления. Одним из основных недостатков индексации считается отсутствие в коде определенного типа автомобильных ламп. Сегодня подобные шифры практически не используются.
Модификации оптики и патронов
На данный момент чаще всего в сфере автомобилестроения и реализации запчастей встречаются продукты с иными обозначениями. Обновленные правила создания символики положительно повлияли на образование уникального индекса, соответствующего стандартизированным нормативам ЕСЕ.
Чтобы было проще разобраться в товаре, каждый элемент обозначается следующей аббревиатурой:
- H — символ обозначает галогеновые светоприборы;
- W — продукт, в комплектацию которого входят компоненты, состоящие из стекла;
- R — галогенные лампы с цокольным составляющим и колбой, диаметр которых равен 15см;
- Y — сокращенное обозначение светового устройства для авто, в котором присутствует колба оранжевого оттенка;
- T — лампы на транспорт данной модификации имеют компактные размерные параметры.
Кроме того, существуют типы цоколей автомобильных ламп, отличающиеся индивидуальным количеством контактных элементов, которое варьируется в пределах от 1 до 5 единиц.
Разнообразие подразделений классификации можно определить по списку с картинками. Однако следует знать, что каждый вид изделия полностью зависит от технических характеристик крепления.
Индивидуальная классификация и маркировка
Помимо уже указанных аббревиатур устройств, предназначенных для освещения, аппараты обладают индивидуальной классификацией и маркировкой, которая создается на основе типа присоединительного патрона.
Каждый вид соединительной системы разработан таким образом, чтобы не было возможности вкручивать или вставлять лампы в патроны несоответствующей классификации.
Как определить какой цоколь у лампы
Многие осветительные приборы ни с чем спутать невозможно. К таким изделиям можно отнести большинство автомобильных ламп, настольных с двумя парами, линейных для прожекторов. Если какой-то параметр забыт, то на цоколе, патроне или оборудовании всегда есть подсказки. Например, напряжение сети, допустимая мощность, тип цоколя (полная маркировка).
Маркировка
Если от времени или из-за активного пользования прибором необходимая информация отсутствует, то вариантов несколько. Можно сделать фото и обратиться за консультацией к специалисту относительно машин или электрики. Другие способы предусматривают демонтаж патрона или принос малогабаритной техники непосредственно на торговую площадку.
Главная задача состоит в том, чтобы были соблюдены ограничения, которые устанавливает производитель того или иного оборудования. Так, напряжение может иметь 3 значения. Мощность соблюдать необходимо, чтобы не пострадали от нагревания плавкие и легковоспламеняющиеся элементы конструкции светильника. Из-за нарушений могут перегореть лампы, патроны, провода. А последствия последнего бывают пожароопасными.
Где устанавливают
Лампы W5W потребляют мало энергии, соответственно у них и малый нагрев при работе. Но их световой поток невысок. Поэтому лампочки W5W T10 устанавливают в:
- Подсветку номера;
- Плафон освещения салона;
- Подсветка перчаточного ящика (бардачок);
- Освещение багажника;
- Используют в качестве габаритной лампы;
- В повторителях поворотов.
Габаритные стояночные огни и освещение номера
Освещение салона автомобиля
Подсветка бардачка
Освещение багажника
Свет фонарей заднего хода
Передние боковые повороты
Не перепутайте! Если стекло повторителя поворотов желтого или оранжевого цвета используют обычную W5W, а если белого – то лампочку с желтой колбой. При этом, если лампа желтая, то её маркировка обычно отличается — WY5W
Типы ламп по сфере использования
Описывать все возможные варианты ламп можно до бесконечности, поэтому мы рассмотрим только те, которые подлежат наиболее частой замене.
- В фарах чаще всего используются лампы H1, H2, H4, H7, H9, H11, H15, HB3, HB4, D1R, D2R и D2S.
- Для направленных огней используются P21W, W5W и R5W.
- На задние фонари устанавливают P21W, P21/5W.
- Для боковых фонарей подходят W5W, R5W.
- Для габаритных огней — W5W, R5W, P21/5W и C5W.
- На противотуманки устанавливают H3, H4, H11, а также H15.
Помимо сферы использования учитываются также и типы самих ламп, а точнее количество нитей накаливания, интенсивность свечения и прочие параметры.
Где применяются
Светодиодные лампы с цоколем P21/5W (1157) в автомобиле можно применять:
- в стоп сигналах;
- габаритных огнях (передних и задних);
- дневных ходовых огнях (ДХО).
В разных марках автомобилей можно применять, как белые, так и красные лампы. Сверх яркие и мощные светодиоды лампы красного цвета, установленной в задние стоп сигналы и габаритные огни, будут отчетливо видны другим участникам дорожного движения, а белые дневные ходовые огни сделаю вашу машину красивее и заметнее на дороге.
Светодиодные лампы для автомобилей с цоколем белого цвета применяются в фарах, которые уже имеют определенный цвет.
Расшифровка обозначений на цоколях автомобильных ламп
На фото ниже показывается, в каких модулях освещения используются конкретные цоколи:
Легковая машинаГрузовая машина
Некоторые автомобилисты при выборе новой лампы сталкиваются с одной трудностью. Часто маркировка одних ламп сильно отличается от обозначений других, хотя по параметрам они ничем не отличаются. На самом деле причина в том, какие стандарты используются. Как уже было сказано ранее, существует международный и государственный стандарт. Первый – унифицирован для машин во всем мире, и данные комплектующие могут изготавливаться в одной стране, а рынок сбыта – в нескольких.
Что касается государственных стандартов, то зачастую такую маркировку получит изделие, не предназначенное для экспорта. Рассмотрим основные обозначения для отечественных и зарубежных автоламп.
Маркировка отечественных автомобильных ламп
Государственный стандарт, установленный еще во времена Советского Союза, до сих пор действует. На такой продукции следующие обозначения:
Буква: | Расшифровка: | Применение: |
А | Автолампа | Унифицированное обозначение любого типа лампочек |
АМН | Миниатюрная автолампа | Подсветка приборки, габаритные огни |
АС | Автолампа софитного типа | Светильники в салоне, подсветка номерного знака |
АКГ | Автолампа кварцевого галогенного типа | Головной свет |
Некоторые группы лампочек имеют одинаковую буквенную маркировку. Однако они отличаются диаметром цоколя и мощностью. Чтобы водитель смог правильно подобрать подходящий вариант, производитель дополнительно указывает диаметр в миллиметрах и мощность в ваттах. Единственный недостаток подобной маркировки для отечественного транспорта в том, что в ней указывается, что это автомобильная лампочка, но какого типа – не указывается, поэтому автомобилист должен точно знать размеры требуемого элемента и его мощность.
Европейская маркировка автомобильных ламп
Намного чаще в магазинах автозапчастей встречаются автолампы с европейской маркировкой, которая соответствует стандарту ЕСЕ. В начале обозначения стоит конкретная буква, которая указывает на следующие параметры самой лампы:
- Т. Автолампа цокольного типа маленьких размеров. Их используют в передних габаритных огнях;
- R. Размеры цоколя 15 миллиметров, а колбы – 19мм (диаметр элементов). Такие лампочки устанавливаются в заднем фонаре в модуле габаритов;
- R2. Размеры цоколя 15 миллиметров, а колбы – 40мм (сегодня такие лампы считаются устаревшими, но на некоторых моделях старых авто еще встречаются);
- Р. Размеры цоколя 15 миллиметров, а колбы – не более 26.5мм (диаметр элементов). Они используются в стоп-сигналах и повторителях поворотов. Если это обозначение стоит перед другими символами, то такая лампочка будет использоваться в качестве головного света;
- W. Стеклянный цоколь. Применяется в подсветке приборной панели или номерного знака. Но если эта буква стоит за цифрой, то это просто обозначение мощности изделия (ватты);
- Н. Лампа галогенного типа. Такая лампочка может использоваться в разных осветительных приборах автомобиля;
- Y. Данный символ в маркировке обозначает оранжевый цвет колбы или свечение в том же цвете.
Пример маркировки на цоколе:1) Мощность; 2) Напряжение; 3) Тип лампы; 4) Производитель; 5)Страна утверждения; 6) Номер утверждения; 7) Галогенная лампа.
Помимо обозначения типа элемента освещения в маркировке изделия указывается еще и тип цоколя. Как мы говорили, разнообразие в конструкции этой части лампочки предотвращает случайную установку элемента в несоответствующее гнездо. Вот значение этих символов:
Символ: | Расшифровка: |
Р | Цоколь фланцевого типа (если буква перед другими обозначениями) |
ВА | Цоколь с симметричным расположением штифтов |
BAY | Штифтовая модификация, только один из выступов немного выше относительно другого |
BAU | Смещение штифтов по радиусу |
BAZ | В данной модификации асимметрия штифтов обеспечивается разным расположением на цоколе (на разном расстоянии и высоте относительно друг друга) |
SV (в некоторых моделях используется символ С) | Софитный тип цоколя (контакты расположены с двух сторон колбы цилиндрической формы) |
Х | Указывает на нестандартную форму цоколя |
Е | На цоколе выполнена резьба (в основном используется в старых моделях авто) |
W | Стеклянный цоколь |
Помимо упомянутых обозначений производитель также указывает число контактов цоколя. Эта информация латинскими буквами нижнего регистра. Вот что они означают:
- s. 1-контактные;
- d. 2-контактные;
- t. 3-контактные;
- q. 4-контактные;
- p. 5-контактные.
Плохие светодиодные лампы P21W ba15s
Рассмотрим 12 самых популярных моделей с Алиэкспресс. Заранее скажу, что некоторые из них равноценны галогенке P21W только из-за цветовой температуры 4500К — 6000К. Но превзойти её не могут. Запоминаем, у обычной яркость 450 Люмен.
№1
В первом образце установлены поддельные SMD 5630 в количестве 16 штук, каждый 12 люмен. Итого 16*12=192лм. Маловато получилось, у обычных 450лм.
№2
Тут поставили 15 штук стареньких SMD 5050, по 8лм каждый. Такие подойдут только для габаритных огней авто. Отличный хлам.
Получается всего 120лм
№3
Тут целая кукуруза, надеются, что огромное количество слабеньких диодов впечатлит покупателя. На текстолитовое основание припаяли 25шт. SMD5050.
Получается 25*8=200лм
№4
В этом образце умудрились поставить одну большую линзу, вот только нахрена. Она фокусирует свет в одном направлении, светит как фонарь узким лучом, а необходимо полностью подсвечивать фару. По конструкции она никуда не подходит. Состоит из 6шт. SMD 3528, по 15лм.
Световой поток будет 15*6=90лм, мусор
№5
LED диодов не пожалели, всего 40штук SMD 5730 по 7лм каждый. Но эти дохнут как мухи, потому что плохого качества, проверено неоднократно. Каждый знает, чем больше элементов в конструкции, тем ниже надежность. Тут как раз такой случай, можно было поставить 5 настоящих фирменных светодиодов 5730 по 0.5W. Но тогда она потеряет свой крутой товарный вид, большинство думают, что 40 led гораздо круче чем 5 led.
яркость 280лм, будет аналогична штатной
№6
Производитель использует самый популярный ход, пытается обмануть покупателя. На самом деле используются подделки, похожие на оригинальные Cree XBD. Вот только откуда изготовитель берет такие цифры 60W и 80W, которые пишет в характеристиках. Настоящий Cree XB-D имеет номинальную мощность 1W, а тут их 14шт. Такой корпус максимум выдержит 5 ватт, если больше то быстро скончаются.
светит макс на 300лм, но дохнут быстро из-за плохих led
№7
Продавец обычно пишет, это же технология COB, невероятно мощные, супер яркие, долговечные. Но естественно это подделка, имитация технологии COB. Работают от 1 до 6 месяцев.
обеспечивает 250 — 300лм
№8
Конкретный антикварный хлам на 1W. Такими мой дед тюнинговал танк T-34 на день победы 9 мая в 1945 году.
№9
Имитация COB led диода. Каждая точка это кристалл на 5лм, всего 24 кристалла, на 120лм. Обыкновенный мусор.
№10
Это же лампа 1156 с цоколем BA15S. Только одна надпись Cree повышает стоимость этого барахла в 2 раза. Если бы все 16шт. КРИ были настоящие, то она светила бы на 1600лм и равна была ближнему свету автомобиля. Но тут недолговечная подделка на 400лм в лучшем случае.
№11
В этой модели обещают Cree Q5, но он всего на 100лм. Наличие линзы делает из этого узконаправленный фонарик, который не будет подсвечивать весь задний габарит или стоп сигнал. Деньги на ветер.
№12
Уникальное сочетание разных поколений, производитель хотел придать уникальности и крутости. Сочетание линзы и СМД 5050. Такое чудо подарит вам максимум 200лм. А после того как поставите в фонарь, ваше воображение невольно сравнит её с ксеноном. Ведь у ксенона и этой лампочки 1156 BA15S много общего, например одинаковый белый свет
Светодиодная лампа 1157 p21/5w refit красная
Куда пропала серия ламп Cl6 / CL7?
Лампы серий CL6, CL7 сняты с производства и более выпускаться нами не будут. Лампы мы производили у стороннего китайского производителя по кантракту, делясь с ними всеми чертежами и наработками.
С июля 2018 года организовали собственное производство, где успешно разрабатываем, тестируем и прозводим всю светотехнику для автомоблей в настоящий момент.
Серии Ceramic и Refit DRL произведены в России.
В чем отличие серии Ceramic от предыдущих серий CL7 и CL6?
В первую очередь тип радиатора.
В серии Ceramic отсутствуют гибкие радиаторы, т к они они не зарекомендовали себя с точки зрения эффективности (их могут расправить, а могут не расправить при установке).
Отличия в методе изготовления корпуса и марке алюминия.
Из наиболее важных – влагозащита корпуса, в Ceramic мы проработали ее специально для российских условий эксплуатации – много вводы и грязи с дорог (заметим что гибкие радиаторы сильно теряют эффективность при загрязнении).
Все в совокупности существенно увеличивает срок службы ламп.
Автомобильные лампы и их маркировка
К автомобильным лампам сейчас выдвигается значительное количество требований, в частности к их эксплуатационным показателям и характеристикам. Ведь с самого начала использования на автомобилях аккумуляторов и осветительных приборов рынок начал предлагать самые разные модели ламп.
Цоколи автомобильных ламп и их маркировка
Чтобы произвести правильный подбор ламп на свою машину, в первую очередь следует учитывать характеристики самого авто – максимально допустимая мощность ламп, форму и размер цоколя по лампу. Также не стоит забывать об условиях применения осветительных приборов, поскольку это тоже влияет на обзорность в ночное время, а также цвет светового пучка.
Зачастую простота подбора оптических элементов обеспечивается базовыми данными об авто – марка, модель, дата производства, объем силовой установки. Тип и вид автомобильной лампы обычно указывается на ее колбе и цоколе, а также на упаковке. Самыми ходовыми на данный момент являются обычные лампы накаливания, а также ксеноновые, галогеновые, недавно появились также и светодиодные.
Некоторые виды ламп являются комбинированными, с использованием двух спиралей, что дает им возможность выполнять сразу пару функций, к примеру, одна лампа может работать и как габаритные огни, и как стоп-сигнал. Изготовители ламп обычно указывают основные характеристики своей продукции, причем вместе с пояснениями, что обеспечивает легкость подбора оптических элементов для автомобиля по его данным.
Типы автомобильных ламп
По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.
Накаливания
Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.
Галогенные
Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачаны галогениды брома и йода. Эти галогены препятствуют прилипанию частичек испаренного вольфрама к внутренней поверхности стекла. Активно перемещаясь внутри колбы эти частички попадают обратно на нить накала и свариваются с ней под действием температуры. Таким образом, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс все же не бесконечен, так как испаренные частицы оседают в хаотичном порядке, образуя неравномерные по толщине участки, что в итоге приводит к перегоранию нити в тонких промежутках. Для головных фар, кроме однонитевых, применяют двухнитевые лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего, а вторая для дальнего света.
Кроме увеличенного в два раза ресурса работы, галогенки светят в два раза ярче обычных ламп накаливания и подобный автосвет широко применяется по сей день.
Газоразрядные
В конце прошлого столетия галогенки были частично вытеснены ксеноновыми лампами. В отличие от предшественников эти приборы работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп изготавливается из прочного кварцевого стекла, внутрь колбы закачивается газ ксенон, а с двух сторон в нее впаиваются два вольфрамовых электрода с проставками из инвара. В момент подачи напряжения на электроды между ними возникает разряд с излучением фотонов света. Так как сам ксенон формирует столб светящейся плазмы только возле катода, то в колбы автоламп добавляют ртуть, соли натрия и скандия. За счет этого основной поток света формируют пары солей и ртути, а ксенон служит для первичного запуска и разогрева основных элементов. Свет таких ламп дает яркий поток, теплотой до 6000 K. Именно эти характеристики так привлекают владельцев авто, но для запуска и работы газоразрядок необходим специальный балласт.
Схема включения в цепь.
Для фар, где не предусмотрена раздельная оптика используют биксеноновые лампы — те же ксенонки, но установленные в специальный механизм, регулирующий фокусное расстояние и направление свечения. Фары, не имеющие подобного механизма, лишены возможности переключения между режимами ближнего и дальнего света с ксеноновыми лампами.
Читайте: 6 лучших моделей ксеноновых ламп
Светодиодные
Следующая ступень эволюции в автосвете — LED лампы. В качестве источника света здесь выступает полупроводниковый кристалл, помещенный под люминофорную заливку. В конструкции лампы имеется схема управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Так как LED элементы и драйвер сильно греются, то для теплоотвода необходим массивный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде дорожек, имитирующих нити накала. Верхняя дорожка отвечает за ближний, а верхняя за дальний свет, причем обе группы прикрыты полусферами, отсекающими прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют ресурс работы до 20000 часов и теплоту света практически в любом необходимом диапазоне, вплоть до 8000K, что делает их самыми долговечными и яркими среди всех аналогов. Главный недостаток светодиодных автоламп в том, что у них нет светораспределения по всему радиусу рефлектора и линзы, как у галогенок или ксенонок. Отсюда вытекает две проблемы:
- Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, далеко не всегда совпадающем с конструкцией посадочного места в фаре.
- Для реализации всего потенциала таких приборов необходима оптика и рефлекторы изначально разработанные под LED лампы.
Последняя разработка, основанная на LED технологии — лазерные фары. Эта инновация позволила увеличить дальность свечения головных фар до 600 метров, но слишком узкий конус света и космические расценки на лазеры пока не дают распространиться новинке на рынке автосвета в полной мере.
Рекомендуем: 7 лучших светодиодных ламп для авто
Основные выводы
При починке фары обязательно необходимо знать тип цоколя автомобильной лампы, которой она оборудована.
- Маркировка элементов может осуществляться по отечественной (ГОСТу) или европейской системе в зависимости от производителя.
- Буквенное обозначение информирует о виде лампы и типе цоколя, а цифровое о его размере или диаметре.
- Классификация может производиться и по числу контактов.
- В автофарах чаще всего применяются галогенные, газоразрядные и светодиодные виды ламп.
- Тип цоколя может определить назначение источника света при оборудовании систем освещения автомобиля.
В современном автомобилестроении все больше внимания уделяется светодиодам и все меньше классическим лампам накаливания. Новые модели машин предъявляют более высокие требования к техническим характеристикам не только конструкции фар, но и используемых в них ламп.
Предыдущая
Цоколи и патроныКак выбрать лампу с цоколем типа G13
Следующая
Цоколи и патроныОсобенности цоколя е14 для ламп и его отличия от e27